Крупнейший в Кыргызстане инвестор переживает не лучшие времена. Накануне майских праздников в офисе компании "Кумтор" проведены обыски. Главный надзорный орган возбудил уголовное дело по фактам финансовых нарушений в ЗАО "Кумтор Голд Компани" ("КГК") по незаконному выводу средств и активов компании.
 
В центре скандалов «Кумтор» оказывается не в первый раз. На протяжении последних без преувеличения сказать 20 лет не утихают страсти вокруг месторождения и компании, которая занимается его разработкой. Золотодобыча на руднике началась в 1997 году. С тех пор десятки (если не сотня) комиссий и рабочих групп посетили предприятие.
 
Немного истории
 
Одно из крупнейших месторождений золота в мире – Кумтор открыли в 1978 году. По разным оценкам специалистов, оно обладало потенциально золотом в объеме от 730 до 953 тонн.
Но еще в 1989 году во времена Советского Союза после детальной разведки месторождение признали «нежизнеспособным» из-за сложности разработки в условиях вечной мерзлоты. Однако после обретения независимости кыргызскими залежами золота заинтересовалась канадская компания Cameco («Камеко»). При посредничестве «Сиабеко», президентом которой был гражданин Канады Борис Бирштейн, без проведения конкурса «Камеко» получило право на разработку золоторудного месторождения Кумтор.
 
Мы не будем останавливаться на «золотом скандале», который разгорелся в Жогорку Кенеше КР в 1992 году и не затухал до 1994 года. Об этом Res Publica писала много в те годы. Депутатская комиссия, которая работала в те годы против разработки Кумтора, обвиняла в крупном мошенничестве по соглашению первого президента Аскара Акаева вплоть до требований его отставки. Однако все получилось с точностью наоборот – Акаев распустил «легендарный» парламент.
 
На какое-то время пыл поугас у политиков. А в начале 2000-х годов претензии по подписанным документам зазвучали вновь. Их признали не отвечающими интересам КР. В частности, критике подвергся пункт 5.3. Генерального соглашения. Он давал «Камеко» значительный карт-бланш, а именно: освобождал от уплаты налогов, сборов и отчислений (включая налог на прибыль, налог на вывоз дивидендов) в течении периода, начиная с даты заключения Генерального соглашения (с 1992 года) и по истечении 5 лет (2003 год), следующих за началом промышленной добычи (с 1997 года) по проекту «Кумтор». Причем послабления давались не только «Камеко», но и их родственным компаниям.
 
Учитывая нарастающее недовольство в обществе, в 2003 году была проведена реструктуризация договора по проекту «Кумтор». Не получив согласия парламента правительство КР 31 декабря 2003 года внесло изменения в генеральное соглашение с золотодобывающей компанией. Оппозиция Акаеву назвала это большой Аферой.
 
Законодательное собрание Жогорку Кенеша рекомендовало кабмину отменить свое постановление, поскольку оно противозаконно. Но правительство проигнорировало требование высшего законодательного органа. Позже государственная комиссия по проверке и изучению деятельности ЗАО «КОК» признает «подписанные соглашения 2003-2004 годов стали для Кыргызстана самыми невыгодными, поскольку подписав Соглашение о реструктуризации, Кыргызстан существенно ограничил свои права по управлению проектом «Кумтор». Госкомиссия выявила, что в процессе реструктуризации правительство КР обменяло 66,67% акций «КГК» на 33% простых акций «Центерра Голд Инк.», а «Камеко» 33,33% – на 67%. В итоге после реструктуризации договоров в 2003-2004 процентные доли в «Центерре» составили: правительство КР – 33%; Камеко – 67%. Однако после торгов на Торонтской фондовой бирже и продажи части акций доля «Кыргызалтына» в Centerra сократилась и вовсе до 15,66%. Фактически кыргызская сторона потеряла управление проектом «Кумтор».
 
Это стало концом правления Акаева. Премьер-министр Н.Танаев, подписавший эту Аферу бросился в бега.
 
Провал Атамбаева и иски депутатов
 
В 2007 году правительство под председательством Алмазбека Атамбаева пыталось переписать условия соглашения с крупнейшим инвестором. В ходе переговоров представителей «Камеко» и кыргызского кабмина удалось условиться, что доля «Кыргызалтына» в «Центерре» увеличится до 29%. Однако в 2008 году в связи с роспуском парламента и формированием нового правительства, Жогорку Кенеш КР не ратифицировал соглашение, и оно не вступило в силу.
 
В 2009 году уже под руководством Игоря Чудинова кабмин вновь возвращается к проекту «Кумтор». Стороны договорились и процентная доля «Кыргызалтына» в «Центерре» увеличилась до 32,75%. В свою очередь «Центерра» в лице «КГК» получила дополнительные 16,3 тысяч гектар площади (с перспективой прироста запасов). Кроме того, с 1 января 2008 года вплоть до прекращения действия пересмотренного концессионного договора (т.е. до 4 декабря 2042 года), проектные компании освободили от уплаты всех налогов в отношении их деятельности, за исключением уплаты налогов, предусмотренных соглашением.
 
Новые условия не понравились двум депутатам ЖК – Марии Исановой и Кубанычбеку Исабекову. Первая обратилась в Конституционный суд о признании неконституционным ратификацию соглашения на новых условиях. Однако суд ей отказал и де-юре подтвердил, что принятое решение правительства об изменениях условий с инвестором не противоречат Основному закону КР.
 
Исабеков же пытался оспорить выдачу лицензии по проекту «Кумтор». Он обратился в Межрайонный суд Бишкека и первую инстанцию даже выиграл. А во второй неожиданно отозвал иск.
 
Аккурат перед апрельскими событиями 2010 года правительство во главе с Данияром Усеновым дополнительно выделило «КГК» для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых земельный участок площадью 16 тысяч 330,8 гектара во временное пользование на срок действия пересмотренного концессионного договора (т.е. до 4 декабря 2042 года). В целом, «КГК» получило 26 тысяч 400,8 гектара земли.
 
Премьеры vs Кумтор
 
Одним из требований оппозиции в 2010 году была национализация «Кумтора». Но временщикам было не до этого. Их больше волновали вопросы разграбления банковских ячеек, дележка портфелей, кадровые назначения.
 
Когда кабмин возглавил Омурбек Бабанов он отменил решение Усенова и пытался вернуть выделенные земли в собственность государства. «Республиканец», будучи главой правительства, грозил расследовать коррупционные схемы на «Кумторе» и привлечь виновных к ответственности. Но дальше слов дело не пошло.
 
Следующий премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, посетив рудник, однозначно заявил: «Национализации не будет!». И начал переговоры по созданию совместного предприятия с равными долями кыргызской и канадской сторон – 50% на 50%. Но когда уже была достигнута договоренность с Centerra Gold Inc. Сатыбалдиева сняли с должности и от идеи СП отказались.
 
Джоомарт Оторбаев – глава кабмина с марта 2014-го по апрель 2015 года – также погорел на вопросе с «Кумтором». Он предложил отказаться от идеи создания совместного предприятия и выступил против национализации предприятия, поскольку это не принесет Кыргызстану дивидендов. Он предложил заменить членов совета директоров «Центерры» и ввести в состав независимых иностранных специалистов. Скандал с «лордами» стоил Оторбаеву кресла премьера.
 
Шестой (после апрельских событий) глава правительства Темир Сариев активных шагов в урегулировании вопроса по проекту «Кумтор» не предпринимал. Вариантов разрешения не предлагал.
 
Что имеем – не храним…
 
В настоящее время Кумтор разрабатывает ЗАО «Кумтор Голд Компани». Отношения КР и инвестора регулирует соглашение, заключенное в 2009 году. 100% доли в ЗАО «КГК» принадлежит канадской публичной компании Centerra Gold Inc., а около 32,1% акций «Центерры» принадлежит ОАО «Кыргызалтын», стопроцентным владельцем последней является КР. По последним данным, за период работы компании (с 1994 по 2015 год) выплаты на территории Кыргызстана превысили $2 млрд 964 млн.
 
Тема национализации Кумтора всегда воспринималась недостаточно серьезной. Ее активно педалировал лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев. С его подачи в парламенте разработали и выносили на общественное обсуждение законопроект «О национализации имущества ЗАО «Кумтор Голд Компани». С такой же инициативой выступали и опальный политик, бывший член парламентской фракции «Ата-Журт», депутат пятого созыва Садыр Жапаров.
 
Основным аргументом против национализации «Кумтора» является практика, что государство – очень плохой менеджер. Эксперты сходятся во мнении, что педалировать тему национализации «Кумтора» себе дороже. «Люди, которые более-менее осведомлены в сфере госуправления и права, осознают, что национализация бюджетообразующего предприятия губительна для экономики страны», – считает эксперт Института стратегического анализа и прогноза Замира Мураталиева.
 
…потерявши – заплачем
 
Ранее в интервью журналистам эксперт-аналитик Гани Абдрасилов также подтвердил мнение, что КР «не потянет» «Кумтор. Но, главное, на нас подадут в суды, Кыргызстан будет разорен. Для того, чтобы национализировать рудник нам нужны очень веские основания», – заявил он.
 
Таковыми, по мнению депутата Алмамбета Шыкмаматова могут стать нарушения законодательства со стороны топ-менеджмента «КГК». «Если мы докажем, что проводились транзакции между Centerra Gold Inc. и «Кумтор Голд Компани», которые противоречат закону, и предоставим эти материалы канадскому правосудию, то компанию привлекут к ответственности по всей строгости закона. Мы должны цивилизованным путем доказать в рамках международного права, что есть нарушения. Но если компания докажет обратное, что наши правоохранительные органы пошли на обыск, чтобы надавить на них, припугнуть, протащить свои личные интересы… это ударит по имиджу всей страны. Вот тогда инвесторы точно откажутся инвестировать в КР. Поэтому тем, кто начал это дело, надо довести все до конца, открыто информировать общественность, так как за развитием событий следят все финансовые институты и инвесторы», – заявил член «Ата Мекена».
 
Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства, в свою очередь, отказывается выдавать компании заключения и разрешительные документы, о чем уже уведомило «Центерру». Связано это, как отмечают в ГАООСиЛХ «невыполнением до сегодняшнего дня природоохранных мероприятий, предусмотренных переговорными процессами о реструктуризации проекта «Кумтор» в 2015 году». Стоит ли говорить, что это решение госагентство приняло 28 апреля – в день, когда в офисе компании проводились обыски.
 
Что это, очередная попытка надавить на «Центерру»? Не секрет, что и ранее власти прибегали к подобным методам, дабы выторговать себе лакомый кусок в «Центерре». Популистские требования политиков создают нервозность в работе рудника.
 
Вот уже четыре месяца ВВП показывает неуклонное падение. В лучшие времена «Кумтор» давал 40% внутреннего валового продукта. Пока суть-да-дело, чем кабмин намерен покрывать издержки не совсем понятно.
 
Махинур НИЯЗОВА.
Источник - "Res Publica"