Бишкек, "Саясат.kg". Я проверял радиационный фон в административном здании в 2019 году, он составлял 15-25 мкР/час, а у меня дома - 30.

Эколог Ракат Кысанов, который в 2019 году входил в состав межведомственной комиссии, заявил, что уран был на Кызыл-Омполе испокон веков.

"Это месторождение уникально тем, что уран и другие металлы лежат там как песок, россыпью. То, что Усубалиев говорил, что месторождение нельзя разрабатывать, да, в союзное время не было таких технологий, как сейчас. Да, там действительно хотели строить завод и применять химикаты, но на данный момент проводится промывка водой центрифугой. На самом деле урана там мизерное количество, а титаномагнетит очень востребован в мире, используется в промышленности, производстве машин, в атомной индустрии - в качестве тепловыделяющего элемента: это единственный металл, который может сдержать энергию урана (в каркас из него складываются урановые таблетки). Если месторождение очистить, радиационный фон будет меньше, в три раза идет очищение. Это даже можно назвать экологической акцией", - заявил специалист.

По его словам, ничего плохого в разработке месторождения он не видит, но везде должны соблюдаться экологические и санитарные нормативы, а также техника безопасности.

"На самом участке даже использовать средства индивидуальной защиты не нужно, только в цеху (комбинате). Я проверял радиационный фон в административном здании в 2019 году, он составлял 15-25 мкР/час, а у меня дома - 30. Когда сжигается кара-кечинский уголь, замеряешь золу, выходит до 100 мкР/час. Про это мы почему-то молчим", - сказал Кысанов.

"Титаномагнетита, - добавил он, - на месторождении можно добыть до 20 млн тонн, урана - до 20 тыс. тонн. А уран-гейт в 2019 году был политизирован: законопроект о моратории за две недели продвинули, при этом межведкомиссия результаты работы не подвела".