На этой неделе в Бишкеке мог появиться еще один детсад, тем самым сотня–другая ребятишек получили бы доступ к дошкольному образованию. Вопрос о передаче детсадовского здания в муниципальную собственность инициировала мэрия, но горкенеш не поддержал. И это далеко не единственный случай, когда чиновникам мэрии не удается найти общего языка со столичными депутатами. Налицо конфликт интересов.


Амбиции и рациональное зерно
   
Мэрия и горкенеш — две ветви городской власти: представительная и исполнительная. Это как велосипед: будешь обе педали крутить в одном направлении — станешь уверенно продвигаться вперед, а иначе ничего не получится. В городе должна быть единая команда управленцев, только в этом случае появится толк. У нас же на сессиях горкенеша зачастую депутаты пытаются продемонстрировать некое превосходство над муниципальными чиновниками: мол, это мы принимаем важные для города постановления, а вы всего лишь их исполняете. В результате страдает дело.
    
Вот и на недавней сессии горкенеша по инициативе мэрии в повестку был включен вопрос о даче согласия на принятие в муниципальную собственность здания детского сада ГАО “Бишкекский мясоконсервный завод”, что на улице Чокморова, 253. Здание довольно солидное, его площадь 1096,7 кв. м. Еще привлекательнее прилегающий к нему земельный участок площадью 6658 кв. м. Благоустроить эту территорию как полагается — и детишкам будет раздолье.
    
В данное время здание используется в коммерческих целях. Хотя в пору разгосударствления и приватизации ничего подобного в планах не было и не могло быть. Объекты социально–культурного и бытового назначения принадлежали государству и были переданы ведомствам для использования по прямому назначению. Впрочем, приватизационные условия искажались и игнорировались повсеместно. Отсюда и печальный финал — прежде в столице действовало более двухсот детских дошкольных учреждений, а осталось всего ничего. Сегодня возможность посещать муниципальный (а не частный), то есть относительно недорогой детсад, — привилегия избранных.
    
— Устроить ребенка в детсад в Бишкеке нереально. Даже будучи депутатом, — признался Куванычбек Конгантиев (“Республика”), сославшись на личный неудачный опыт, — я неоднократно обращался к курирующим вице–мэрам и в соответствующие службы. Ответ один: свободных мест нет.
    
Построить новый современный детсад, подчеркнул он, — удовольствие не из дешевых. Городу в кои–то веки выпал шанс принять в муниципальную собственность готовое здание детсада, грех им не воспользоваться. Тем более что навстречу идет руководство Фонда по управлению государственным имуществом при правительстве. Там этот вопрос был рассмотрен намного раньше — 6 мая. Казалось бы, соглашайтесь, принимайте на баланс, отремонтируйте и пользуйтесь, но...
    
Вопрос о даче согласия в повестку дня был внесен, однако до обсуждения не дошел. Его сняли. Почему? Ряд депутатов усмотрели в подготовленных на сессию материалах некие неточности, и напрасно Куванычбек Конгантиев от имени рабочей комиссии в прямом смысле умолял депутатов принять по детсаду положительное решение.
    
— Обидно, что вопрос сорвали из–за бюрократической проволочки. Нельзя рациональные предложения рубить под корень, — увещевал он своих коллег.
    
Но те остались неумолимы. Нет, и все. Амбиции оказались выше. И ладно бы только это. Беда в том, что город может упустить здание детсада, его просто продадут в частные руки. Примет ли горкенеш тогда вину на себя?

Компромисса верный путь
    
Приватизационная тема на сессии плавно перешла к обсуждению дачи согласия на принятие в муниципальную собственность еще и другой недвижимости. Надо заметить, что никогда ранее на сессиях подобные вопросы даже не поднимались. Притом что в былые годы у столицы отобрали немало социально значимых объектов.
   
 В числе их — здание через дорогу от мэрии, отданное под Международный университет Кыргызстана (МУК). Между прочим, это здание с величественным куполом числится в реестре исторических памятников, охраняемых законом. Ныне его судьба незавидна. Помещения остро нуждаются в капитальном обновлении, однако у администрации высшего учебного заведения нет средств. Отчасти поэтому и возникла необходимость отдать восточное крыло в муниципальную собственность.
    
Ситуация непростая: на, боже, что нам не гоже? Отчасти это так. Но, с другой стороны, стоит ли разбрасываться тем, что само плывет в руки? Вот депутаты и размечтались: мол, хорошо бы привести здание в порядок и отселиться туда от мэрии, а то слишком уж тесно под одной крышей, да и стулья жесткие, неудобно сидеть. К тому же приезжаешь на сессию, а припарковаться — целая проблема, места возле мэрии не хватает. Или, наоборот, аппаратчиков мэрии перевести туда — они скорее отведут через Бишкекглавархитектуру поблизости земельный участок и оборудуют на нем парковочные места... В общем, еще ничего не получили, а уже вовсю начали делить.
    
Но тут вдруг кто–то задался вопросом: а чего это в фонде надумали отдать помещение, может, оно совсем бросовое? Обсуждение застопорилось. И тут слова попросил мэр Албек Ибраимов, до этого молча наблюдавший за дебатами депутатов:
    
— С первых дней, как приступил к работе, только и слышу: мол, надо что–то решать с помещением для горкенеша. Обратился с этой просьбой к премьер–министру, он дал поручение руководству Фонда по управлению госимуществом. Нам уже иностранные гости тактично указывают на неподобающий внешний вид административных зданий. Предложили взять на баланс часть здания МУКа. Чем не выход? Давайте решать, искать компромисс. Да, законы несовершенны, но, если ждать, когда они станут безупречными, можно многое упустить. Надо идти навстречу друг другу, исходить из интересов города. Это для мэрии и горкенеша главное.
    
Было очевидно, что спокойный, рассудительный тон мэра произвел нужное впечатление на присутствующих. Он как бы взял ответственность на себя, и депутатам ничего не оставалось, как поддержать его дружным голосованием. В общем, спасибо мэру. И в самом деле незачем переливать из пустого в порожнее, если требуется всего лишь дать согласие на принятие не самого худшего объекта в муниципальную собственность. Речь–то идет о капитализации, а это при любом раскладе плюс для экономики города.
    
На этой добродушной волне депутаты быстренько, без обсуждения дали согласие на передачу в муниципальную собственность 8 квартир от экс–мэра Тюлеева. Якобы еще недостроенных, но это не важно.

Лучшее — коммерции, худшее — жильцам
    
Депутаты, безусловно, имеют право что–то подвергать сомнению, потребовать перепроверить и уточнить. В противном случае получится полнейшее “одобрям–с”, как в былые годы.
    
Но вот на что у депутатов нет никаких прав, так это нарушать действующее законодательство или подгонять его под себя. А такие попытки на сессиях далеко не редкость, к сожалению. Не стала исключением и недавняя.
    
Предстояло принять постановление о передаче ТСЖ “Жашыл Уй” в старой трехэтажке по проспекту Манаса, 2а подвального помещения в собственность жильцов. В этом ничего необычного нет. За последние годы обитателям многоквартирных домов, где зарегистрированы товарищества собственников жилья, на вполне законных основаниях отдано немало подвалов и чердаков. Нельзя сказать, что легко и быстро, но все же не так, как в этот раз. Депутаты, эти так называемые слуги народа, едва не преступили закон.
    
— Подвальное помещение в многоэтажке — это не общедолевая собственность, — безапелляционно заявила депутат Гульнара Молдобаева (“Республика”) в ответ на доклад и.о. начальника УМС Рината Макенова. — Его можно продать за 3 миллиона сомов, а если предоставить в арендное пользование, то получать по 20–30 тысяч сомов в месяц. Что, бюджету не нужны деньги? Вместо этого помещение просто собираются подарить. Эдак полгорода уйдет жильцам. Не создавайте прецедента!
    
А никакого прецедента и нет. Есть Жилищный кодекс и Закон о ТСЖ, в них четко указано, что в доме является общедолевой собственностью обитателей многоэтажки. И об этом Молдобаевой напомнили Наталья Щербакова (СДПК), Куванычбек Конгантиев (“Республика”), Валентина Лисниченко (СДПК). А Эрнис Докенов (“Республика”), как всегда, все юридически точно расставил по местам.
    
— В городе не разработана программа приватизации, отсюда и все неурядицы, — утверждает он. — В некоторых высотках на первых этажах расположены поликлиники, библиотеки, другие бюджетные учреждения, их надо приводить в правовое русло.
    
После этого заявления дискуссия постепенно сошла на нет. Подвальное помещение в доме по проспекту Манаса, 2а решено передать (бесплатно) жильцам. А что, для коммерции оно явно не пригодно. Там находятся элеваторный узел, другие инженерные коммуникации. Теперь жильцам предстоит на личные сбережения сделать капремонт, чтобы не остаться в зиму без горячей воды и отопления.

между тем
    
Обсуждение вопросов на сессиях нередко затягивается из–за того, что отдельные подразделения мэрии предоставляют сырые материалы. Особенно это касается УМС — управления муниципальной собственности. Это едва ли не самое главное подразделение в структуре мэрии, однако ему хронически не везет на руководителей.
    
И еще. Материалы на сессии визируют юристы УМС и завюротделом мэрии. Но изучают ли они те документы, анализируют ли их? Если да, то почему тогда депутаты отмечают массу юридических нестыковок, потому и возвращают их на доработку? По этой причине некоторые жизненно важные для города вопросы не решаются месяцами и годами. Это нервирует горожан, вызывает недовольство деятельностью мэрии и горкенеша.

 

Зинаида СОРОКИНА
Источник - "Вечерний Бишкек"