Пришел в этот мир как кыргыз, уйду из этого мира как кыргыз (Байдылда Сарногоев)

 

Как гром среди ясного неба общественность Кыргызстана восприняла действия и намерения двух подстрекателей - Сарыгулова иТалгарбекова.

 

Но не пришлось долго ждать, вслед за этим появились не уступающие им по всем параметрам, в том числе и по раскольническим действиям, более опасные подстрекатели и демагоги…

 

Неудивительно, что их доводы о важности внедрения еще одной антинародной и антигосударственной идеи зиждутся на одних и тех же основаниях и суждениях, грубых и односторонних. При этом все они надменно не видят, что их идея приведет к расколу во взаимоотношениях между более чем 80-ю этносами, дружно проживающими в многонациональном и демократическом Кыргызстане.

 

Я говорю о том, что отдельные демагоги и подстрекатели, по другому их не назовешь, неожиданно внесли предложение отменить в паспорте 5-ю графу (о национальности).

 

Как кажется на первый взгляд, вопрос, поднятый ими хором, никчемный, чепуховый и не заслуживающий обратить на себя особое внимание.

 

Но это только кажущаяся простота. Если взглянуть вглубь этого вопроса, да еще и рассмотреть его в далекой перспективе, то становится понятным, что дело, как говорится, пахнет керосином. И эта игра опасна так же как игра с зажигалкой возле наполненной бензином бочки.

 

Для ясности у читателей и общественности, и с целью не допустить голословности в своем суждении приведу некоторые высказывания отдельных подстрекателей с краткими комментариями по ним.

 

Например, Жоомарт Сулайманов говорит: «Графу национальность в паспорте нужно убрать, поскольку она делит людей и не способствует объединению…».

 

Я считаю, что суждения Ж. Сулайманова – это полнейший бред и абсурд, надуманный и не соответствующий жизненным реалиям. На самом деле напротив, люди разных национальностей в нашей стране живут дружно, объединено, компактно, помогая, и дополняя друг друга. А Жоомарт искусно пытается раздуть из мухи слона.

Далее, эксперт Атыркуль Апышева вторит ему: «Отказ от графы «национальность» в паспорте – это прогрессивный путь реформирования, и я приветствую эту идею». Госпожа Апышева, оказывая безосновательную поддержку этой опасной идее, выглядит скорее попугаем, а не экспертом. А то, что она считает «прогрессивным путем реформирования», я бы наоборот назвал путем, ведущим к регрессии, путем, который приведет к ухудшению взаимоотношений между гражданами Кыргызстана разных национальностей. Причем отсутствие 5-ой графы само будет поводом для  различного рода раздоров, трещин в отношениях между людьми.

 

Далее, Айгуль Рыскулова (вице-мэр г. Бишкека): «Я за исключение данной графы, это один из факторов, укрепляющих единство нации…»,- так заявляет высокопоставленная чиновница. Хотя она прекрасно понимает щепетильность, и даже опасность вопроса. И также она не может не знать, что решение этого весьма серьезного вопроса является прерогативой самого народа (путем референдума), а не кучки подстрекателей и демагогов, одной из которых является она сама…

 

Как мне кажется, она просто «замечталась» в должности вице-мэра о должности более престижной. И этим стала похожа на старуху из известной сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», где старуха мечтала быть царицей  морей и океанов…

 

Теперь считаю важным привести отдельные примеры, прямо опровергающие в частности трактовки А.Рыскуловой «исключение 5 графы из паспорта один из факторов, укрепляющих единство нации», а также мнения других подстрекателей с их трафаретными и монотонными высказываниями.

 

Вся мировая общественность помнит роковые дни 2010 года, пожар пылал и на севере страны, и на юге. Судьба многонациональной страны висела на волоске. По сути решался вопрос: Быть или не быть Кыргызской Республике как самостоятельному суверенному государству? Сохранится ли кыргызская нация как титульная с ее языком, обычаями и традициями? Сумеют ли кыргызы сохранить свою исконную землю, благословенную и похожую на райский уголок часть планеты, как будто подаренный самим богом, с небесными горами Ала-Тоо, чудесным лечебным воздухом и климатом, лучезарным озером Иссык-Куль? И не секрет, что некоторые недруги, истекая слюной, уже распределяли исконную землю древнего кыргызского народа.

Но, увы и ах, планы мечтателей не осуществились.

 

И при этом невозможно не отметить, что в таком крайне сложном и судьбоносном периоде для кыргызского государства, как и для самого кыргызского народа, немалую роль сыграли люди всех национальностей, проживающие на древней кыргызской земле. Рука об руку с кыргызами как родные они наводили порядок – и русские, и украинцы, и белорусы, и немцы, и корейцы, и многие другие…

 

И эти народы, говорящие на разных языках, каждый на своем родном, живущие дружно с кыргызами как единое целое, создавали и продолжают создавать благо своим трудом во всех отраслях страны. Признавая кыргызскую нацию титульной, в крайне сложных ситуациях они сплачиваются в один кулак. Наряду с этим они глубоко осознают, что кыргызский народ обладает добродушно-благородным характером, он отважен и мудр, и сложно найти другой народ поблизости, превосходящий кыргызов по этим качествам, что собственно и отличает титульный этнос от мечтателей, желающих заполучить нашу землю.

 

И поэтому даже в момент сложившихся для кыргызской нации крайне сложных обстоятельств, не понадобилось и даже не вспоминалось ни на секунду, что запись в пятой графе паспорта о национальности является лишней!

 

Также общеизвестно, что в нашей многонациональной стране немало интернационалистов вносят весомый вклад в развитие различных отраслей – промышленной, аграрной и других. Отдельно стоит сказать о деятелях в области культуры. Например, одним из известных и ярких интернационалистов является Юрий Иванович Бобков – народный артист Кыргызской Республики, один из создателей эстрадного ансамбля «Досум Усен», пришедший в него в 14-летнем возрасте.

 

Он сумел неустанным и упорным трудом сохранить свой коллектив, его знают в Германии, Франции, Испании, США, Японии. Он учил иностранных исполнителей из этих стран не только петь на кыргызском языке, но и что важно, говорить на кыргызском. Что это как не великолепный метод пропаганды нашего древнего языка, древнего же народа?!

 

Еще хочу рассказать, что в таком же духе и темпе трудится в Кыргызстане, при этом не жалея сил и энергии, украинец Владимир Владимирович Нарозя – руководитель Украинского общественного объединения «Берегиня». Хотя я являюсь человеком, поначалу бывшим простым шофером и обычным рабочим, а большую часть жизни отдавшим финансово-экономической, контрольно-ревизионной службе – жесткой и сухой, но общий интерес к искусству, музыке сблизил меня с Ю. И.Бобковым и В.В.Нарозя, мы стали друзьями. Как довольно верно подметил один из философов: «Музыка – истинная всеобщая человеческая речь».

 

Когда я захожу в кабинет В. В. Нарозя, он сразу садится за пианино, и по его просьбе мы дуэтом исполняем известную украинскую песню «Рiдня мати моя» (что любопытно, Л. И. Брежнев любил эту песню, и пел ее до преклонного возраста). И только после мы приступаем к дружеской беседе.

 

А с Юрием Ивановичем Бобковым у нас каждая встреча начинается иначе: первым же делом, заходя в его кабинет, шутливым тоном спрашиваю: «Как дела, морской саяк?». А он неизменно отвечает на чистейшем кыргызском: «Я не саяк, а Кыдык!».

 

Он до сих пор учит говорить и петь на кыргызском языке японцев, французов, людей других национальностей. А меня заставляет петь. И я исполняю его просьбу: пою когда на кыргызском, когда на русском, украинском и узбекском языках. А он требует спеть что-нибудь из современных кыргызских песен, и я эту просьбу стараюсь исполнить, вспоминая песни, услышанные мною по телевизору или радио. А он всегда говорит с удивленно-довольным видом: «Сатынды байке, Вы давно перешагнули пайгамбарский возраст, но у Вас компьютерная память и абсолютный слух!». Перехваливая, он смущает меня, хотя, чего греха таить, у меня в юношеские годы был притягательный, высокий, бархатный голос. Вспоминается комичный случай: пять моих одноклассниц защекотали меня до потери сознания только за то, что я отказывался им петь и, испугавшись, начали лить мне на голову воду. Увидев это, наша техничка рассказала все директору средней школы Бейшембиеву. Он встретил меня в коридоре школы и сказал, улыбаясь: «Сатынды, обсуди их поведение сам на комитете учкома». А я был председателем учебного комитета школы… К сожалению, потом мой голос испортился в результате отравления бензином во время ремонта автомобиля. Но вернемся к теме статьи.

 

Я не случайно рассказал о своих дружеских отношениях с русским Ю. И. Бобковым и украинцем В. В. Нарозя. Так же дружно живут в нашей стране множество народностей.

 

Напрашивается вывод о том, что абсурдна сама мысль о будто бы мешающей единству и объединению людей пятой графе, потому что:

 

1. Исключение из паспорта графы «национальность» создаст среду, которая будет на руку религиозным экстремистам, сепаратистам всех мастей, и в которой будут молниеносно распространяться по всей республике идеи, приведшие к взрывам в китайском посольстве.

 

2. Будущие поколения могут забыть, что они по национальности кыргызы, станут настоящими манкуртами, потерявшими память. К тому же через некоторое время на высший президентский пост будут претендовать уйгуры, индусы, люди из других этносов под маской «кыргызстанец».

 

3. Кыргызов, согласно статистике, сейчас всего 3,5 млн человек. Если исключить пятую графу в паспорте «национальность», то количество «кыргызстанцев» может увеличиться за счет племянников-китайцев, уйгуров, прочих, им ничего не стоит догнать и перегнать по численности населения соседних братьев-казахов и узбеков. В то же время могут создаваться благоприятные условия к началу тихой «китайской экспансии», которую особо опасаются государства всего мира. И древний кыргызский народ, настолько древний, что сравнивается по возрасту с китайцами и евреями, перестанет существовать. Тот самый кыргызский народ, хоть и малый по численности, но сильный духом, напористый и не терпящий несправедливости, что он пронес сквозь все века как национальные черты. Характер его сродни с природой: бурный, буйный, с невероятной энергией и отвагой как река Нарын, благодарный и щедрый, добрый и высокодуховный как небесные горы Ала-Тоо. Народ, который в суровых исторических обстоятельствах и испытаниях то исчезал, то появлялся вновь, и при этом сумел сохранить свою национальность и свой священный язык, который является его Душой. По этому поводу довольно метко и верно сказал Байдылда Сарногоев: «Я пришел в этот мир кыргызом, уйду из этого мира кыргызом». Не лишне будет отметить, что такие как Байдылда Сарногоев есть в любом народе – истинные патриоты, беспредельно любящие свой народ и родину. Даже один из мировых лидеров – президент России В. В. Путин в одном из своих выступлений выразил важное намерение: «… остаться народом со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь с поколениями…». Для русских это значит быть русским. Довольно поучительные, наставнические, лаконично сказанные слова. Полезно их знать и помнить!

 

Думаю, будет интересным узнать важные моменты, связанные с национальным вопросом. И. Сталин в таком же духе пожелал в свое время родному для него грузинскому народу сохранить свой характер, традиции, самобытность. Это отражено в написанном им еще в юношеские годы стихе: «О цветы, родная Грузия моя…».

Эти примеры я привел не случайно: сильные исторические личности, кем бы они ни были, никогда не забывали о своем родном народе, о своей нации и о своем языке…

 

Наконец, в завершение своего суждения в ставшем спорным вопросе о национальности в паспорте, приведу строки из книги И. Сталина «Марксизм и национальный вопрос». Это мнение может поставить точку над «i», потому что является железной логикой. Итак, «психологический склад или иначе, национальный характер, является чем-то неуловимым, но поскольку он выражается в своеобразии культуры, обычае и традиции общей нации, он уловим, и не может быть игнорирован, то есть, упразднен»…

 

И последнее.

 

Русские писатели и мыслители – Ф. Достоевский, В. Сидоров, считая, что «Прекрасное спасет мир» и «Мир через культуру», показали при этом бесценность культуры в истории мировой человеческой цивилизации. Также и Сталин (как было отмечено выше) особо подчеркивал, что национальный характер народов и народностей выражается именно в своеобразии культуры.

 

И президент А. Атамбаев своим указом объявивший 2016 год Годом истории и культуры отметил, что именно нация является носителем культуры. И каждая нация вносит свою особенность, свои обычаи, традиции в мировую цивилизацию.

 

И что очень важно, слова президента А. Атамбаева подтвердились на Всемирных играх кочевников, где маленький по численности населения горный, гордый народ кыргызы снова показали свои необычные особые традиции, обычаи, быт и своеобразие культуры. И за этим наблюдали с восхищением миллиарды зрителей со всего земного шара! А когда играли тысячи комузистов на древнем музыкальном инструменте, который, как мне кажется, не менее прекрасен по своему звучанию, чем скрипка, от восторга и восхищения заплакал японец, приехавший из далекой страны восходящего солнца. От радости плакали и многие кыргызы. Это было чрезвычайно зрелищно, великолепно.

 

И в единоборстве, в бесстрашной, по словам Ч. Айтматова, игре предков «кок-бору» равных кыргызской команде не было. Они показали через это бесстрашный дух и отвагу народа. И доказали, что кыргызская команда – одна из сильнейших команд мира по этому виду игр.

 

Поэтому нет никаких сомнений, что кыргызская нация внесла неоценимый вклад через свои необычные традиции, обычаи и культуру в кладовую мировой цивилизации.

 

И именно поэтому кыргызский народ как нация имеет полное право и все основания сохранить возможность говорить о своей нации записями в паспортах. И это право останется у нас во все времена и века, так же как великий музыкальный инструмент – комуз или бесстрашная и увлекательная игра «кок-бору».

 

 

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №34 от 30.09.2016/стр.14-15, перевод: gezitter.org