О чем пишут в СМИ
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1374
На неделе двое малоизвестных молодых человека, представляющих молодежно– патриотическое движение Кыргызстана, выступили на брифинге в агентстве “Акиpress” и сделали интригующее заявление. Оказывается, аккредитованные в Кыргызстане послы США и Великобритании “превышают полномочия дипломатического мандата” и вмешиваются во внутренние дела нашего суверенного государства.
Молодые патриоты оказались чрезвычайно осведомленными о маршрутах передвижения по стране послов двух великих держав и даже о нюансах разговоров на местах. Видимо, они там были, стояли рядом и держали диктофоны. По словам одного из участников брифинга Эмиля Турдумбекова, когда 18 июня посол США Памела Спратлен посетила офис компании “Талас Копер Голд”, ведущей разработку золотомедного месторождения Талды–Булак в селе Арал Таласской области, она не только интересовалась причинами недовольства местных жителей, уточняла детали конфликтов, но даже выразила глубокий скепсис по поводу наличия призрачных надежд на возможность урегулирования конфликта.
А посол Великобритании Джудит Маргарет Фарнворт виновата в том, что 14 июня в микрорайоне “Амир Тимур” города Оша встретилась с представителями узбекской диаспоры. Беседуя с жителями махалли, она “сознательно” задавала наводящие вопросы об имеющихся проблемах во взаимоотношениях с правоохранительными органами и даже требовала подтвердить факты системного нарушения их прав со стороны местных властей. И, мол, такие наводящие вопросы могли спровоцировать конфликт.
Вот такие удивительные подробности о событиях почти месячной давности поведали молодые люди, которые на вид вроде не похожи на агентов спецслужбы. От имени своей организации они озвучили требование ко всем иностранным дипломатам и международным организациям не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана, не выходить за пределы своих полномочий и заявили о намерении мониторить теперь деятельность послов на территории Кыргызстана, а данные передавать в компетентные органы. Стало быть, хотят бдить, чтобы они своим длинным носом куда не надо не лезли.
Однако не нужно водить общественность за нос. За кулисами всей этой впечатляющей истории, похоже, стоят люди посолиднее этих пацанов, поскольку уж больно не по годам информированными те оказались, за ними торчат чьи–то длинные уши.
Тут надо бы разобраться, у кого какой мандат, поскольку делать подобные заявления в адрес аккредитованных глав диппредставительств по статусу может только МИД. Если действительно были факты вмешательства во внутренние дела Кыргызстана, то почему до сих пор не было соответствующей ноты протеста со стороны нашего внешнеполитического ведомства? Также возникает вопрос: почему до сих пор все молчали, а тут почти через месяц кинули зеленых ребят на амбразуру? Это такой наш новый способ дипломатического воздействия? Вообще–то дипломатам никто не запрещает узнавать о ситуации в стране и встречаться с гражданами, это их каждодневная работа.
Но тут выплывает сама собой еще одна подробность. За день до этого брифинга побывавшая в Кыргызстане верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай дала пресс–конференцию по итогам своей поездки по стране. Она конкретно заявила, что серьезно обеспокоена наличием в стране дискриминации по религиозному, этническому и гендерному признакам. Госпожа Пиллай отметила, что в государственных органах, судейском корпусе, в армии представленность этнических меньшинств на очень низком уровне, обратила внимание на то, что по июньским событиям наблюдается тенденция переложить вину на представителей другого этноса, и особое внимание уделила проблемам пыток. Также она обратилась к руководству страны с просьбой гарантировать справедливое судебное разбирательство по апрельским и июньским делам.
Последние два года масса представителей различных дипмиссий и сотрудники международных организаций только и делают, что работают на юге, общаются с местными жителями, помогают миростроительству. И что, тем самым вмешиваются во внутренние дела страны? Абсурд! Что должен зарубить себе на носу молодец Турдумбеков.
"Вечерний Бишкек"
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1474
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1426
Китай и Иран хотят проложить через Центральную Азию сквозные линии железнодорожного сообщения, способные связать эти страны между собой. Дорога из КНР может быть проложена в Иран через Киргизию, Узбекистан и Афганистан (возможно, с включением туркменского участка), либо через Киргизию, Таджикистан и Афганистан.
Киргизский министр сделал выбор
По словам координатора объединенной евразийской экспертной сети Jeen Натальи Харитоновой, и Китай, и Иран готовы участвовать как в той, так и в другой схеме. Киргизия, таким образом, получила возможность рассматривать свое участие сразу в двух проектах строительства железных дорог между ними. Однако киргизский министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов 15 июня заявил, что его республика, скорее всего, не поддержит строительство железной дороги Иран - Афганистан -Таджикистан - Киргизия - Китай.
Это заявление обеспокоило Душанбе.Новый транспортный коридор позволил бы Душанбе сократить риски. "Ведь уже не первый год возникают трудности с прохождением таджикских поездов через территорию Узбекистана", - отмечает эксперт центра стратегических исследований при президенте страны Вафо Ниятбеков. По его словам, в мае на встрече министров транспорта Таджикистана, Афганистана и Ирана было заявлено об окончательном сроке сдачи ТЭО таджикского участка железной дороги в октябре 2012 года.
В Душанбе Киргизию не поняли
Проект железной дороги был согласован на встрече министров транспорта Китая, Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Ирана в 2010 году. "Таджикская ветка может занять 392 километра. Здесь будет несколько тоннелей и 47 мостов. Предполагается, что километр пути на самых сложных участках обойдется не меньше чем в восемь миллионов долларов", - отметил источник DW в Минтрансе Таджикистана.
До 15 июня Душанбе исходил из того, что проект не вызывает сомнений у Бишкека. Уже на следующий день после заявления министра транспорта и коммуникаций Киргизии об отсутствии там интереса к этой дороге таджикская делегация встретилась с Калыкбеком Султановым и напомнила, что вопрос уже был согласован. Об этом сообщили таджикистанские СМИ со ссылкой на главу Минтранса Таджикистана Низома Хакимова. "Вопрос строительства решен на межгосударственном уровне и согласие всех сторон остается в силе", - сообщил Хакимов.
Бишкек готов обсуждать…
В киргизском Минтрансе теперь пытаются смягчить заявление своего шефа. Как пояснили DW в пресс-службе ведомства, речь не идет о категорическом отказе от участия в проекте, просто он мало изучен, официальных документов в Бишкек еще не поступало, как не было и каких-либо серьезных переговоров на этот счет. А проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан обсуждается уже давно, проведено предварительное ТЭО, достигнута политическая договоренность на самом высоком уровне. Поэтому по данному направлению Киргизия работает в приоритетном порядке, хотя другие варианты тоже готова обсуждать, подчеркнули в пресс-службе Минтранса.
В Таджикистане считают, что в Бишкеке отдали предпочтение маршруту Китай - Киргизия - Узбекистан - Туркмения - Афганистан - Иран, учитывая претензии Ташкента на лидирующую роль в трансрегиональных транспортных проектах. "Нельзя исключать, что этот спор - своего рода соперничество Ташкента и Душанбе за роль ключевого игрока в амбициозном проекте", - полагает таджикский политолог Абдугани Мамадазимов.
Узбекистан не комментирует
В свою очередь Наталья Харитонова указывает на то, что Узбекистан уверен в том, что его уже имеющуюся железнодорожную сеть невозможно отодвинуть на второй план за счет соседних стран - это слишком дорого. Да и внутренний рынок самого густонаселенного государства региона нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому Ташкент, который с 1997 года участвует в проекте железной дороги КНР - Киргизия - Узбекистан и в 2011 году подписал соглашение о создании транспортного коридора Узбекистан - Туркмения - Иран (и далее - Оман и Катар), сейчас фактически не комментирует дискуссии о том, какой путь из Китая в Иран предпочтет Киргизия - через Таджикистан или через Узбекистан.
"Другое дело, что и Ирану, и Китаю желательна магистраль, которая наименьшим образом попадала бы под влияние США. Учитывая то, что сейчас Ташкент идет в американском фарватере, маршрут через Таджикистан выглядит привлекательным и для КНР, и для Ирана", - говорит эксперт Jeen. В этом варианте Пекин видит возможность договориться с Таджикистаном и Киргизией о ширине рельсов 1435 мм, что позволит не "пересаживать" грузы на более широкое узбекское полотно и повысит скоростные возможности транспортировки.
Быстрая магистраль для китайских военных
"А это, помимо бизнеса, важно и китайским военным. У КНР появились стратегические интересы в Афганистане, где получен доступ к месторождениям цветных металлов, и в Иране, где сосредоточены столь важные для КНР углеводородные ресурсы", - считает Наталья Харитонова. Иран же дает понять, что готов участвовать в любых проектах, которые свяжут его с зонами, где можно торговать вне евро и доллара.
В данном случае, в отличие от трубопроводов, которые необходимо заполнять ограниченными запасами газа или нефти, транспортные ветки находятся в меньшей конкуренции друг с другом, поскольку объемы возможных объектов перевозки между Ираном и Китаем неограниченны. Нельзя исключать реализации обоих проектов, хотя Бишкек постарается за согласие поторговаться, отмечает Харитонова. Киргизский эксперт из НПО "Центральноазиатский институт свободного рынка" Азис Иса считает, что железная дорога до Китая придаст новый импульс экономике республики. "Выход на Иран - это тоже замечательно, поэтому мы должны изучать все возможные проекты и один не должен мешать другому", - говорит Иса.
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1923
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1663
Нельзя выдумать истории более странной, чем эта: 20 июня возле Исфары в таджикской провинции Согд были арестованы трое кыргызстанцев из Баткена, якобы за контрабанду и попытку продать более 90 кг. так называемой «красной ртути». Вы спросите, что такое «красная ртуть»? По-видимому, это почти мифическое химическое соединение, предположительно выведенное в Советском Союзе, которое можно использовать для того, чтобы сделать бомбу. Хотя зачастую в СМИ «красную ртуть» связывают с террористами, нет никаких признаков того, что она существует на самом деле. Поэтому в последующих статьях об аресте кыргызстанцев фигурировало только слово «ртуть».
Так или иначе, через день после ареста родственники одного из задержанных взяли в заложники 19 торговцев из Таджикистана в городе Баткен. Что более странно, родственники знали этих торговцев, и, видимо, попросили таджикских заложников выждать, пока они не обменяют их на трех арестованных кыргызстанцев. К счастью для таджиков, им не пришлось ждать до такого маловероятного обмена заложниками. Властям удалось освободить их к полудню 22 июня.
Однако это был не конец истории. Утром 22 июня 200 человек, по информации друзья и родственники арестованных, собрались в центре Баткена, требуя от властей принять решительные меры по освобождению трех граждан Кыргызстана, всё еще удерживаемых в Таджикистане. В полдень эти протестующие взяли в заложники других восьмерых граждан Таджикистана. На этот раз заложниками стали дальнобойщики, перевозившие товары из Китая в Таджикистан. Поскольку протестующие не собирались уйти мирно (некоторые из них были вооружены, другие бросали камни в сотрудников полиции), власти решили провести «специальную операцию» по освобождению заложников. Как оказалось, операция подразумевала собой использование шумовых гранат и предупредительные выстрелы в воздух до тех пор, пока толпа не разошлась. Операция, в большей степени, прошла успешно: хотя в ходе операции был ранен один сотрудник полиции, протестующие разошлись, заложники были освобождены и отправились в путь, а полиция задержала и отправила в тюрьму девять организаторов акции протеста.
Но помимо этого, несмотря на то, что участникам акции протеста не удалось освободить своих друзей из таджикской тюрьмы, правительство, похоже, услышало их требования: официальная делегация из Баткена отправилась в Исфару в надежде решить проблему «в рамках законодательства обеих стран и международных соглашений».
После того, как ситуация была взята под контроль, администрация Баткенской области попыталась не придавать большого значения инциденту, отметив, что местные жители впервые решали проблему путем захвата заложников. Местная администрация также попросила общественность не видеть в этом инциденте межэтнический конфликт, однако признала, что инцидент негативно отразился на межгосударственных отношениях между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Хотя это верно с технической точки зрения, я не считаю, что различие между «межэтническими» и «межгосударственными» проблемами имеет значение на юге Кыргызстана. Если внимательно взглянуть на историю напряженных отношений между кыргызами и таджиками в Баткене, можно увидеть, что «межэтническая напряженность» берет корни из межгосударственных проблем. Действительно, инцидент с «красной ртутью» обращает внимание на постоянные проблемы на кыргызско-таджикской границе.
Несмотря на то, что во время межэтнического конфликта в июне 2010 года в Баткене было относительно спокойно, эта область пережила свою долю напряженности и конфликтов. В 1989 году во время распада Советского Союза между приграничными деревнями в Кыргызстане и Таджикистане произошли столкновения из-за воды и земли, в результате чего погибли несколько человек, десятки получили ранения. Это было не столь удивительно, поскольку граница между Кыргызстаном и Таджикистаном не была определена, и местные жители не знали, как делать различия между «нашими» и «не нашими». Удивительно то, что эти проблемы так и не были решены. Даже сегодня многие части границы не очерчены, а земельный и водный конфликты остаются неотложной проблемой.
Усугубляет эту проблему тот факт, что Баткенская область и провинция Согд страдают от различных социальных и экономических проблем, которые провоцируют напряженность между кыргызами и таджиками. По словам профессора политологии в Американском университете Центральной Азии Азамата Темиркулова, отдаленная Баткенская область является экономически отсталой и отрезана от остального Кыргызстана. В результате этого местные жители вынуждены уезжать оттуда в поисках работы в Бишкек или Россию. Между тем провинция Согд перенаселена. Это обычный спрос и предложение: кыргызы уезжают и продают землю за бесценок, а таджики рады купить.
Кыргызы, проживающие в приграничной области, часто утверждают, что таджики незаконно покупают кыргызскую землю. Возможно, это правда, так как некоторые таджики дают взятку, чтобы официально зарегистрировать землю на свое имя, но основная суть ситуации такова: таджики хотят получить землю, а многие кыргызы – нет. Некоторые кыргызы также утверждают, что этот процесс превращает их территорию в таджикскую территорию. Порой всё это доходит до предположений, что всё это – замысел Душанбе с целью увеличить свою территорию. Это немного звучит как теория заговора.
Но независимо от того, что же на самом деле правда, проблема не будет решена до тех пор, пока два государства не очертят свои границы. До тех пор, вероятность возникновения конфликта между кыргызами и таджиками будет оставаться высокой.
29 декабря 2011 года мы стали свидетелями того, как мало нужно для того, чтобы спровоцировать межэтнический конфликт при таких напряженных обстоятельствах: в селе Андарак Ляйлякского района Баткенской области произошла драка между подростками кыргызской и таджикской национальности. В результате драки один кыргызский подросток оказался в больнице. Родители пострадавшего мальчика подали заявление в полицию, которая арестовала трех подозреваемых таджиков. С этого момента конфликт вышел из-под контроля. Сначала группа из 150-200 таджиков выступила против полиции и освободила трех подозреваемых. Затем около 500 разгневанных кыргызов потребовали отдать подозреваемых. Но потом численность таджиков возросла до 1000 человек, и никто не хотел сдаваться. Впоследствии возникли столкновения. Обстановка немного разрядилась после того, когда на место происшествия приехали губернатор области, глава района и заместитель министра внутренних дел Кыргызстана. Они убедили толпу разойтись. Учитывая недавнюю историю юга страны, это было небольшое столкновение. Но оно могло перерасти в большой конфликт.
Я не пытаюсь предположить, что произошедшее несколько дней в Баткене было межэтническим конфликтом. Жители выбирали заложников не по этнической принадлежности, а по гражданству. Тем не менее, подобные события, несомненно, вредят межэтническим отношениям внутри Кыргызстана.
Кыргызстан – это страна, где центральное правительство не имеет сильную власть в регионах, а жители зачастую не доверяют правительству и не верят, что они помогут им решить проблемы. Это страна, где политики зачастую называют этническое меньшинство «диаспорой», объединяя этническую принадлежность к гражданству и продвигая идею о том, что меньшинства – это мигранты, которые могут вернуться в свою родную страну.
Принимая во внимание такие условия, нетрудно представить, как межгосударственный инцидент, подобный аресту трех кыргызстанцев, может перерасти в межэтнический. И я могу предположить, что ранее существовавшая напряженность между кыргызами и таджиками в Баткенской области, возможно, стала одной из причин недовольства протестующих.
Но независимо от того, прав я или нет, история с взятием заложников и беспорядков в Баткене указывает на необходимость более активных действий со стороны правительства по разрешению проблем, с которыми сталкивается этот изолированный и бедный регион. Правительство, возможно, не сумеет существенно поднять застойную экономику, но усилия и сотрудничество с Таджикистаном, так же, как четкое определение границ между двумя странами, несомненно, помогли бы ослабить межэтническую напряженность в Баткене.
Как сказал радио «Свобода» бывший посол Кыргызстана в Таджикистане Мирослав Ниязов, решение этой проблемы могло бы усилить веру и доверие людей правительству, а также заставить местных жителей отказаться от использования незаконных средств для решения своих проблем в будущем.
«Registan.net»
Перевод – «InoZpress.kg»
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1249
- Нынешним мэрам городов Бишкека и Оша Исе Омуркулову и Мелисбеку Мырзакматову депутаты ЖК дали фору. На самом высоком уровне решено, что они свои сроки доработают до конца. Однако уже сегодня политики всех мастей и рангов "шкубаются между собой": желающих стать градоначальниками двух столиц много. А кресел всего два.
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 784
Однако политолог не исключает возможных локальных столкновений между тремя государствами Центральной Азии, у которых в последнее время действительно «не складываются» отношения в вопросах энергетики, водо и землепользования.
По словам Равшана Касымова, о возможности подобных конфликтов еще пару лет назад заявлял российский эксперт в области приграничных вопросов Александр Сабянин.
«Вооруженные столкновения между Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном возможны», - считает политолог, подчеркивая, что аналогичные заявления время от времени идут с российской стороны.
«Я не исключаю, что официальная Россия либо что-то знает , либо что-то планирует сама. Вспомните, события 1968 года, ввод войск в Афганистан или последние войны в Чечне! Ведь все они были спланированными акциями со стороны российских спецслужб и оборонного ведомства», - напомнил он. При этом политолог уверен, что механизм запущен и неотвратим.
«Как мне кажется, Таджикистан сегодня «сидит» на пороховой бочке, как и соседние Афганистан и Кыргызстан», - подчеркнул Касымов
Касаясь вопроса размещения российской военной базы на территории Таджикистана, эксперт подчеркивает, что это «палка о двух концах». «С одной стороны, безусловно, присутствие РВБ в РТ - это некий гарант стабильности Афганистана, ведь по мнению многих военных экспертов Российская база играет роль сдерживающего фактора», - считает он.
По его мнению, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что военная база обеспечивает не одну тысячу таджикских граждан работой. «С другой стороны - не надо забывать, что любое государство, желающее своей полной независимости, не должно иметь на своей территории чужие военные силы», - отметил Касымов.
Эксперт считает, что не надо забывать и о том, что в первые месяцы гражданской войны в РТ некоторые представители военной базы раздавали оружие обеим сторонам.
«Понятны старания России «давить» на Таджикистан: здесь присутствует и политический и экономический интерес. Но, при этом, не надо сбрасывать со счетов и то, что Россия сделала много для установления мира и подписания мирного договора в Таджикистане», - напомнил он.
«Я не думаю что вопрос о сроке и статусе пребывания Российской военной базы разрешится в ближайшее время. Да и пресловутые $300 млн. арендплаты, конечно сыграют свою роль. Мне кажется здесь на лицо «завышенная цена», - подчеркнул Касымов.
Он уверен, что «сейчас трудно предположить, чем закончится эта проблема. «Но, то, что это еще одна головная боль, и для российской, и для таджикской стороны, очевидно», - отметил эксперт.
Однако, на мой взгляд, сейчас официальный Душанбе начал вести многовекторную политику- последний пример участие Таджикистана в киргизских учениях с участием США. Это говорит о том, что Таджикистан держит политическую линию, и на запад ,и на Россию. И это правильно! Только в этом случае мы сумеем доказать, что мы независимы», - резюмировал Касымов.
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 2871
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1147
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1199
Бюджет на грани провала. Согласно официальным данным, казна за год недосчитается 18,5 миллиарда сомов. Кроме этого, потребность в дополнительных расходах составит 1 миллиард 461 миллион сомов. Депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков еще более пессимистичен. Он считает, что республиканский бюджет недополучит 25 миллиардов. Правда, пока об урезании расходов речь не идет. Но уже сейчас некоторые считают, что под угрозой срыва выплата бюджетникам, пенсионерам и льготникам. Не исключен и дефолт, который приведет к росту инфляции. Станут дорожать продукты питания, непродовольственные товары. Денег катастрофически не будет хватать. Все может закончиться бунтом.
Один в поле воин
Прямо скажем, нынешнему правительству не повезло. И все из–за спада на ведущем предприятии “Кумтор”. Сегодня много можно говорить, что надо было подготовить запасной аэродром, привлечь новых инвесторов. Только дальше болтовни дело не идет. Хотя десять лет назад подфартило российскому президенту Владимиру Путину. На фоне дорожающей нефти он смог быстро поднять свой авторитет и пополнить российскую казну. Вот бы и нам при растущих ценах на золото заарканить иностранцев для разработки месторождений! Ведь нельзя, чтобы экономические показатели зависели только от одного предприятия.
Еще лет восемь назад автору этих строк крупный специалист из Министерства промышленности и внешней торговли Болот Мусабаев предсказал, что месторождение Кумтор начнет иссякать, добывать золото станет невозможно, и предлагал делать капиталовложения в другие известные золоторудные месторождения республики. Нужно признать, что и сейчас их эксплуатация сулит немалые барыши, но суровая реальность показала, что сегодня в Кыргызстане на геологоразведочный лагерь могут налететь джигиты, разграбить, разорить его. Иностранцы покинут страну. И сколько тогда получим от инвесторов? Ноль!
Пытаясь наладить отношения с другими государствами, на протяжении двух лет мы делали все для того, чтобы поссориться со своими друзьями. Кыргызские госмужи оказывают давление на американские компании, за которыми стоит Министерство обороны США. Интересно, почему чиновники дают зеленый свет отечественным посредникам топлива, а иностранным перекрывают дорогу? На самом деле не следует ли, например, убрать кыргызских посредников, а деньги, которые зарабатывает компания, направить в госбюджет?
С россиянами все то же самое. Чего только стоит конфликт с “Мегакомом”. Говорят, за компанией стояли спецслужбы России, об этом вечеркинцам рассказывал известный российский журналист. А мы, неугомонные, хотели показать, что никакая ФСБ нам не страшна, и дергали россиян. Как можно цепляться к частным компаниям, в которые инвесторы вложили деньги?! Это частная собственность. По какому праву ее забирают у владельца? Налоги предприниматель стабильно перечисляет в бюджет. При чем тут россияне, когда это семья экс–президента, или, может, “бульдозер революции” Бекназаров через посреднические фирмы выводили деньги. Это наши чиновники расшатывают фундамент добротного строения, пытаясь превратить его в руины. У них на уме одно — забрать и поделить.
Кыргызстан стал напоминать многим инвесторам чемодан без ручки, который и бросить жалко, и тащить неудобно. Значит, надо его чинить... Однако с недальновидной политикой госмужей, которые хотят урвать лакомые куски чужой собственности, вряд ли мы далеко уйдем.
Российский гамбит турецкому не помеха
Проблематику нашей истории составляют два взаимосвязанных понятия: “деньги” и “конфликт интересов”. Отсюда и инертность международного сообщества. Доноры перестают доверять правительству. Да и как можно доверять, когда до сих пор тянется расследование по июньским событиям? Воспроизведение хроники происшедшего решили возложить на правоохранительные органы, которые, можно предположить, не очень глубоко копали и не заметили важные детали. Кстати, такие детали формируют мнение.
В итоге многочисленные зарубежные поездки президента Алмазбека Атамбаева и премьера Омурбека Бабанова на экономическом благосостоянии страны пока никак не сказались. Результатов нет. Списание долгов идет со скрипом. Обещанные и широко разрекламированные проекты остались на словах. Москва приостановила выдачу 106–миллионного льготного кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Да и в длительном азиатском турне президента РФ Владимира Путина не нашлось времени для Кыргызстана. Не исключено, Кремль дал понять, что недоволен Бишкеком. Хотя ранее, в ходе двусторонней встречи с Атамбаевым Путин обещал посетить Кыргызстан. Только сроки не оговаривались.
Не секрет, что сегодня первую скрипку в ЕврАзЭС играет Кремль. И, видно, руководству России порядком надоели, мягко говоря, странные кыргызстанские политики. Конечно, можно говорить, что и без транша в 106 миллионов долларов справимся. Но это не так. Дефицит бюджета — тому подтверждение. Сомневаюсь, что встреча Омурбека Бабанова с премьером Дмитрием Медведевым, о которой сообщает пресс–служба нашего правительства, решит этот вопрос. Говорят, что в Кремле нашего премьера якобы недолюбливают. На популярном в Кыргызстане интернет–портале написали, что Бабанова долго не приглашали в Москву из–за непростых отношений к нему.
Конечно, и в российской столице путают политику с экономической независимостью. Но ведь и другие страны не спешат помогать Кыргызстану. Вотум доверия исчерпан. Где обещанные миллионы от Всемирного банка, Международного валютного фонда, Азиатского банка развития, правительств Турции, Японии?
Наши чиновники рассматривают свои должности как источник обогащения и решают вопросы в пользу приближенных к ним коммерческих структур. И факты в подтверждение этого инвесторы получают почти каждый день. Призыв героя “Кавказской пленницы” товарища Саахова не путать личную шерсть с государственной не утратил актуальности и в эпоху рыночных отношений. Министрами становятся ради собственной выгоды, а не ради того, чтобы повысить экономическое благосостояние народа.
Итог плачевный. Руководство страны так и не сумело за пять месяцев нынешнего года обеспечить стабильные темпы роста. Наоборот, сделало все, чтобы свести имеющиеся показатели на нет. Теперь мы на грани краха: бюджет трещит по швам, а меры бюджетной экономии и дефолта вызовут только протесты. Никто не знает, где и с чего начнется цепная реакция обвалов. Из–за спада в горнодобыче ВВП упало сразу на шесть процентов. Это падение показателей — самое резкое за последнее десятилетие. На фоне нарастающей напряженности пессимисты пророчат очередной дефолт.
Несбыточные мечты
Поднять ВВП с наскока нынешнему правительству не под силу. Будто предчувствуя финансовое цунами, премьер Омурбек Бабанов наехал на губернаторов. Не выдержавший откровений премьера мэр Оша Мелисбек Мырзакматов, имя которого уже давно стало нарицательным, “в связи с плохим самочувствием” срочно вылетел в Ош.
Но словами нынешнему экономическому горю не поможешь и показатели не поднимешь. Ясно, что правительство Омурбека Бабанова не справляется. Программу “Сто дней” называют в народе политикой вранья. Прошло пять месяцев, где обещанные пряники? Вместо кондитерского продукта люди продолжают жевать сухую корку хлеба и материть правительство. Но в кабмине опять просят повременить. И обещают уже к 2013–му обеспечить райскую жизнь. Только обеспечат ли? Можно было, конечно, списать программу Явлинского “500 дней”, только результат от всех этих программ нулевой.
И вот уже заговорили о том, что надо привлекать управленцев новой формации. Нынешних министров–двоечников заменить на более компетентных. Другой вопрос, где найти профессионалов? Ведь большинство грамотных экспертов после апрельских событий покинули Кыргызстан, работают на экономику других держав. Не бедствуют. Были и такие специалисты, которые остались, но не смогли спеть с властью в унисон, разочаровались. Их заставили покинуть высокие посты. Тем временем правительство продолжает имитировать бурную деятельность.
Известный российский политолог Дмитрий Фурман в интервью журналу Forbes сказал: “Режимы имитационной деятельности слабы. У них нет идейной основы. Они стыдливы и вынуждены юлить. Происходит вырождение: в элиту попадают слабые люди. Власть все хуже понимает, что происходит в стране и вообще в мире. Ей мерещатся заговоры, за которыми стоят русские, американцы, в общем, какие–то внешние силы. Они не могут представить, что народ против них. Курманбек Бакиев после свержения удивлялся: “Я только недавно проводил общенародное совещание, и все аксакалы выступали и говорили, какую правильную политику я веду!”.
Кажется, что общество предлагает сегодня власти играть в волейбол, а власть выходит на поле и играет в футбол. Интересно, о чем мечтают нынешние министры во главе со своим командиром — премьером? Верю, что хотят, чтобы в стране были самые высокие показатели. Правда, не все мечты сбываются. Вот, например, Джон Рокфеллер мечтал заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет. Но заработал 318 миллиардов. И умер в 97.
"Вечерний Бишкек"
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1100
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1259
|
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1554
Мясной профицит
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1747
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1000
С кем хочет находить общий язык Джоомарт Оторбаев? С кем угодно, но не с Законом. Всего несколько строк, а сколько юридической бессмыслицы! Как легко один их главных чиновников в правительстве, отвечающий за инвестиции, осуществляет подмену понятий. По его мнению, любой гаишник, прежде чем выйти на трассу, должен «найти общий язык с водителями». Или – с пешеходами? Оторбаев так всё напутал, что разбирать его слова, не имеющие содержания, также бессмысленно, как и преступно говорить их. Но ведь это вице-премьер говорит. Теперь, по Оторбаеву, каждому туристу, приезжающему в Кыргызстан, надо сказать, «найдёте общий язык с населением – отдыхайте, не найдёте - не дадим вам разрешения на отдых!». При этом Оторбаев уверен, что он хорошо устроился, и всё правильно сказал. Типа, ну, я-то с народом! С каким? С представителями какого района или улицы, какого села или города нашел взаимопонимание Джоомарт Каипович? Он и сам не знает. О реалиях наши политики говорить не могут. Не знают, как и каким боком повернуться, чтобы понравиться всем – населению в Таласе, инвесторам в Эмиратах, демократиям в Европе…
Можно предположить, что уважаемый вице-премьер просто сам не понял, что сказал. Возможно, долго находясь за рубежом, он подзабыл, что, например, в статье 5 Конституции КР сказано: «Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части. Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве». И ещё: «Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за противоправные действия в порядке, предусмотренном законом».
Стыдно договариваться, а - надо!
Получается, что один из главных чиновников ратует за узурпацию государственной власти отдельно взятым селом, районом или отдельной улицей отдельного города. Придёт представитель такой улицы из Бишкека или Таласа, или другой улицы из другого села и скажет Оторбаеву: «У нас нет к тебе доверия, слазь! Ты не нашел общего языка с населением». Придут налоговики в кафе или ресторан проверить точность уплаты налога с оборота или работу кассового аппарата, а им: «Вы сначала найдите общий язык с нашим народом, а потом проверяйте!». Придёт оперативник в шалман, чтобы задержать распространителей наркотиков, а ему: «Стоять! Ты сначала найди общий язык с нашим населением. Объясни свои планы населению притона, проведи разъяснительные беседы… Закон? Какой закон, главное – найти общий язык с отдельно взятым населением отдельно взятого района, улицы или дома!». Вот так рушатся основы государственности, а заодно и экономики... Горнодобывающая отрасль при нынешнем экономическом блоке правительства парализована. И никто ни за что не отвечает.
Факты и цифры
Факты? Хорошо, вот факты. Из 195 лицензий, выданных на разведку, рассмотрено и согласовано только 53. Чуть лучше обстоят дела с лицензиями на разработку: здесь согласованы планы работ 255 из 389 выданных лицензий. Такая задержка связана с внедрением нового Положения о недропользовании. При этом объёмы теряемых на простое средств не подсчитаны.
«К нам идёт огромный поток жалоб от горнодобывающих компаний, которые имеют на руках десятки миллионов долларов и не могут инвестировать их в экономику КР, поскольку их лицензии не продлеваются, - в отчаянии пишет Валентин Богдецкий, один из известнейших геологов республики, член Общественного наблюдательного совета (ОНС) при Госгеологоагентстве. - Есть решения судов, требующих возврата лицензий компаниям – они не выполняются. Страдают отечественные подрядные компании, многие из них уходят на заказы соседние государства…».
Текучесть кадров в Госгеологоагентстве КР приближается к 20%. За минувшие полтора года здесь было уволено 56 работников, а на их место было принято 49 новых сотрудников, из которых только 28 – по конкурсу. Такие данные были озвучены в ходе заседания ОНС при Госгеологоагентсве 1 июня текущего года.
Никакое красноречие уже не в силах прикрыть угрозы, шантаж, подмену государственного управления личным, усиление давления на разработчиков недр и многочисленные коррупционные закорючки, которые россыпями разбросаны в проекте Закона «О недрах» и в изменениях к Налоговому кодексу. Причём, рабочая группа при Министерстве экономики и антимонопольной политики сама же себя подставляет. Например, первоначально получение лицензии инвестором должно было происходить на основании тендера и совершенно открыто. Было даже заявлено, что разрешение, допустим, на поиск полезных ископаемых выдаётся сроком на 5 лет, на разведку – на 10, на разработку (добычу) – на 20 лет. Всё это на открытом аукционе, гласно и доступно. Теперь наши удалые разработчики под эгидой Минэкономики добавили к срокам действия лицензиё предлог «до»: до 5 лет, до 10, до 20 лет. И смысл кардинально поменялся, потому что, если чиновник захочет, то сократит срок лицензии до минимума. И если инвестор заупрямится, то чиновник отзовёт его лицензию и проведёт новый «открытый, прозрачный и честный аукцион» и перепродаст лицензию другому лицу. Поэтому инвестор должен помнить: упрямиться нельзя!
Новый закон о недрах очень напоминает инструкцию по изгнанию инвесторов. Главная схема по «правоприменительной практике коррупции» заложена в том, что изменение в законодательстве неизбежно становится поводом для пересмотра соглашений, ранее подписанных с инвесторами-горнодобытчиками. Это большое поле деятельности для наших чиновников уже само по себе. А если посмотреть в деталях, то представители нашей новой власти, похоже, превзошли даже прежних властителей.
Мы стоим на грани краха горнодобывающей отрасли. Но нет, Джоомарт Оторбаев, находясь в каком-то своём выдуманном мире, уверен: «Сегодня я встретился с представителем крупной компании «Голд Филдз» (Gold Fields). Хочет работать с нами. Компания в десять раз крупнее «Центерры голд».
Да кто же захочет работать с вами, господин Оторбаев?! Вы же им сразу скажете: «Найдите общий язык с населением!». У нас ведь, судя по Оторбаеву, нет государства. Нет гарантий о стороны государства по безопасности ведения бизнеса, нет гарантий исполнения законов, сохранения вложенных денег, нет никаких гарантий. Кстати, если уж искать общий язык с населением, то, по логике, тогда и налоги инвестор должен платить не в госказну, а местному населению, чтобы «найти общий язык». За что платить чиновникам, которые вообще непонятно, чем занимаются. И в какую страну зовёт инвесторов господин Оторбаев?
Рейдеры или самозванцы?
И всё-таки, с кем инвесторам надо находить общий язык? С очень многими, оказывается. В начале июня группа молодых людей из Джеты-Огузского района опять перекрыла технологическую трассу на «Кумтор». Они заявили, что представляют региональное отделение молодёжной организации Кыргызстана «Жаштар кенеши». Пообещали добраться до рудника, взять под своё управление работу карьера и золотообогатительной фабрики. По сути, пообещали инвесторам открытый рейдерский захват. Для сведения вице-премьера, подобные акции могут привести к остановке рудника, уменьшению производства. Что в свою очередь самым негативным образом скажется на социально-экономическом положении страны и вызовет новое снижение внутреннего валового продукта.
Между прочим, автор этих строк позвонил одному из руководителей молодёжной организации «Жаштар кенеши» Адилю Назарову. «Эти люди сейчас не имеют к нашей организации никакого отношения! – сказал он. – Они были исключены из «Жаштар кенеши» ещё 11 мая этого года. Они не имели права от имени нашей организации перекрывать автодорогу, предъявлять требования к инвесторам, а тем более угрожать взять под контроль работу рудника. Это самозванцы в данном случае.
По всей республике у нас есть региональные (областные) отделения, Иссык-Кульское находится в Караколе. И только одно районное отделение – именно Джеты-Огузское – повело себя в нарушение наших правил и устава. Теперь с этими молодыми людьми будут разбираться наши региональные руководители. Мы счиатем, что надо искать цивилизованные правовые формы переговоров, если имеются какие-либо вопросы. Наша организация категорически против таких форм протеста, как перекрытие автодорог, тем более сейчас, когда фактически уже начался туристический сезон в Кыргызстане».
Ну что ж, спасибо Адилю Назарову за то, что он, наконец-то, прояснил ситуацию. В то же время созерцательная позиция исполнительной власти в таких случаях не просто настораживает, а пугает. Инвесторы уйдут при таком молчаливом поощрении беззаконных действий. Ведь дело ещё и в том, что эти молодые инициативники, которых исключили из рядов молодёжного движения, по факту сами себя и свои действия «признали законными». Поэтому при существующей безответственной позиции правительства по отношению к Закону и инвесторам надо ждать новых выступлений разного рода самозванцев.
Кубанычбек ОСМОНОВ,
"АиФ-Кыргызстан"
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1593
Чиновники, в свою очередь, заверили, что действуют в интересах лиц из числа духовенства, которые недовольны работой муфтия и его приближенных, и потому обратились в госорганы с просьбой принять меры по проведению внеочередного заседания, ну а россказни о «Черном квадрате» — это, дескать, своеобразная месть за содействие заинтересованным в справедливости гражданам. Впрочем, директор Госкомрелигии не преминул «отомстить» ДУМК, объединив председателя ОО «Конгресс мусульман Кыргызстана и Средней Азии» Бакыта Нурдинова, координатора Центра хаджа и умры Базарбая Темишева и муфтия Чубака ажы Жалилова в группу под названием «Голубой треугольник». Как пояснил «МК» сам Абдилатиф Жумабаев, в муфтияте поймут, что под этим подразумевается, а общественности достаточно просто знать, что такая группировка существует. Ну, допустим, с треугольником все понятно, но почему выбран столь специфический цвет?
— Они могли бы назвать нас «белым квадратом» вместо черного, поэтому я с таким же успехом могу придумать для них любой цвет, — говорит Жумабаев. — Меня больше беспокоит то, что СМИ преподносят ситуацию как противостояние, но я повторю еще раз: государственные структуры в этом конфликте выступают в качестве арбитра. В ДУМК наблюдается внутренняя конфронтация: в составе инициативной группы, которая выступила с критикой в адрес муфтия, — трое его заместителей, трое руководителей областных структур муфтията, религиозные деятели из совета улемов. Мы же всего лишь пытаемся решить организационные вопросы на основании заявления самих представителей ДУМК. На днях я открыто предложил Бакыту Нурдинову переговорить с инициативной группой в офисе Госкомиссии по делам религий, потому что если бы мы к ним пришли, нас снова обвинили бы во вмешательстве. Что ж, в таком случае наш офис всегда открыт, и мы готовы провести встречу в любое удобное для сторон время.
Несколькими днями ранее Жумабаев заявил агентству «АКИpress», что муфтий до сих пор не предоставил Госкомрелигии отчета о проделанной работе, в частности, по итогам хаджа 2011 года, а Центр хаджа и умры и вовсе не может заниматься организацией паломничества, поскольку не прошел учетную регистрацию в ведомстве. Как отметил Жумабаев, муфтий, не желая решать эти вопросы, прикрывается депутатской «крышей».
— Руководство муфтията пыталось надавить на меня через некоторых депутатов и представителей криминалитета, — сообщил глава госкомиссии корреспонденту «МК». — Но один тот факт, что организация не проходила учетную регистрацию, говорит о многом.
— Внеочередное заседание совета улемов, назначенное на 2 июня, не состоялось из-за отсутствия кворума. Почему, на ваш взгляд, подавляющее большинство членов совета не явились?
— Совет улемов всецело зависит от муфтия, начиная от организационных вопросов и заканчивая финансовыми. Нам еще предстоит выяснить, был ли кворум на заседании совета, проведенном муфтием 21 мая на Иссык-Куле. Казы Ошской области Ниязалы Арипов, который присутствовал на этом заседании, 2 июня заявил, что кворума не было. Тем не менее вопрос о смещении муфтия на собрании не ставился, а все претензии относятся к уже названной «шайке», которая вынуждает его действовать именно так.
В прошлом году Чубак ажы Жалилов, «отвоевав» право на организацию паломничества у Госкомиссии по делам религий, создал при ДУМК Центр хаджа и умры, который стал поводом как для восхваления, так и для порицания работы самого муфтия. Утверждалось, что финансовая сторона паломничества стала более прозрачной в силу того, что средства от продажи хадж-виз теперь перечисляются на банковский счет, а не передаются «по старинке» священнослужителям. Однако начали поговаривать, что деньги паломников теперь присваивает сама организация. Материальный вопрос настолько силен, что Центру хаджа и умры, если верить Жумабаеву, даже понадобилась парламентская «крыша». Жаль только, что чиновник не решился назвать имена «крышующих» и привести в доказательство факты «наездов». В муфтияте полагают, что директор Госкомрелигии подразумевает депутатов Надиру Нарматову, Каныбека Осмоналиева, Торобая Зулпукарова, Малика Осмонова и Туратбека Мадылбекова, ведь именно они вошли в состав наблюдательного совета ЦХУ. Они уполномочены, с одной стороны, наблюдать за деятельностью ДУМК при организации хаджа и умры, а с другой — предотвращать вмешательство чиновников в дела управления. Может, именно этот «надзор» директор госкомиссии назвал «крышеванием»?
Когда я попыталась связаться с каждым из вышеназванных парламентариев, все они по разным причинам отсутствовали на местах, поэтому ситуацию прокомментировали их помощники.
— Каныбек Осмоналиев? Да ну, быть такого не может! — изумился помощник нардепа Осмоналиева, узнав, что его начальника, возможно, подозревают в «крышевании» ЦХУ.
— Но ведь он входит в состав наблюдательной комиссии — следовательно, должен принимать участие в решении проблем центра?
— Каныбек Осмоналиевич сейчас в командировке. Когда он вернется, ответит на ваши вопросы. А я не в курсе этого дела…
— Я человек маленький, вопросы такого рода лучше задать самой Надире Азимовне, но сейчас она уехала по срочным делам, — сказал помощник Нарматовой.
Помощник Торобая Зулпукарова заявил, что предположение о депутатской «крыше» ЦХУ безосновательно:
— Для Зулпукарова как для мусульманина хадж — это святое. Никогда не было такого, чтобы он оказывал на кого-то давление. К вопросам паломничества он относится очень серьезно и вместе с другими депутатами пытается бороться с нежелательными явлениями в этой сфере.
Аналогичного мнения придерживается и помощник Туратбека Мадылбекова.
— Я впервые слышу, что депутаты оказывают давление на Госкомиссию по делам религий, — признался он. — Мы подобные вещи не приветствуем, но раз уж такая информация появилась, я обязательно сообщу об этом Туратбеку Мадылбековичу. Будем разбираться.
Работники приемной Малика Осмонова вообще оказались не в курсе того, что их шеф входит в состав наблюдательного совета ЦХУ, а потому не смогли поддержать беседу.
— Мы не являемся бюджетной организацией, не берем денег у правительства, следовательно, не отчитываемся перед госорганами, — объяснил пресс-секретарь Максат Мамбеталиев. — Да, они могут запрашивать какие-то сведения (например, о численности паломников, о том, сколько среди тех женщин и мужчин), но это должна быть только справочная информация. У нас есть свой высший орган — совет улемов, который собирается раз-два в год и состоит из 35 богословов, и курултай мусульман Кыргызстана, который собирается раз в пять лет и состоит из 300 делегатов. Муфтият должен отчитываться только перед ними. А согласно политике прозрачности, все отчеты представляются общественности.
— Есть данные о том, что Центр хаджа и умры не зарегистрирован в Госкомиссии по делам религий, а значит, нелегитимен…
— Вы же знаете, что хадж у нас всегда сопровождался большими скандалами, самый громкий из которых разразился в 2010 году. Тогда заведующий Аппаратом президента Эмильбек Каптагев был обвинен в причастности к «теневому штабу» по распределению хадж-виз для иностранцев. Для рассмотрения этого дела в ЖК организовали специальную комиссию, а в июле 2011-го организацию хаджа поручили ДУМК. Тогда при муфтияте был организован Центр хаджа и умры, чтобы исключить коррупцию и незаконное вмешательство государства. Центр, как и другие отделы ДУМК, не проходит регистрацию в Госкомрелигии — только в Минюсте. Неужели все отделения зарегистрированной религиозной организации должны регистрироваться еще и по отдельности?
— Однако ЦХУ неоднократно обвиняли в использовании коррупционных схем…
— Все как раз наоборот: хадж–2011 прошел с большим успехом. Это отметили большинство наблюдателей: посол КР в Саудовской Аравии Жусупжан Шарипов, премьер-министр Омурбек Бабанов, наблюдательный совет в лице пяти депутатов от каждой фракции, некоторые ажы-башчы и простые участники хаджа. По сравнению с тем, что творилось раньше, все стало гораздо прозрачнее.
— Ваши оппоненты нарекли председателя Конгресса мусульман Кыргызстана и Средней Азии Бакыта Нурдинова, координатора ЦХУ Базарбая Темишева и муфтия Чубака ажы Жалилова группировкой «Голубой треугольник», которая тоже ведет подковерные игры. Как вы прокомментируете данное заявление?
— Эти люди действительно объединились, но лишь для того, чтобы эффективнее бороться с коррупцией и другими недостатками в ДУМК. Бакыт Нурдинов — юрист, правозащитник. В 2010 году он изобличил семейство Каптагаевых, не побоявшись репрессий. После его открытых заявлений независимые СМИ провели свое расследование по вопросу «теневого штаба». Было выявлено очень много доказательств причастности Каптагаева, его сына и других чиновников к махинациям с хадж-визами. Правда, до суда дело не дошло: слишком известные фамилии в нем фигурировали. Но цель Нурдинова — поднести лампу к темному углу — была достигнута. Когда появился Центр хаджа и умры, муфтий лично пригласил Бакыта Нурдинова работать там. Базарбай Темишев — дипломант 1-го ранга, кандидат философских наук, автор проекта «Антикоррупционный центр хаджа и умры». В настоящее время он возглавляет экспертную группу ДУМК по реформам. Следует отметить также работу правозащитника Акина Токталиева... Все они — профессионалы своего дела. Идеи Чубака ажы Жалилова по реформированию системы духовенства воплощаются благодаря этим специалистам, ведь как ученый-богослов он может и не знать каких-то нюансов законодательства. А специалисты могут не знать некоторых второстепенных вопросов исламского права... Те, кто выступает против реформ, сначала требовали сменить муфтия. На последнем собрании они выдвинули новое требование — оставить Чубака ажы, но уволить трех его помощников. А уволить их — значит бросить муфтия безоружным посреди темного леса, и противники это прекрасно понимают. Тем не менее мы намерены продолжать реформы. Если есть оппозиция, все в порядке — мы на правильном пути. Как говорится, собака лает, караван идет…
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 963
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1067
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1365
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
- Просмотров: 1547
Политические противники устраивали антибабановские митинги и пикеты, пытались выставлять ультиматумы, грозя небесными карами и народным недовольством, если премьер не сложит полномочия... Не помогло ничего. Несмотря на противодействие, 42-летний киргизский премьер усиливает позиции как внутри страны, так и за ее пределами.
Показательный пример: определенные шансы "снести" Бабанова у его оппонентов были в апреле этого года, когда премьер должен был отчитаться перед парламентом о не слишком успешных первых 100 днях работы. Заклятые враги Омурбека Бабанова в Жогорку Кенеше (республиканский парламент - прим. ИА REGNUM) во всеуслышание заявляли о намерении устроить премьеру этакое ток-шоу "большая порка". К выступлению в парламенте Бабанов подготовился: сначала победил на информационном поле, затем провел кулуарные переговоры во фракциях.
В результате угрозы оппозиционеров обернулись фарсом. Противники Бабанова, обещавшие "растерзать и уничтожить", сидели грустные, вялые и малоинициативные. Выступавший премьер, отнюдь, был свеж и уверен в себе. Разгрома не получилось.
Виной тому может быть один или несколько из перечисленных факторов: низкий уровень подготовки оппонентов Бабанова, их нежелание доводить политическую борьбу до открытого конфликта, появление в последний момент неких договоренностей о ненападении, нежелание терять депутатские мандаты (если бы доклад правительства был признан неудовлетворительным, президент Алмазбек Атамбаев должен был отправить в отставку премьера или распустить Жогорку Кенеш).
Надо отметить, что в случае роспуска парламента шансы на улучшение позиций в новом созыве у бабановской партии "Республика" были бы выше среднего. "Республику", лидером которой является премьер, партийный кризис, плотно накрывший "Ар Намыс", Ата Мекен" и "Ата Журт", коснулся лишь отчасти. Омурбек Бабанов сотоварищи, в отличии от ряда других политиков, вкладывают в партию деньги и силы не только перед выборами. По данным источников ИА REGNUM, "бабановая Республика" (так партию зовут в Киргизии острословы) - одна из очень немногих, где реально идут процессы партстроительства: низовые звенья проходят регулярные тренинги, "полевики" обучаются методам эффективной работы. Количество реально действующих партийных ячеек по стране растет.
Укрепив позиции внутри страны, Бабанов обратил внимание на внешнеполитическую арену.
29 мая Бабанов договорился с казахстанскими бизнесменами о поставках цемента. Поставки должны смягчить последствия дефицита цемента внутри страны, возникшего из-за деятельности перекупщиков и недостаточной производительности киргизской промышленности.
В этот же день, 29 мая, премьер вылетел в Туркмению на саммит глав правительств стран СНГ. В Ашхабаде глава кабинета министров Киргизии встретился с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, с коллегами из Таджикистана и Казахстана - Акилом Акиловым и Каримом Масимовым.
Наиболее интересной встречей оказалась беседа Бабанова с Дмитрием Медведевым. Интересной в том смысле, что противники премьера не раз утверждали, что он не дружен с Москвой, и Кремль его на дух не переносит. Киргизских обывателей, интересующихся политикой, интересовало - состоится ли встреча вообще, и не разругаются ли Дмитрий Анатольевич и Омурбек Токтогулович?
Информации о том, что обсуждали на встрече 2 премьера, практически нет. На протокольных фотографиях конфликт не заметен, отнюдь, на них видны премьерские "улыбки во весь рот". Пресс-служба ограничилась сообщением о том, что "Бабанов и Медведев отметили, что необходимо переходить от обсуждений к практическому решению накопившихся вопросов с налаживанием эффективных рабочих взаимоотношений между кабинетами министров двух стран", не обошлось и без стандартной безликой фразы об "обсуждении актуальных вопросов двустороннего сотрудничества".
Доподлинно известно лишь то, что встреча Бабанова и Медведева не последняя: во время беседы "достигнута договоренность об организации рабочего визита премьер-министра Киргизии Омурбека Бабанова в Россию". К слову, в последнее время выпускник "Тимирязевки" Бабанов регулярно демонстрирует готовность учитывать интересы "великого северного соседа". Так, Бабанов заявил: после 2014 года "будущее ЦТП "Манас" должно решиться на переговорах с ОДКБ, куда входят соседние страны. Нужно решать этот вопрос с учетом их интересов и в рамках нашего членства в этой организации".
Из Ашхабада премьер вылетел в Сеул на киргизско-корейский бизнес-форум.
Киргизская сторона предлагала южнокорейским предпринимателям вложить деньги в строительство мини-ГЭС. Премьер договорился о передаче Киргизии на грантовой основе оборудования и программного обеспечения для персонификации паспортов граждан республики. Южнокорейскому коллеге, премьеру Ким Хванг Сику, Бабанов предложил увеличить трудовую квоту для граждан Киргизии, упростить процедуру получения корейской визы и включить Киргизию в список стран, которым Южная Корея оказывает помощь. Корейская сторона предложила Киргизии начать сотрудничество с южнокорейской государственной компанией KOMSCO. Надо отметить, что KOMSCO уже работает в соседнем Узбекистане. Там в последнее время Сеул наращивает объем инвестиций, целью которых является получение доступа к природным ресурсам для дальнейшего развития корейской экономики.
4 июня Омурбек Бабанов встретил уже в Стамбуле, где также провел встречи с местными бизнесменами и чиновниками. Можно выделить два, пожалуй, наиболее важных результатов поездки. Первый: обещание, данное на Всемирном экономическом форуме президентом Турции Абдуллой Гюлем лично Бабанову. Глава Турции пообещал в ближайшее время списать госдолг Киргизии ($51 млн.). Второй: согласие Турции предоставить Киргизии льготный кредит и грант на сумму $106 млн. (условия льготного кредита - срок на 20 лет, льготный период 7 лет, процентная ставка 0,07%. Из них кредит $100 млн., грант $6 млн.) Деньги, которые должны поступить в киргизскую казну до конца июня, будут направлены на ремонт школ, создание ирригационных каналов, ремонт дорог Бишкека и другие социальные проекты.
В ближайшее время Бабанову предстоят еще несколько поездок, а также встречи с высокопоставленными гостями. Цель практически всех этих мероприятий - получить дополнительные инвестиции в киргизскую экономику, разнообразить источники ГСМ, а также найти деньги на развитие энергетики и сельского хозяйства.
В середине июня в Бишкеке пройдет 11-е заседание киргизско-таджикской Межправительственной комиссии. Делегация экспертов "Турецких авиалиний" обещает прилететь в столицу Киргизии " в самое ближайшее время". В июле премьер отправляется с официальным визитом в Казахстан, там же пройдет заседание киргизско-казахстанского Межправительственного Совета. Также известно, что этим летом в Киргизию впервые прибудут эмир Катара Хамад бин Халифа аль-Тани, а также министр финансов и экономики Катара Юсеф Хусейн Камаль. 23 августа в Бишкеке пройдет саммит Глав государств тюркоязычных стран: участие подтвердили президент Турции Абдулла Гюль и глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.
Источник - regnum.ru