Бишкек, “Саясат.kg”. Сегодня, 13 мая на заседании парламентской фракции “Ата Мекен” обсуждены изменения и дополнения к закону “О референдуме”.

 

По словам одного из инициаторовзакона,депутата Алмамбета Шыкмаматова, поправки в закон “О референдуме”вводятся не для изменения Конституции Кыргызстана, а для того, чтобы привести в соответствие с действующими законами. Так как сегодня закон “О референдуме”противоречит Конституции Кыргызстан

а.

На заседании было отмечено, что данный законопроект – один из 50, которые инициировались для реализации новой редакции Конституции от 2010 года.

 

“Действующий закон “О референдуме”сейчас противоречит основному закону, да и многим другим, потому что изменились процедура голосования, правила работы избирательных комиссий, внедрена биометрика и «умные» урны”,- отметил лидер фракции О.Текебаев.

 

Законопроектом предлагаются четко разграничить деятельность групп участников референдума, агитирующих за вопросы, выносимые на референдум; против вопросов, выносимых на референдум и инициативной группы, которая осуществляет сбор подписей за инициирование проекта закона в соответствии с законодательством о народной законодательной инициативе и будет сопровождать до вступления его в юридическую силу.

 

В законопроекте приведен в соответствие с Конституцией  и вышеуказанными законами перечень субъектов, инициирующих проведение референдума; перечень вопросов, выносимых на референдум; порядок сбора подписей, проверка подписных листов; порядок назначения референдума; порядок формирования комиссий по проведению референдумов; их полномочия, а также статус членов комиссий по проведению референдумов; образование участков по проведению референдума.

 

В 2015-2016  годах в целях реформирования избирательного законодательства приняты поправки в конституционный закон “О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР”и закон “О выборах депутатов местных кенешей”.

 

Представленный проект конституционногозакона направлен на внедрение аналогичных механизмов и при проведении референдума в Кыргызстане.

 

Так, предлагаемым законопроектом закладывается возможность для внедрения в практику проведения референдума новейших автоматизированных технологий, что позволит исключить нарушения и фальсификацию. Предлагается заложить использование биометрических данных граждан, а также электронных списков участников референдума, что позволит избежать возможности влияния на ход голосования с использованием человеческого фактора.

 

Также, проектом закладывается использование автоматически считывающей урны, которая представляет собой устройство, предназначенное для автоматического подсчета голосов.

Помимо этого, законопроектом закладывается новая система идентификации участников референдума, которая состоит в проверке соответствия не только персональных, но и биометрических данных граждан.

 

Законопроект определяет процедуры подведения итогов. Также законопроектом предлагается по  результатам референдума признать референдум недействительным, если итоги голосования на части участков по проведению референдума, охватывающих более одной трети участников референдума от общего числа принявших участие, в голосовании будут признаны недействительными. Кроме того, при наличии нарушений в процессе установления итогов голосования, территориальные комиссии по проведению референдумов могут признать итоги голосования на участке недействительными.