- Наверное важнейшим событием прошлой недели было исчезновение оригинала Конституции. Как вы это восприняли?
 
- Исчезновение оригинала Основного закона говорит о том, что в стране нет порядка. Стало очевидно, что мы живем в беспорядочное, нестабильное время, когда даже местонахождение оригинала Основного закона неизвестно. За это должно быть очень стыдно. Как будут относиться к Кыргызскому государству мировая общественность, известные международные организации? Сейчас эпоха развитого интернета, если в какой-то части мира зашевелится ветка на дереве, то эту новость ветром понесет по всему свету. Соответственно, происходящие у нас события давно разошлись по миру. Очевидно, что другие страны будут смеяться над этим. Это плачевно для репутации страны. По-моему, оригинал может быть утерян намеренно. В любом случае, допущена серьезная оплошность, безответственность.
 
- Представители ветвей власти начали подозрительно приглядываться друг к другу, словно кто-то из них держит оригинал. Кто обязан хранить документ, кого нужно винить в утере?
 
- Говорят, что нужно было хранить в канцелярии аппарата президента или в Конституционной палате. Но в этих учреждениях не нашли. Должны понести ответственность представители того места, где должен был храниться документ по закону. Нужно давать юридическую оценку такой халатности.
 
 
- Говорят, без оригинала нельзя вносить изменения в Основной закон. Тем не менее, референдум уже назначен на 11 декабря. Так что будет в итоге?
 
- В нашей стране в последнее время можно не удивляться чему-то. Создается ощущение, что у нас возможно все. Русские говорят: "Против лома нет приема". Я всегда говорю, что не выступаю против изменения Основного закона. Священный Коран не должен быть изменен до конца света, а все остальное в этой жизни может изменяться. Основной закон - это не священный Коран. Если это так необходимо - пускай изменяют. Но было бы правильно, если бы все осуществляли по закону, с соблюдением процедур. Юристы же говорят, что и референдум нельзя проводить при отсутствии оригинала. Может и не заикаться о законе, когда там настаивают на проведении референдума, не сумев при этом найти оригинал документа.
 
- Вы говорите, что могли намеренно потерять. Кому это нужно? Разве это не в интересах Текебаева, выступающего против изменений?
 
- Тяжело предлагать, если не поймали кого-то с поличным... В 2010 году провели референдум, подписали принятую Конституцию. В чьих руках тогда остался документ? Ответ на этот вопрос знают ответственные люди.
 
- Среди общественности вновь поговаривают: "Парламент может быть распущен". Как вы думаете, это возможно?
 
- В течение одного года своей работы сегодняшний парламент доказал, что это самый беспомощный, самый карманный парламент в истории Кыргызской Республики. Хотя и условно, но сегодня мы живем при парламентском правлении. А при парламентском правлении Жогорку Кенеш должен быть сильнее, решительней предыдущего созыва. Но какой парламент мы в итоге получили? Все наоборот. С каждым днем мы убеждаемся, что наш парламент слаб, боится собственной тени. Поэтому ничто нас не удивляет. Как не имеющий своего мнения парламент может быть лицом парламентского правления? Чем скорее они распустятся, тем полезнее будет для страны. Что тут скрывать, говорят, что в Жогорку Кенеше 120 депутатов, но по ощущениям там сидят 7 человек. Учитываются мнения и решения только 7 депутатов. Речь идет о лидерах 6 фракций и спикере. Остальные 113 депутатов - их марионетки. Идут, куда указывают, нажимают кнопку, когда велят, повторяют то, что сказано. Общественность это знает. К тому же большинство депутатов до этого не состояли на государственных должностях, в основном это бизнесмены и коммерсанты.
 
- В любом случае, этот парламент избрали мы сами. Если их и распустим, проведем повторные выборы, то вновь придут богачи, не так ли?
 
-Нет, при любых раскладах будет лучше, чем сейчас. Потому что народ все увидел, признал свои ошибки. Думаю, никто не хочет наступать на те же грабли. Меня огорчает одно - с каждым разом мы делаем ставку на землячество и трайбализм, вместо того, чтобы перестать безразлично относиться к выборам, трезво смотреть в будущее. Самое главное - позволяем обманывать себя за счет денег, продаем голос, который определяет будущее страны, будущее нас с вами. По правилам на выборах должна быть борьба взглядов, идей, программ участвующих политических партий. А какая у нас идет борьба? Все как раз наоборот, разве неправда? Выборы у нас превратились в гонку денег, богатства. Сейчас у многих депутатов низкий уровень образования и опыта работы. Занимавшие частным предпринимательством, разбогатевшие люди заняли места в парламенте за счет денег. Опыт частного предпринимательства - это другое, а государственное служба - это другое. Время показывает, что парламентские выборы нужно проводить частично по партийным спискам и частично по одномандатным округам. По партийному списку приходят только состоятельные люди, в итоге у нас появляются ничего не решающие, не разбирающиеся в законотворчестве народные избранники. Если бы половина парламента избиралась бы по одномандатным округам, то у нас были бы сильные, независимые депутаты. Во-вторых, местные проблемы не остались бы без внимания. А партии не уделяют должного внимания региональным проблемам.
 
- Коалиция большинства распалась из-за ухода СДПК. Что извлечет из этого СДПК?
 
- У кыргызов есть такое выражение: "Котельщик волен сделать ушко котла там, где он захочет". Сейчас СДПК сама решает, когда и что делать. О каком экономическом росте можно говорить, если правительству не дают возможность стабильно поработать? Экономика любит стабильность. Нестабильность в политике, особенно нестабильность в исполнительной власти негативно сказывается на проведении реформ. Хотя коалиция и распалась с уходом СДПК, новая коалиция будет соответствовать предпочтениям СДПК. Как обычно не будет учтено мнение, желание народа.
 
- Какой будет новая коалиция, по вашему мнению?
 
- Объединятся остальные четыре фракции, помимо "Ата Мекена", "Онугуу-Прогресс". Это ожидаемо. В составе правительства не будет существенных изменений. Максимум сменятся 3-4 министра. Речь идет о министерствах, за которые несли ответственность "Ата Мекен" и "Онугуу". Кроме того, сменится 1-2 заместителя премьер-министра.
 
Источник: газета "Майдан.kg" №38 от 26.10.2016 / стр. 3, перевод: gezitter.org