3 июня наконец поставлена точка на тянувшемся 6 лет судебном процессе по событиям 7 апреля. Сколько испытаний за эти годы пережило судебное заседание, ставившее целью найти виновников гибели кыргызских граждан в кровавых событиях 7 апреля 2010 года, а также стрелявших в них, чтоб дать им достойное наказание!

Все 6 лет подсудимые и потерпевшие надеялись на вынесение справедливого решения, с нетерпением ждали от одного до другого процесса. 3 июня в республиканском 

Военном суде под председательством судьи Нурланбека Ашымбекова прошел итоговый судебный процесс, оглашен приговор. В нем осуждены на пожизненное лишение свободы экс-президент Курманбек Бакиев, экс-глава Государственной службы охраны Жаныш Бакиев, экс-премьер-министр Данияр Усенов.  Сын Курманбека Бакиева, работавший заместителем председателя специальной службы Марат Бакиев отбудет 27-летний срок наказания в тюрьме.  Экс-руководитель ГКНБМурат Суталинов лишен свободы на 20 лет, из зала суда уведен за железную решетку. Бывший заместитель председателя Государственной службы охраны Нурлан Темирбаев и Данияр Дунганов получили по 25 лет тюремного срока, поскольку Дунганов до этого находился на свободе, сразу после оглашения приговора отправлен отбывать срок.

 

Экс-руководитель президентского аппарата Нурлан Турсункулов, экс-государственный советник Элмурза Сатыбалдиев, экс-пресс-секретарь президента Оксана Малеваная каждый получил по 10 лет тюремного срока, их дома-имущества будут конфискованы. После кровавых событий 7 апреля Оксана Малеваная без вести пропала, поэтому приговор на нее вынесен заочно.

 

Также экс-командир спецподразделения «Альфа» ГКНБ Алмаз Жолдошалиев и работавший в Государственной службе охраны «Арстан» Байыш Эсенбай уулу оставлены на 6 лет за железной решеткой. Сидевшие рядом с перечисленными обвиняемыми рядовые военнослужащие оправданы. Счастье оправдания досталось еще одному человеку – экс-министру обороны Бактыбеку Калыеву.

 

Во время судебного заседания экс-генеральный прокурор Элмурза Сатыбалдиев сделал обращение к родственникам погибших 7 апреля, к потерпевшим. Слушая его, горюешь, что правда и справедливость растоптаны. «Я не совершал преступления, чтобы судиться с вами. Кыргызы говорят «смерть велика, бывают виноваты не мертвые, а живые люди». Чувствуя свою моральную вину перед оставшимися в живых, несмотря на крайне плохие высказанные слова и мнения в свой адрес в течение 6 лет, несмотря на то, что меня незаконно посадили, я молча сижу и терплю, не жалуясь на решение посадить меня, не обращаясь с заявлениями. Здесь нас с вами поделили надвое судьба, безграмотное следствие, безграмотное обвинение, безграмотное решение первой инстанции. Сегодня мы кажемся врагами друг другу. Но так не будет. Я думаю, вам тоже нужна справедливость. Я сам юрист, поэтому хорошо знаю, есть или нет состав преступления в моих действиях. Меня с детства учили уважать государство, не топтать права человека, не терять человеческие ценности. По этой причине я сегодня за железной решеткой делаю к вам обращение. Возможно, некоторым из вас не понравится, но я хорошо знаю, что в моих действиях в тот день не было состава преступления. Все выдвинутые против меня обвинения надуманы. Это всего лишь чье-то желание посадить меня в тюрьму, и показать кому-то свою услужливость. Но для вынесения приговора, заключения меня в тюрьму недостаточно желания сделать по надуманному делу. Но если так, тогда надо назвать действие не судом, а просто арестом и заключением. Следствие тоже не могло хорошо предъявить мне свое обвинение. Потому что такой вещи нет. Никогда не скрывал дружеских отношений с Бакиевым. Но покажите мне закон «можно судить за близкие отношения»?

Уважаемые потерпевшие, вам внушили «эти люди виноваты». Вы должны просить «скажите правду, найдите нам настоящих виновников!». Возможно, среди нас сидят настоящие виновники, но в течение 6 лет по итогам суда не доказана вина ни одного человека, в том числе моя. Скажите, какую вину я совершил? Правильно, сидел на 7 этаже, это мое рабочее место. Правильно, я все видел, но не смог уйти оттуда. Потому что был не вправе уходить. Но за это не судят»,- сказал он.

 

Что, если нам вправду прислушаться к этим словам Элмурзы мырзы? Например, в свое время генпрокурор при Временном правительстве Кубатбек Байболов говорил, что в апрельских событиях на площади погибло только 17 человек. Остальных свезли туда с других мест? «Когда я был генеральным прокурором, меня вызвали в Белый дом и принуждали предъявить обвинение четверым: Элмурзе Сатыбалдиеву, Турсункулову, Жороеву и Малеваной в «соучастии в убийстве людей». Я отказался, ответив: «Таких признаков в их действиях нет, нет и материалов об их соучастии в убийстве людей. Поэтому я не могу предъявить такие обвинения». Но они все равно предъявили эти обвинения. Эти люди, несколько лет находясь под такими обвинениями, подверглись моральным и другим потерям. Кто ответит за это? Да, в свое время Сатыбалдиев был генеральным прокурором и возбуждал уголовное дело на меня тоже. Но какие бы у нас ни были обиды, какие бы ни были претензии, лучше решать все в рамках закона. А то, что это судебное решение проходит под политической окраской сейчас говорится во многих местах», - говорит Кубатбек Калбекович. Уже из одного этого видно, что если бы было справедливое следствие, суд, то не исключено, что на месте Элмурзы, Нурлана, Каныбека сели бы другие люди. Ведь власть так опасается. Но, наверное, и с них будет спрос за то, что всех невиновных людей под найденным предлогом посадили, замучили? Больше всего огорчает, что после такого большого кровопролития пришедшие во власть люди не сдержали своего слова, не смогли остудить боль потерявших близких или раненых людей. Вместо этого организован «показушный» судебный процесс.

 

 

Источник: газета «Майдан.kg» №19 от 09.06.2016/стр.3, перевод: gezitter.org