Кыргызстан вступает в Таможенный союз уже в который раз, наверное, будут и новые разы. 
 
Страна заявила о присоединении к альянсу еще в 2011 году, через год после его образования, “дорожная карта” должна была быть принята в декабре 2013 года, но Кыргызстан оказался не готовым, и карта была принята в мае прошлого года. Тогда же говорилось, что к концу года Кыргызстан уже станет членом союза.
   
В декабре Кыргызстан опять оказался не готов, но политический документ был подписан и объявлена дата — с 9 мая 2015 года страна станет сразу членом Евразийского экономического союза, который начал действовать вместо Таможенного союза с 1 января 2015 года. К этому времени должны были быть сняты все спорные вопросы.
   
Однако страна опять не готова, и это становится характерной чертой современного Кыргызстана — что бы ни говорилось и что бы ни подписывалось, Кыргызстан почти всегда оказывается не готовым к чему бы то ни было. Наступает зима — страна к ней не готова, и о неизбежном наступлении весны она не всегда подозревает.
   
Но надо и понимать, что переговоры с Евразийской экономической комиссией всегда довольно жесткие и, несмотря на то что Кыргызстан еще год тому назад везде (в основном на домашних площадках) заявлял, что вступать в союз он будет только с учетом своих национальных интересов, после майского заседания Высшего евразийского совета в Астане бравости поубавилось.
   
В августе, после встречи Атамбаева с Путиным в Бочаровом Ручье, эпохальное событие перенесли на декабрь, а в декабре — на май. Чиновники очень любят говорить о прекрасном будущем, поэтому они обещали, что 9 мая все границы откроются. Многие трудовые мигранты в России, узнав об этом, не стали даже покупать патенты на май, полагая, что они им уже не понадобятся, и теперь обвиняют Бишкек в умышленном затягивании процесса с целью продвижения своих серых схем.
   
Нужно также не забывать, что в кыргызском обществе с самого начала было неоднозначное мнение о вступлении страны в ТС, так как многие считают, что за этим проектом стоит большая политика, иначе бы Россия и Казахстан не выделяли сотни миллионов долларов на адаптацию Кыргызстана к условиям альянса. Ведь они могли просто сказать: не хотите вступать — не надо.
   
Однако время от времени даже Казахстан и Беларусь не довольны некоторыми инициативами внутри союза, например, они выступают против создания наднациональных органов или введения единой валюты. Можно предположить, что в будущем, когда нынешние лидеры стран сойдут со сцены, эти инициативы возродятся.
   
Но сейчас проблема совсем в другом — противники присоединения Кыргызстана к ЕАЭС не предлагают других серьезных альтернативных вариантов, а политическое решение уже принято. Снова откладывать и сопротивляться уже просто неприлично, давно пора расслабиться и думать о дальнейших планах. 
   
Приводятся два спорных момента, которые необходимо урегулировать. Если вопрос о льготах по уплате таможенных пошлин для товаров, завозимых в рамках инфраструктурных соглашений между Кыргызстаном и Китаем, еще можно понять, то требование исключения аудита системы проверок ветеринарного контроля Кыргызстана достаточно сомнительно.
   
Казалось бы, пусть проводят аудит и чего бояться? Но, скорее всего, кыргызский ветеринарный контроль настолько ниже любых современных требований, что без исключений не обойтись. 
   
А если есть подозрения, что аудит будет предвзятым, то зачем с такими партнерами объединяться? 
   
Но что точно, об обеих проблемах нужно было думать ранее, а если это настолько принципиально, зачем было принимать политическое решение, не обдумав его реальное наполнение?
   
Настоящая же проблема состоит в том, что никто в Кыргызстане, особенно чиновники, не желает реально работать, не умеет вести переговоры и не мыслит стратегически, все стремятся только что–либо продать или захватить. Если худо–бедно существовавшую промышленность уничтожил повальный экспорт из страны всего — самолетов, станков, пароходов, то теперь реэкспорт всего дешевого зарубежного не дает зарождаться промышленности.
   
Но если продолжать не работать, а только отнимать и делить, никто никогда не накопит средств для начала серьезного дела. Поэтому и никто ни к чему не готов. Тем более — к реальной конкуренции.
 
Нарын АЙЫП,
шеф–редактор отдела политики "ВБ"