В России готовится к переизданию раритет «Зачем мусульманину чай?», в котором целая глава посвящена традициям кыргызского чаепития.
 
Начни все с чайного листа
 
Автор этой книги, популярный прозаик из Липецка Валентин Баюканский, собрал мнения более 50 известных деятелей из 14 стран мира, исповедующих ислам. И пусть они не знакомы меж собой, их всех объединила настоящая любовь к древнему, ароматному и полезному напитку. Чай – настоящий магнит для сближения этносов, фактор дружбы и уважения!
 
В книге объемом в 400 страниц, содержащей множество иллюстраций и уникальных секретов ориентального гостеприимства с Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Азии и других регионов нашлось достойное место и для описания чайных церемоний Кыргызстана. В этом автору с берегов Воронежа помогли наши местные любители почаевничать.
 
В.Баюканский признается, что с детства его героем был Манас Великодушный, повествование о котором он прочитал еще в 10 лет. Он пишет: «В моих руках оказалась удивительная книга… Несокрушимый Манас олицетворяет вековую идею объединения и государственности народа, который на протяжении столетий защищал свою свободу и независимость».
 
Баюканский собрал богатейшую палитру кыргызских рецептов, включая способы древних пращуров: чай с обжаренной мукой и бараньим жиром, солью и сливками, талканом и черным перцем, даже с сюзьме и курутом! В разных районах Кыргызстана поныне смакуют чай с медом и наватом, курагой и изюмом, шиповником и облепихой, мятой и яблоками, лимоном и малиной, бальзамами и пряными травами, и т.д.
 
А прошлой осенью на 28-й Московской международной книжной выставке-ярмарке новую книгу В.Баюканского «Чай - дело тонкое» признали бестселлером. Над своим международным проектом автор работал свыше 7 лет, и в нем тоже нашлось место для нюансов кыргызского чаепития. Пожалуй, сегодня Валентин Анатольевич является самым признанным мастером в чайном деле на просторах Содружества!
 
Эликсир для горцев и степняков
 
Кыргызский народ с течением веков впитал в себя кровь многих соседей. От них привносились также культура, философия, обычаи. В том числе традиции чаепития.
 
Здесь надо пояснить, что основным видом натурального хозяйства у кочевых племен было отгонное скотоводство. Преобладали овечки да лошади, КРС появился в конце XVII века. Чем больше скота – тем круче. Отсюда традиционное преобладание мясо-молочных продуктов и блюд из них: шорпо, кумыса, айрана, а также напитков из пророщенных злаков и крупяного толокна: жарма, максым, различные каши-затирухи и просяные похлебки. Этот достаточно однообразный, по сути, рацион здорово разбавил всесезонный чай, став очень популярным в первую очередь у богатых феодалов, так как прессованные плитки экзотического напитка, завозившегося из соседней Поднебесной империи, стоили недешево.
 
Отмечу, что жирная мясная еда ослабляет тонус пищеварительного тракта, и горячий чай здесь просто незаменим, он ускоряет пищеварение и помогает при кишечных расстройствах, столь частых в Азии, абсорбирует и выводит из организма вредные вещества. То есть предки уже в древности поняли, что чай – лучшая «химчистка» для желудка, почек и печени!
Чай, как утверждал в свое время академик Арстанбек Алтымышев, пьют на Тянь-Шане и Тибете с 620 года нашей эры. Известный ученый-фармаколог посвятил этой теме немало исследований. Изучал благотворное влияние чая на организм человека, современные способы его обработки; классифицировал наиболее популярные у различных народов способы приготовления; представил лекарственную рецептуру (чаи желудочные, возбуждающие аппетит, противопростудные, желче - и мочегонные, тонизирующие, успокоительные) и напитки на основе чайных листов…
 
Чай из Чжунго древние кыргызы обычно крошили, смешивали с молоком, солью и обжаренной на масле мукой. Питательное варево получило название куурма-чай. В отдаленных селах, особенно в заснеженной и стылой высокогорной зоне КР его пьют и по сию пору, ведь он заряжает энергией. Так же как и актын-чай. Это крепко заваренный черный чай, вскипяченный с молоком, а так же с добавлением топленого масла, соли, сметаны. Нечто схожее, кстати, есть у монголов, тибетцев, калмыков, бурятов и других этносов, культурологически и ментально близких кыргызам.
 
Расчаевничались тут…
 
По наблюдениям известного кыргызстанского эксперта, кандидата исторических наук Александра Камышева, в коллекциях бишкекских антикваров можно встретить необычные медные кувшины-кумганы, внутрь которых вставлена металлическая труба. Эти своеобразные кыргызские самовары датируются концом XIX века. Хотя встречаются и более древние экземпляры. Кумганы, иногда украшенные резьбой, к сожалению, не имеют клейма с датами или именами мастеров. Но это подлинные произведения прикладного искусства и заслуживающие лучшей участи, чем отправка в скупку цветного металла…
 
– Первые переселенцы из России и Украины обязательно везли в Киргизию вместе с домашней утварью свои самовары. Они пришлись по душе в Средней Азии. В кочевых условиях это устройство быстрого приготовления кипятка стало самым необходимым и широко используется по сей день, - заявил Александр Михайлович.
 
Несмотря на высокую стоимость, российские самовары широко использовались в рабочих и крестьянских семьях Туркестана. В основном это была продукция тульской фирмы братьев Баташевых, существовавшей с 1825 года и имевшей право ставить клеймо «Поставщик Двора Его Величества». Крупными конкурентами Баташевых вскоре стали фирма братьев Шемариных и Торговый дом Тейле.
 
Как известно, в чае один из главных компонентов – вода. Чистейшая влага из ледников Тянь-Шаня и Памиро-Алая, многочисленных артезианских источников, альпийских родников и лесных ключей придавали особую прелесть чаю. А зачерпнутая из ручьев рядом с мазарами – святыми местами поклонения, - придавала напитку едва ли не магические свойства!
 
 Несколько лет назад в Кыргызстане побывала уникальная экспедиция, готовившая серию фильмов «Исследование чая» для популярнейшего телеканала National Geografic. Начав путешествие на моторикшах в Индии, центре мирового производства чая, съемочная группа закончила его в Англии, где больше всех на свете популярен сей бодрящий напиток. На пути в 15 тысяч километров между Востоком и Западом продюсером Максом Ловелл-Хором и его супругой, автором сценария Софи Айбботсон, был собран уникальный материал, в том числе об экзотике Нарынского края, где очень любят настой из чайных листьев.
 
Рахим Каримов, поэт, писатель и переводчик из Оша, автор свыше 20 книг на узбекском, русском и кыргызском языках в своих стихах часто воспевает чай. Вот его строки…
Люблю мечтать, как соберусь домой,
Как мать с отцом у дома повстречаю,
Согрею руки теплой пиалой,
Согрею сердце золотистым чаем…
Мамины глаза красивыми были,
Словно на меня глядели из рая!
Может, дорогу назад позабыли,
Где ж вы сейчас, глаза цвета чая?
 
Любишь чай? Тогда внимательно читай! 
 
У кыргызского народа сохранились многие ритуалы своеобразной чайной церемонии.К примеру, умение красиво подавать чай может стать важным, если не решающим моментом, когда джигит выбирает себе невесту. Родственники жениха, кроме прочего, оценивают достоинства претендентки и по способности аккуратно разливать напиток по пиалам. Передавать чашку гостю полагается скромно, потупив взор, правой рукой держа пиалу, а левой придерживая локоток в знак почтительности.
 
Бывает, что семейные скандалы возникают от того, то муж оказался недоволен тем, как его благоверная обслужила дорогих гостей. В качестве ругательства можно услышать: «Даже чай не умеешь подать как следует!» Дело даже не в качестве сорта, не в густоте настоя, а в… температуре.
– Почему чай холодный?! – может накинуться муж на жену, хотя чайник с кипятком был снят с плиты всего пару минут назад. Может быть, как раз по этой причине во многих сельских домах Кыргызстана в почете большие китайские термосы…
 
Средний житель Кыргызстана потребляет порядка 1,5 кг чая в год. Сегодня на местном рынке представлены чаи около 30 компаний. Только три из них выпускают его в Кыргызстане, фасуя сырье. Остальные бренды завозятся из Казахстана, России, Китая, Индии, Турции, Ирана, других стран. Лотки изобилуют разными чаями: здесь и зеленый с жасмином, и черный с бергамотом, а также с гвоздикой, корицей, имбирем, ягодами, прочими добавками.
 
В сельской местности КР, чьи жители составляют более 65 процентов населения, предпочитают, как правило, листовой чай, реже – гранулированный, еще меньше поклонников пакетированного напитка.
 
Все застолья у кыргызов до сих пор начинаются и заканчиваются чаепитием. Вначале подаются сладости, выпечка, сухофрукты, орешки, фрукты, плюс овощи, салаты. Затем идут закуски, а потом основное ударное блюдо, бешбармак, например, или плов, и после чай - как финальный аккорд.
«Гость — благодать дома», говорят кыргызы. Ведь неугомонные дети суровой природы вечно перемещались. Сегодня ты в чьей-то юрте заночевал, завтра у себя путника принял. Страннику — почетную пиалку чая. Откажешься — расстроишь хозяев.
 
…Желаю всем испить за свою жизнь несколько миллионов чайников крепкого чая – с друзьями, близкими, детьми, внуками и правнуками. Будьте здоровы, поднимая пиалу с благодатным напитком!
 
Азиз Карашев. Бишкек.
http://www.nlkg.kg/ru/society/culture/zhivi-po-chajnomu