В последние дни свои предвыборные списки обнародовали практически все политические партии, которые собираются побороться за парламентские кресла в будущем составе ЖК.
    
По сути, предвыборная картина в Кыргызстане осталась той же, что и в 2010 году. Ничего не изменилось за исключением, пожалуй, названия некоторых политических организаций.
    
Но посмотрим на списки некоторых партий. Партийные бонзы в погоне за молодыми кадрами, соблюдением гендерной квоты или “толстыми кошельками” призвали в свои ряды кого попало, зачастую даже не членов партий, а людей со стороны, и старопартийцы, у которых нет средств на гонку, остались ни с чем.
    
Поэтому–то во многих списках нет громких имен, а в партии СДПК, например, самую активную и ярую Ирину Карамушкину опустили ниже пятидесятой строчки. Видимо, здесь подзабыли, что именно Карамушкина лезла на амбразуру всякий раз, когда этого не желали делать депутаты–мужчины. Надо отдать должное этой женщине, она не думала о последствиях, всегда говорила правду–матку, даже когда знала, что лучше промолчать.
   
К Ирине Карамушкиной можно относиться по–разному, можно ее критиковать за то, что не умеет держать язык за зубами, и за то, что сначала скажет, а потом подумает о последствиях, но в любом случае Карамушкина была торпедой, преданной генеральной линии партии. И вот лишь пятьдесят вторая в списке от СДПК.
    
Напомним, на выборах в 2010 году в списке социал–демократов Карамушкина значилась первой из женщин, а в общем занимала четвертую строчку. И еще нюанс: в акжоловском созыве ЖК Ирина Карамушкина на пару с Розой Отунбаевой часто оппонировала инертному бакиевскому большинству. Но те заслуги, видимо, лидерами партии подзабылись. В нынешних списках эту строчку занимает Галина Скрипкина, а в двадцатку вошла вместо Карамушкиной никому не известная Евгения Строкова.
    
В список СДПК за какие–то заслуги попали и депутаты из других фракций, не только из тех, что были в коалиции большинства, но и из стана парламентской оппозиции.
    
Например, в списке эсдеков оказались арнамысовцы Анвар Артыков, Дастан Бекешев, Айнуру Алтыбаева, Бактыбек Джетигенов и Кожобек Рыспаев. За какие качества, одному составителю известно.
    
Среди вышеперечисленных новоявленных кандидатов–перебежчиков могу выделить лишь Дастана Бекешева — он активен в законотворчестве, а остальные ничего собой не представляют. Из списка, что обидно, вычеркнули Бахтияра Кадырова — грамотного, не самонадеянного человека, способного трезво мыслить и говорить открыто. Из перебежчиков из оппозиционной фракции “Ата–Журт” можно назвать достаточно инертных Азамата Арапбаева, Азиза Суракматова и Омурбека Бакирова.
    
В первой десятке СДПК также болтаются спикер столичного кенеша Марат Аманкулов и пресс–секретарь президента Жанарбек Акаев. Если у первого есть еще какой–то авторитет среди населения и деньги на проведение предвыборной агитации, то у Акаева ничего, кроме как огромного желания засветиться и “поработать на благо страны”, нет. Так что таким “чайкам” предвыборную работу будет оплачивать стоящий рядом в списке денежный мешок.
    
Что интересно, из списка СДПК вычеркнули саунщика Турсунтая Салимова, а вот вице–спикера ЖК Торобая Зулпукарова, обвиненного несколько лет назад в групповом изнасиловании, оставили. В списки, скорее всего под большим давлением, попал и экс–мэр Бишкека Иса Омуркулов. 
    
Самое удивительное то, что лидером СДПК остался Чыныбай Турсунбеков. Да–да, тот самый, который никакой результативности на данном посту и не показал. Более того, имя Турсунбекова всплывало в скандале с вымогательством взятки у дочери экс–депутата ЖК Наримана Тюлеева бывшим руководителем аппарата президента Данияром Нарымбаевым. Когда этот скандал был в разгаре, ходили слухи, что Турсунбекова тоже арестуют. Но потом, видно, передумали. А еще семья Турсунбекова завладела каким–то странным образом “Акылинвестбанком” — тем, что в 2010 году вроде должен был быть национализирован временным правительством, но потом не попал в список имущества Бакиевых, подлежащего национализации.
    
В списки СДПК, “Бир Бола”, “Бутун Кыргызстан Эмгека”, “Онугуу”, “Кыргызстана” вошли люди, в большинстве случаев не имеющие авторитета и политического веса. На что надеются партийные бонзы, когда ставят в двадцатку нераскрученных лиц, — непонятно. При этом из политического небытия вылезли депутаты третьего и четвертого созывов, про которых общественность уже забыла.
    
Более–менее вменяемый список у партии “Ата Мекен”. В топовую десятку вошли авторитетные люди с деньгами и собственным электоратом. Отметим, что текебаевская партия плотно работала все последние пять лет. Причем Текебаев на съезде своей политической организации заявил, что “Ата Мекен” в 2020 году возглавит другой лидер, а на нынешние выборы он поведет партию сам.
    
Первой для регистрации в ЦИК список кандидатов в депутаты ЖК представила “Ата Мекен”. Но возникла проблема: в списке социалистов значится экс–мэр Оша Мелисбек Мырзакматов, заочно осужденный на семь лет. Согласно отечественному законодательству, в течение десяти календарных дней со дня принятия документов от политической партии ЦИК проводит проверку соответствия порядка выдвижения списка кандидатов требованиям конституционного закона о выборах. В случае же, если в документах кандидатов имеются несоответствия, которые являются препятствием для регистрации списка, ЦИК в течение суток уведомляет партию об этом. Партия же в свою очередь в течение 48 часов с момента получения уведомления должна внести необходимые изменения и представить в ЦИК исправленные документы.
    
Пока Текебаев никак не комментирует, кем он заменит Мелисбека Мырзакматова, с которым заключил договор о сотрудничестве. Но в ближайшие дни это станет известно.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник -  "Вечерний Бишкек"