У.Ормонов: Кремль не удовлетворен политикой нашей власти
 
 
- Улугбек мырза, вы были депутатом двух созывов Жогорку Кенеша и являетесь человеком, понимающим перепады кыргызской политики. Вы смогли заметить политический поворот на сегодняшний день?
 
- Наверное, личности, участвующие в политике, замечают, какой поворот происходит. Я лично пока еще ничего значимого не увидел. Разве что объявили – страна с парламентским управлением. В реальной жизни мы еще не перешли в полной мере к парламентскому государству. Сегодняшний торага Жогорку Кенеша Асилбек Жээнбеков сам говорит: «Мы – не страна парламентского управления». Время показало, что нам не подходит это управление. Что мы не готовы. Хотя мы избрали депутатов по партийной системе, но нет народных представителей, которые бы подняли проблемы некоторых регионов. Точнее, в некоторых районах нет избранного оттуда депутата, они не знают, к кому обращаться.
 
- Вы же тоже когда-то приходили по партийному списку?
 
- Да, но тогда форма управления была не парламентской. Кроме того, в Конституции было все четко написано. Написанная “молодцами” сегодняшняя Конституция порождает множество споров. Получившие мандаты депутаты, пришедшие с партией, выходят из фракции и ходят свободными. А ведь они во время выборов с программой той партии обещали народу: “Осчастливим”. Мы все видим, каково положение сейчас в Жогорку Кенеше. Только недавно партия “Ата Мекен” исключила из своих рядов 2 депутатов, но мандаты отобрать не смогла. По закону они, оказывается, не могут отобрать у них депутатские мандаты. Вот и живем с такой беспорядочной Конституцией. Если брать с моральной стороны, то после выхода из рядов партии надо было лишить мандатов.
 
- В этом разница между парламентом прежнего созыва и сегодняшним Жогорку Кенешем?
 
-  Любая партия стремится к власти, потому что для претворения в жизнь своей программы нужны возможности. Что только не говорили о партии “Ак жол”. Но нынешнее время показывает, что в той партии были собраны лучшие люди из кыргызов. Большинство сегодняшних депутатов, министры, работающие в составе правительства, в свое время были в составе партии “Ак жол”. Наверное, будет правильным сказать, что разница в уровне депутатов. Других особенностей нет. Прежние работники и сейчас работают. Хотя они очерняют старую власть, но пользуются программами того времени. Сами же ничего нового не придумали.
 
- Вы хотите сказать, что дела, которые делает правительство, реформы – это продолжение программ, разработанных во времена прежней власти?
 
- Именно так. То, о чем говорят сегодняшние, будто скопировано с программы прежних. Называемый Банком развития ничем не отличается от ЦАРИИ. Только название поменяли. О железной дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан уже раньше договорились. Линия электропередач Кемин-Датка была рассмотрена еще в 2009 году. Большинство наверняка хорошо знает, когда начались проводимые реформы. Что меня удивляет – они говорят об этом так, будто о новой разработанной программе. Им бы следовало сказать, не стыдясь: “Прежняя власть, оказывается, принимала вот такие-то программы. Мы продолжаем их”. Это первые слова человека, севшего в кресло: “Поднимем экономику”.
 
- И что, высказывания сегодняшней власти: “Поднимем экономику”, - можно назвать популизмом?
 
- Говорят, “можно черпаком взять только то, что есть в котле”. Как они поднимут экономику без работающей программы? Экономика никогда не будет развиваться только за счет получения в долг у других государств. Это все временно и сможет залатать прохудившееся место. Потом надо возвращать долги. Сегодняшняя власть думает только о сегодняшнем дне. Судя по нынешним выполняемым делам, есть много пустых обещаний. Обещанные 7% кредиты крестьянам не смогли предоставить в достаточном объеме. Этим невозможно поднять сельское хозяйство. Для продвижения вперед одной отрасли необходима комплексная программа. Должны были получить 106 млн. долларов из фонда ЕврАзЭс - от него ни слуху, ни духу. Это свидетельствует об отсутствии доверия ЕврАзЭс к сегодняшнему правительству.
 
- Кстати, об экономике, правительство в прошлом году приняло бюджет с дефицитом в 21 млрд. сомов, так и не смогло его закрыть?
 
- Пришедшая к власти партия СДПК некогда была оппозицией в Жогорку Кенешу к прежней власти. И когда бюджет был принят с дефицитом 14 млрд. сомов, не осталось слов, которых бы они не высказывали. А когда в прошлом году приняли бюджет с дефицитом в 21 млрд. сомов, они сказали: ”Какое диво!” - и ведь приняли его. Что получилось в итоге, мы все видим. Более того, глава правительства все же признал свою вину.
 
- Можно ли назвать преступлением не заполнение бюджета?
 
- В развитых странах при неисполнении бюджета правительство незамедлительно уходит в отставку. А у нас наоборот, вместо ухода в отставку хвастаются: “Хорошо работаем. Это будет самым длительно работающим правительством”. Само неисполнение бюджета указывает на ухудшение экономики. Когда в начале года рассматривался финансовый вопрос, говорилось, что надо соразмерять доходы с расходами, вести работу на этой основе. Раз правительство не изыскало источников дохода, то в обязательном порядке вынуждено сокращать расходы. Это все оказывает отрицательное воздействие на многие вещи.
 
- Вы, вроде, сказали, что полученными извне деньгами мы латаем дыры в экономике. Но ведь и дающее в долг госудаство тоже преследует свои цели. Не останемся ли впоследствии заложниками у них?
 
- Самое опасное в этом. Безусловно, дающие копейки государства думают о своих интересах. Без этого невозможно предоставление денег. Поэтому нужна аккуратность при ведении внешней политики. Внешняя политика требует особенной осторожности. Государству не принесет авторитета чрезмерная отдача эмоциям или угодничество. Особенно в момент рассмотрения экономических вопросов. Прежде чем подписывать соглашения при проведении двухсторонних переговоров, надо не только искать способы получения денег, но и проанализировать вопрос: какое влияние это окажет на будущее страны.
 
- Поскольку речь зашла о внешней политике, мы являемся независимым государством, и в качестве главного стратегического государства-партнера называем Россию. Сейчас наша власть показывает видом, что поддерживает Запад. Можно ли сказать, что это явится основной причиной ухудшения наших отношений с Россией?
 
- Политический аналитик русских высказывает свое мнение через Интернет: “С мировой карты исчезнет или Россия, или Катар”. Это означает усиление противостояния между Катаром и Россией. И когда складывается такое положение, наш глава правительства с официальным рабочим визитом поехал в Катар, что, безусловно, не может понравиться российской стороне. Раз мы считаем Россию главным партнером, то надо же направить на правильный путь отношения с ней. Сомнительно, что Катар вложит в нас инвестиции. На сегодняшний день около миллиона кыргызских граждан работает в России в качестве мигрантов, кормят себя и своих родных в селах. Правительство может сказать спасибо этим мигрантам. Если русская власть депортирует наших граждан, то прибывшие оттуда могут прогнать власть, и без того бессильную. Работавшие в регионах России наши мигранты до этого без затруднений получали гражданство этой страны, а начиная с недавнего времени, и им стало затруднительно получать гражданство. Это говорит о том, что Кремль не удовлетворен политикой нашей власти. Мы сейчас напоминаем обезъяну из анекдота. Царь леса лев вызвал к себе всех животных, говорит, чтобы разделились умные в одну сторону, красивые в другую сторону. А обезъяна прыгает в обе стороны. Лев спрашивает ее: “Что с тобой?” Она отвечает: “Я и не умная, и не красивая. Не знаю, к какой стороне присоединиться”. И нам, чтобы не прыгать в обе стороны, будет правильней пораньше выбрать путь, который принесет результаты.
 
- На сегодняшний день острым остается вопрос: “Кто проводит внешнюю политику Кыргызской Республики?” Если этот вопрос не уточнен, кто же будет держать ответ за внешние взаимоотношения?
 
- Я бы сказал, что виноваты написавшие такую Конституцию. Причина в том, что как в каждой семье есть хозяин, так и в стране должен быть человек, берущий на себя ответственность за страну. Как другие страны будут вести переговоры с государством без руководителя? Раз мы стали парламентской страной, то до конца надо было идти этим путем. В странах с настоящим парламентским управлением внешнюю политику проводит премьер-министр. На днях в Жогорку Кенеше при обсуждении данного вопроса прозвучали слова, что ее должен вести президент. Но проведение внешней политики президентом будет незаконным. Ладно, сегодняшний глава правительства говорит: “Я не против, пусть проводит президент”. А следующий за ним придет и может сказать: “Стойте, оказывается, проведение внешней политики является функцией правительства”. Тогда президент снова передаст премьер-министру? Поэтому нужно в скорейшее время созвать Конституционное совещание, и необходимо заново с начала пересмотреть противоречия.
 
- Наверняка нет человека, который бы лучше вас знал о заводе “Дастан”. Министр иностранных дел России С.Лавров во время своего рабочего визита в Бишкек как будто бы отбыл, продемонстрировав некое давление: “Дадите 75% (акций) завода “Дастан” и ГЭС, которые должны быть построены на реке Нарын”. Можно ли это воспринимать как оказываемое на нас Кремлем давление?
 
- Русским можно отдать и 100% (акций) завода “Дастан”. Мы ничего от этого не проиграем. Они же не увезут завод с собой. Здесь будут работать. Будут созданы рабочие места и для наших граждан. А по поводу передачи 75% (акций) ГЭС я тоже против. Это богатство кыргызского народа. Если мы отдадим его сегодня в руки других, то нам надо будет отвечать за это перед будущими поколениями. Посмотрите на мировую политику - в последнее время мощные державы интересуются странами, богатыми на чистую воду. Это делается неспроста. Появляется понимание, что чистая вода будет дороже золота. Кыргызстан – родина чистой воды. Поэтому мы ради интересов государства должны быть готовы ко всему.
 
- Президент говорит: “Есть государства, интересующиеся заводом “Дастан”. Можно им продать”.
 
- Между Россией и Кыргызстаном было составлено соглашение. В нем Россия списала бы нам 190 млн. долларов долга. При этом предусматривалось 48% (акций) завода. Списание долга в 190 млн. долларов – невероятно большая сумма. Объявили же: “Турки списали нам 49 млн. сомов”, - и до сего дня не прекращают об этом твердить по КТР. Заинтересованная в покупке Турция не пользуется торпедами, выпускаемыми на “Дастане”.
 
- Раз составлено соглашение, тогда почему на территории завода строятся дома? Это тоже было предусмотрено в соглашении?
 
- После подписания международных соглашений не следует своевольно вносить в него изменения. Руководители “Дастана” совершают самоуправство, они составили проект, начали рыть котлованы, чтобы на 5 гатерритории завода строить дома. Это может стать препятствием для двухсторонних межгосударственных переговоров. Ведь в 2009 году приезжала комиссия, все подряд описала. Этот завод вошел в список крупного стратегического объекта военного значения. По закону, для внесения сюда изменений должно пройти заседание правительства, исходить со стороны парламента. Они начали строить дома, мотивируя, что совет директоров и Министерство имущества дали разрешение. Позднее в парламенте К.Талиева подняла этот вопрос, сказали, что городская архитектура не давала разрешения. Это большая ошибка руководства, начавшего такие дела.
 
Источник: газета “Жаны ордо” № 22 от 22.06.2012 / стр. 8