Д.Нусупов: Оставшиеся у народа оружие представляет большую опасность
 
 
Бишкек, ИА "Саясат.kg". На минувшей неделе в Бишкеке  завершил  работу  круглый стол по проблемам обеспечения безопасности  огнестрельного оружия, военной техники и боеприпасов  во время массовых беспорядков в стране и правового регулирования данного вопроса. Состоялся  он по инициативе общественной организации «Кылым Шамы» и Коалиции «За демократию и гражданское общество» при активном участии глав правоохранительных органов, прокуратуры, глав отделов по  делам обороны и правопорядка Талаасской, Ошской и Джалал-Абадской областей.  Мы попросили ответить на некоторые вопросы  эксперта «Кылым Шамы» Долоота Нусупова.
 
- Какова была главная цель данного круглого стола? И удалось ли ее достичь?
 
- Дать оценку нынешней ситуации с  боевым оружием, которое пока еще находится на руках у населения. «Кылым Шамы», наряду с другими НПО, была в центре трагических событий, которые имели место в 2010 году и поспособствовали в немалой степени тому, что  сегодня общественность хорошо информирована о том, что происходило в реальности в стране в те дни. Благодаря тесным контактам с прокуратурой, МВД, СНБ, руководством министерства обороны, мы  не только следим, как идет сбор оружия, но предпринимаем шаги для того, чтобы в будущем  не повторялись подобные инциденты. Идет работа  по выработке  новых законов. 
 
- Сколько оружия было похищено, сколько сдано и сколько еще остается на руках населения?    
- Согласно официальным данным по Таласской области  было добровольно сданы  46.37%  захваченного оружия во время событий 6-7 апреля 2010 года. Всего было похищено из военных складов  511 единиц разнообразного оружия. Примерно такая же картина  и в южных областях Кыргызстана, где также имели случаи массового захвата оружия - во время июньских трагических событий того же 2010 года. Было захвачено 286 единиц огнестрельного оружия, добровольно сданы 136 единиц.
 
- Какое оружие  было похищено?
 
- В Таласской области это,  в основном, пистолеты Макарова (250 штук), затем идут автоматы Калашникова (150) разных модификаций, затем - охотничьи карабины, винчестеры. Были также похищены, но затем возвращены два гранатомета. Что касается  событий на юге Кыргызстана, то здесь похищались в основном  автоматы Калашников  - всего 215 единиц, возвращены 110.   Затем идут  пистолеты  (37), гранаты Ф-1 (14),снайперские винтовки(3), ручной пулемет Калашникова (2), гранатометы (3 единицы). Были также похищены  и возвращены три боевые машины.   
 
- Какие виды оружия были сданы в первую очередь?
 
- Конечно, украденная боевая техника – БТР,  БМП , БРДМ. Удалось также вернуть   станковый противотанковый гранатомет СПГ-9. Но пока остаются на свободе  однозарядный подствольный гранатомет ГП (2 штуки). До сих пор не сданы ни одной гранаты. Также очень неохотно расстаются наши граждане с  автоматами Калашникова, пистолетами Макарова. Тревожным фактом является и наличие на руках  большого количества боеприпасов. Речь идет о патронах , в том числе и со стальным сердечником  автомата Калашникова, а также о боевых зарядах еще более  разрушительной силы. Например, на юге были похищены, согласно официальной статистике,  40 тысяч патронов от автоматов, сданы обратно  только десятая часть. На руках населения имеется большое количество патронов танкового пулемета Владимирова с бронебойно-зажигательной пулей (600),  танковых бронебойно-зажигательных пуль со стальным сердечником (200), патронов с осколочными гранатами (105).
 
Как мы уже отмечали, украденные гранатометы уже возвращены за несколькими исключениями, тем не менее, оставшиеся снаряды  представляют большую опасность. Так, например, танковая бронебойно-зажигательная пуля  это, в сущности, бомба, способная  при взрыве  уничтожить большой многоэтажный  дом.
   
- Что нужно сделать, чтобы ускорить процесс сдачи оружия? Почему вообще люди не хотят сдавать оружие?
 
- Необходимо, прежде всего,  проводить разъяснительную работу среди местного населения, активно проводить кампанию по сбору оружия, разъяснять  гражданам, что это не только опасно для жизни  хранить у себя дома огнестрельное оружие или боевые заряды, но и предупреждать об уголовной ответственности.  Причем не только тех, кто хранит у себя оружие, но и тех, кто знает об этом и скрывает эти факты.
Важно также особенно в южных приграничных районах Кыргызстана  усилить  роль, влияние и авторитет правоохранительных органов, также как и пограничных служб. Чтобы эти силовые структуры смогли полностью взять на себя обеспечение безопасности наших граждан. 
 
Очень важно также проводить большую разъяснительную работу  как среди кыргызов, так и среди узбеков, способствовать  налаживанию доверительных отношений между этими народами. Ведь не секрет, что и кыргызы,  и узбеки  не расстаются с оружием по причине недоверия друг к другу. Понятно, что среди тех, кто растаскивал оружие с воинских частей были в основном кыргызы, однако у узбекского населения также остается на руках большое количество оружия, которое было куплено на черном рынке или даже поступило через криминальные группы из-за границы.
 
- Но ведь в газетах иногда мелькают сообщения, что кто-то  где-то добровольно сдал оружие и получил за это вознаграждение?
 
- Необходимо повысить закупочную цену за сдаваемое оружие. Сегодня, например,  за сданный автомат Калашникова, человек получает  3,5  тысячи сомов, тогда как на черном рынке он может загнать этот товар по три тысячи долларов США. Но главное  -  надо наводить порядок в стране, восстанавливать доверие к государственным институтам власти, к закону.
 
- На круглом столе было высказано мнение, что многие  наши граждане не расстаются с боевым оружием  - винтовками и автоматами – потому что любят охоту?
 
- Да, безусловно, это так. Охота на диких животных в Кыргызстане также следует строже  регулировать, как  и процедуру выдачи охотничьего оружия населению. Современные охотничьи ружья  мало чем отличаются от боевых  и представляют опасность не только для диких животных. Надо  жестко наказывать и преследовать браконьеров.  Было бы еще лучше, если запретить полностью охоту на диких животных.
 
- Почему вы так считаете? Ведь и без того охота  разрешается  только в определенные сезоны?
 
- Эти запреты сплошь и рядом нарушаются. Так же как и выдача разрешений на охотничье оружие. Его получить у нас также легко, как водительские права. Заплати -  и ты можешь ездить на автомобиле, даже если никогда не  садился за руль. Заплати – и ты  можешь на законных основаниях обзавестись каким-нибудь «барсом» или даже «тигром» с большой убойной силой и дальностью прицельной стрельбы. Пока существует такой бардак, лучше официально запретить охоту  на диких зверей. Тем более, что их у нас почти не осталось.
 
- Вы уверены в этом? 
 
- Не только люди, но и звери бегут из Кыргызстана. Да- да, не удивляйтесь. А все из-за того, что в Кыргызстане слишком много оружия - и охотничьего и боевого.
 
Старожилы в Нарынской области отмечают  резкое сокращение  численности архаров, эликов и кийиков.  Эти животные откочевали за границу в Китай, поскольку там значительно спокойнее. Естественно, что вслед за ними страну покидают и хишники, которые питаются этими животными  - те же барсы, волки, медведи, рыси, орлы.
 
Так  что наши охотники самым активным образом способствуют этому переселению диких зверей. Только за этот год в Нарынской области были подстрелены около 100 волков, потому что за каждую  шкуру волка охотник получает 5 тысяч сомов.
 
Однако, уничтожение волков, если есть такая надобность, следует доверять только специалистам, и потом эти хищники играют важную роль санитаров, поедая больных  и ослабленных животных, создавая благоприятные условия для оздоровления  поголовья кийиков, архаров, кабанов. И даже нападая на домашний скот они выбирают больных и ослабленных.  Кстати, если запретить охоту, то легче будет собирать и боевое оружие, которое  используется на охоте на диких животных.  
 
Замир Осоров