Еще в конце прошлого года президент Алмазбек Атамбаев объявил второй этап борьбы с системной и политической коррупцией. Однако за прошедший год системных изменений не наблюдается. Даже глава правительства Джоомарт Оторбаев недавно на совещании признал, что выполнение планов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами остается только на бумаге.
 
Неумирающие схемы...
   
И президент, и правительство считают борьбу с коррупцией приоритетной. Как известно, при секретариате Совета обороны была создана специальная рабочая группа, которая занимается выявлением серых схем в каждом министерстве и ведомстве.
    
В течение года эксперты отчитывались и озвучивали обнаруженные коррупционные риски и указывали на наиболее уязвимые места. Были обозначены 15 наиболее коррумпированных министерств и ведомств.
    
Одним из таких признано Министерство энергетики и промышленности, где выделены шесть основных зон коррупционного влияния. Они касаются системы госзакупок, технического обслуживания, распределения и экспорта электроэнергии, тарифной политики и формирования кадрового состава. О живучести коррупционных схем в энергетической отрасли говорится постоянно: электроэнергия разворовывается, покупка оборудования осуществляется с нарушениями, энергосектор отдан в руки мало знакомым со спецификой работы управляющим.
    
К примеру, было обнаружено 10 коррупционных зон и проанализировано 38 коррупционных схем, работающих на протяжении десятилетий в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в системе ГРС, а также в различных департаментах этого ведомства.
    
Незаконная выдача паспортов, свидетельств о рождении, водительских удостоверений на основе сфальсифицированных данных, регистрация по поддельным документам и легализация угнанных транспортных средств, незаконная выдача госактов на один и тот же земельный участок нескольким владельцам — это лишь малая часть выявленных коррупционных схем в системе ГРС.
    
Также 10 коррупционных зон было выявлено в системе Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно–коммунального хозяйства и около 30 устойчивых коррупционных рисков и схем в системе Госстроя. Они зачастую пересекаются со смежными госорганами и органами местного самоуправления.
 
...неумирающие риски
    
Коррупционные риски касаются управления земельными ресурсами, порядка предоставления и использования земельных участков под строительство объектов различного назначения, планирования развития и застройки территорий, выдачи разрешительных документов на строительство объектов различного назначения. Коррупционные риски существуют и при выдаче технических условий на подключение объектов к инженерным сетям, при надзоре за строительством объектов и во время сдачи построенных объектов в эксплуатацию.
    
Только в Бишкеке выявлен целый ряд незаконно построенных объектов без разрешительных документов. Застройщики, зная о сложившейся коррупционной системе в органах архитектуры и о безнаказанности, предпочитают не получать разрешительные документы на строительство в установленном порядке, а решать вопросы уже по завершении строительства. А вопросы безопасности в этом случае никого не интересуют.
    
В результате анализа в сфере недропользования было выявлено 13 постоянно действовавших коррупционных схем в системе Госгеологоагентства. Они имелись практически на всех этапах ведения работ разработчиком месторождения: при выдаче лицензий, при постановке на баланс промышленных и геологических запасов, при отводе земель и дроблении лицензионной площади, во время установления сопутствующих металлов, при вывозе золотосодержащей руды, смене учредителей компании, сговоре при судебных разбирательствах с инвестором и т.д.
    
Экспертная группа также выявила ключевые зоны коррупционного риска в системе госфинансов. Они касаются бюджетного процесса, казначейства, выдачи стимулирующих грантов, системы госзакупок и деятельности Фонда развития экономики.
    
Все знают о действующих коррупционных схемах в системе здравоохранения и образования. В правительстве периодически проводят совещания, говорят о пошаговых мероприятиях по демонтажу системной коррупции, но последний скандал с зачислением студентов в КРСУ, прошедшие в КНУ выборы ректора убедительно свидетельствуют, что сложившаяся система сопротивляется и не хочет сдаваться. А ответственность за нарушения закона все еще действует избирательно.
    
На недавнем очередном заседании в правительстве как–то привычно опять посетовали: мол, Антикоррупционная служба, ГКНБ, МВД и их руководители не в “надлежащей мере заинтересованы в достижении эффективности и действенности планов по борьбе с системной коррупцией”.
    
Кстати, премьер–министр Джоомарт Оторбаев даже пригрозил руководству ГРС и Минфина, что формальное исполнение планов с нарушением сроков может аукнуться кое–кому лишением должности.
 
милое дело для милиции
    
Также в системе МВД грядут новшества. Премьер–министр Джоомарт Оторбаев в рамках реформирования органов внутренних дел и дабы повысить доверие граждан к сотрудникам правоохранительных органов подписал постановление о конкурсном отборе на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел КР.
    
Стоит отметить, что в понедельник вице–премьер–министр Абдрахман Маматалиев провел совещание по вопросу работы Дорожно–патрульной службы. Как известно, гаишники штрафуют по–прежнему, собирая наличку. А обеспечить всех инспекторов терминалами для оплаты пока не получается. Маматалиев отметил, что с наступлением зимы начали поступать жалобы от граждан об увеличении постов ДПС и необоснованных проверках автомобильного транспорта гаишниками. Он пригрозил, что все сотрудники, уличенные в вымогательстве и получении взяток, должны быть уволены из рядов милиции без права на восстановление.
    
Кстати, в правительстве наконец поручили главе МВД запретить сотрудникам внутренних дел проверку деятельности частных предпринимателей и торговцев. Милиционерам запретили запрашивать любые разрешительные и финансовые документы, патенты, квитанции представителей бизнес–структур и коммерсантов, кроме случаев, установленных нормами закона. В общем, пока мы видим попытки перекрыть возможные коррупционные схемы в органах милиции. А как это будет реализовываться на практике, поживем — увидим.
 
Бермет МАЛИКОВА
Источник - "Вечерний Бишкек"