Бишкек, “Саясат. kg”. Безусловно, нужно чтить свою национальную культуру, язык и традиции. Но считаю, что при сравнении ситуации с другими странами, необходимо стараться придерживаться объективных и точных сравнений, не переходя в огульную критику.

 

 В своей статье преподаватель философии Айнуры Темиралиевой, поделившись мнением относительно баннеров «Кайран элим, кайда баратабыз?», нынеустановленных, практически во всех городах страны, все же допустила ряд необъективных и неверных высказываний в отношении сложившейся общественно-политической ситуации Ирана в начале 80-х годов прошлого столетия в первые годы установления исламской республики. 

 В этой связи, хотелось бы отметить, что выбор иранским народом исламского республиканского правления в 1979 году, характеризовался изначальной взаимосвязью их национальной культуры с исламским укладом жизни, и в настоящее время, думаю, никто не навязывает Кыргызстану модель государственного развития Ирана.

 

  Исламская культурная революция, в первую очередь, стала возможна, как ответная общественная реакция на многолетние массовые репрессии шахского режима Р.Пехлеви, устраиваемые по отношению к своим гражданам. В период шахского режима, особую ненависть и боязнь в обществе вызывала репрессивная спец.служба САВАК (Министерство разведки и безопасности при шахском правлении), необоснованно арестовывавшая, пытавшая и убивавшая людей, только за их общественно-политические взгляды. Многие граждане, не говоря об общественных активистах, были уничтожены без суда в застенках САВАК. Поэтому, в период свершения исламской революции в Иране, люди, прежде всего, искали бывших служащих САВАК и их многочисленных агентов.

 

   И наконец, уважаемая Айнура Темиралиева в своей статье, неверно высказалась по поводу казненной в мае 1980 года женщины-министра просвещения шахского периода, Фаррохру Парса. Она была приговорена судом вместе с другими восьми высокопоставленными лицами шахского режима к смертной казни не за отказ носить хиджаб и не за то, что она просто была министром просвещения шахского режима, а за конкретно инкриминируемые уголовные преступления - финансовые хищения из гос.казны, организацию коррупции путем назначения своих людей в министерство просвещения и помощь САВАК в массовых арестах противников шахского режима. Так, вместе с ней, были казнены такие одиозные руководители шахского режима, как руководитель САВАК, генерал-лейтенант Насер Могаддам, его заместитель Нематоллах Насири и глава  Военного суда Мохаммад Таги Маджиди, как основные организаторы массовых преследований, пыток и убийств граждан.

 

 Относительно современных событий в Иране, исходя из собственных наблюдений во время трех своих поездок в Тегеран и другие иранские города, должен отметить, что существующая реальность расходится с видением автора статьи. В этом вопросе я бы рекомендовал обратиться к книге «Имам Хомейни и достижения Исламской Революции» профессора Асана Ормушева (можно найти в Национальной Библиотеке КР). Профессор Ормушев исследовал различные аспекты жизни иранского общества, особенно в течение трех последних десятилетий. В этой книге он отмечает положение женщин в Иране и их достижения, научное и социальное развитие Ирана, место и положение Исламской Республики Иран с т.з. научного прогресса не только в исламском мире, но и во всем мире. Он подробно и детально излагает свои мысли по указанным аспектам.

 

Как известно, в настоящее время Иран по достижениям в современной науке и передовых технологиях, включая ядерные исследования, нанотехнологии, медицину и авиационно-космическую промышленность, находится в числе первой пятерки стран мира. Более 60 % студентов в Иране составляют девушки, 17 женщин являются депутатами парламента, одним из вице-президентов страны является женщина. Женщины Ирана занимают призовые места в Азии по различным видам спорта. Таким образом, то, что опубликовала госпожа Темиралиевав отношении ситуации в Иране, никоим образом не соответствует нынешнему общественному положению иранских женщин.

 

Действительность такова, что настоящие радикальные экстремистские группировки, такие как ИГИЛ, считают себя исламскими. Но достаточно изучить их совершаемые преступные деяния в регионе, чтобы определить какие страны и организации материально и морально защищают подобные экстремистские группировки, и отсюда не следует ставить в один ряд с ними Иран, выбравшим исламскую модель государственного развития. К тому же, понятно, что экстремистское мышление не соответствующим человеческому разуму и логике, и вовсе не является детищем ислама.

 

  Относительно хиджаба и его соблюдения,  а также культурных потребностей нашей страны, не вызывает сомнений то, что надо знать, что не существует никакой логической связи между хиджабом и экстремизмом. Если такое мнение было бы правильным, то тогда надо было бы признать, что все носящие хиджаб женщины, являются экстремистами.

 

  В завершении, я все же посоветовал бы госпоже Темиралиевой посетить Иран, и поближе познакомиться с реалиями общества этой страны.  Насколько я знаю, в течение двух последних лет, руководство ВУЗов и журналисты КР не раз посетили Иран, и публиковали положительную информацию о всесторонних достижениях Ирана в отечественных СМИ.

 

 

 

 

 

Марат Казакпаев, политолог