Несмотря на то, что президенты Казахстана и Кыргызстана открыли границу между странами, тысячи людей ежедневно часами томятся на пунктах пропуска.
 
Едем в Кыргызстан
 
Перед пограничным постом очередь из машин. До ворот пропуска примерно 200 метров. Это так называемый правый коридор. С двух сторон бетонные стенки. Рядом еще один коридор — для служебного транспорта. Не успели мы встать в очередь, как к нам подбежал молодой парень с наклейками на авто.
 
— Берите наклейку «KZ», а то вас потом штрафовать будут.
 
Вежливо отказываемся, понимая, что это «развод». Ждем своей очереди. Вдалеке закрытые ворота. Пограничники не торопятся. Люди выходят из машин и делятся впечатлениями.
 
— Нормально президенты границу открыли! Полная ж…! Ничего ведь не изменилось.
 
И это, как вы понимаете, самые мягкие эпитеты в адрес погранслужбы. Проходит около часа. Нас двое. По правилам, водитель должен высадить пассажиров. Им нужно пешком пройти по коридору и оформить документы. Я иду «сдаваться». На улице жара, вокруг грязь, вонь, люди с сумками и маты, маты, маты…
 
«Ничего не понимаю»
 
На пункте пропуска Кордай казахстанско-кыргызской границы эту фразу в последние дни можно услышать чаще чем обычно.
 
— Открыли границу, называется! — возмущаются люди, вот уже два с половиной часа простоявшие перед пунктом пограничного контроля с казахстанской стороны. — Теперь еще и ворота перед носом закрывают.
 
Погранслужба кордайского поста будто специально создает проблемы гражданам, пересекающим границу соседней страны. В очереди на пропускном пункте в сторону Кыргызстана порою выстраивается больше сотни автомашин. Через ворота же пропускают за раз (каждые 15-20 минут) только по 5-6. Служивые в зеленой форме не спешат. Оно и понятно — им-то торопиться некуда.
 
Людям у окошек паспортного контроля приходится стоять не меньше часа, а если удается сунуть документы в только что открывшееся окно, то маршрутку или машину, на которой они приехали, все равно придется ждать столько же, скучая на другой стороне границы.
 
Наконец-то открываются ворота. Запускают пять машин. На въезде дают чистый клочок бумаги. Оказывается, на нем надо написать номер, марку машины и свою фамилию. Ручек ни у кого нет. Вновь все поминают родину добрым словом. Ну зачем так с нами! Доходит очередь. Пограничник просит посмотреть на камеру, затем проверяет и сканирует техпаспорт и удостоверение личности. Ставит на клочке бумаги печать с надписью «досмотрено». И это в 21-ом веке!
 
Что касается погранслужбы на другой стороне — кыргызской, то здесь у людей проблем не возникает. Даже несмотря на то, что работает всего три окошка паспортного контроля, то есть в два раза меньше чем у нас. Проверка пассажира занимает не более 2 минут. Автомашины и того меньше: окинув взглядом салон и багажник, сотрудник погранслужбы, пожелав счастливого пути, отправляется к следующему авто. Приятно.
 
Отдельно хотелось бы отметить и отношение к людям со стороны погранслужб двух разных государств. Чтобы не описывать в деталях высокомерное поведение казахстанских пограничников, хотелось бы порекомендовать руководству погранслужбы отправить своих сотрудников на мастер-класс к их кыргызским коллегам.
 
Дорога домой
 
Возвращаясь в Алматы уже на следующий день, все на том же пункте пропуска Кордай мы столкнулись не только с уже описанными выше проблемами, но и пополнили свой багаж знаний способами, как можно быстро, избежав очереди или долгой проверки авто, миновать казахстанский пункт пропуска.
 
Зеленый коридор, или «заплатите за комфорт»
 
Уже за 300 метров до здания, в котором пассажиры проходят паспортный контроль, они попадают в так называемый «зеленый коридор». Обычно у погранслужб всего мира это означает возможность для человека без задержек миновать пункт пропуска. Но не на Кордае. Здесь этот коридор не более полутора метров в ширину, огороженный решетками. При большом скоплении пассажиров он напоминает банку со шпротами.
 
Не в пример соседнему «красному коридору». Предназначенный еще при работе таможни в основном для челноков с товаром, сейчас он практически пустует. Вернее, стал служить для избранных. Здесь, можно сказать, даже «швейцаров» поставили. Молодой человек без зазрения совести предлагает толпящимся в “зеленом коридоре” миновать границу по красному. Всего за 1000 тенге.
 
Каким образом в зоне пограничного контроля себя так спокойно чувствуют посторонние люди? — вопрос без ответа.
 
Вам быстро или по-полной?
 
Этот вопрос от сотрудников погранслужбы Казахстана на Кордае слышит чуть ли не каждый водитель.
 
— Несколько дней назад ехали из Бишкека, я за рулем был, — делится впечатлениями с окружающими один из пассажиров, томящийся в ожидании в зеленом коридоре. — Подъезжаю, меня спрашивают: «Тебе быстро надо?», я говорю: «Ну, желательно». А он в ответ: «Ну так решай». Я чайником прикинулся, что не понимаю, и они давай машину досматривать. Перевернули все с ног на голову.
 
В салоне на панели увидели 5 тысяч тенге. Говорят: «Ну вот же пропуск лежит! Давай и езжай».
 
Я отказался. Тогда стали пугать, что они мне сейчас колеса на машине разбортуют — вдруг там наркотики? Я уже на принцип пошел. Говорю: «Давайте». Еще минут пять помурыжили, но все же пропустили. Бесплатно. Это какой-то беспредел. Я понимаю, обыскивают машину. Но пусть тогда как положено, двух понятых приглашают. Мало ли что могут подкинуть во время этого обыска. Почему пограничники в каждом человеке видят преступника, а не добропорядочного гражданина?
 
В аналогичную ситуацию попал в этот раз и наш коллега. Только на общение с пограничниками на пункте пропуска он потратил почти час, не считая того времени, которое ему пришлось провести в ожидании.
 
— Сначала у них компьютер завис, — рассказывает он. — Потом с горем пополам документы проверили, проезжаю дальше. Просят авто на досмотр. Открываю багажник. Почти пустой — некоторые личные вещи, чемодан сына, который ехал с соревнований по плаванию. Перерыл все. Потребовал открыть чемодан. Стал в вещах рыться. Находит приспособление для плавания — губка специальная. Сын ее калабашкой называет. Спрашивает меня: “Это что? Что еще за калабашка?” “Приспособление для плавания”. “Для какого плавания? Зачем?” Тут терпение кончилось, и я спросил, не хочет ли он, чтобы я ему лекцию прочитал по этому поводу. Досмотр продолжился. Заставили открыть отсек для запаски, плафоны задних стопсигналов, перерыли все бардачки в салоне. Варвары! Спросили, зачем мне пачка газет. Объяснил: «Чтоб на природе костер разжигать». Все это действо продолжалось около получаса, так же как и с предыдущими машинами.
 
P.S. Что ни говори, а любое хорошее дело у нас при желании могут испортить. Открытия границы между Казахстаном и Кыргызстаном ждали не только челноки, но и простые люди, едущие на отдых и с отдыха, к родственникам, в надежде на то, что на пунктах пропуска им теперь не придется ждать часами и унижаться перед представителями правоохранительных структур. Сегодня, даже после того, как убрали таможню, мало что изменилось. Потому как пограничники взяли функции первых на себя.
 
Можно, конечно, предположить, что таким образом “зеленые фуражки” беспокоятся о безопасности страны, предотвращая возможный ввоз оружия и наркотиков из соседнего государства. Но о реальных результатах, которые принесли такие тщательные проверки с 12 августа, когда президенты двух стран открыли границу, ничего неизвестно.
 
Александр Мироглов 
из Казахстана,
365info.kz
 
газета "Республика"