«Комсомолка» попыталась понять, смогли бы наши кумиры стать миллионерами, если бы работали в США
ПЕНСИЯ ИЛИ РОЯЛТИ
Недавняя смерть артиста Александра Белявского вновь подняла больную тему неустроенности и бедности пожилых российских актеров. Коллеги Белявского высказали на его похоронах нехитрую мысль: мол, если бы его поддержали, помогли финансово, жить бы ему и жить...
Создательница фильма «Семнадцать мгновений весны» режиссер Татьяна Лиознова никогда не жаловалась на бедность и одиночество. Но, если бы не названая дочь Лиозновой Людмила, которая ухаживала за ней в последние годы, старость прославленного режиссера была бы нищенской. В то время как ее фильмы бесконечно крутили по телевизору, а чтобы привлечь молодых зрителей, кино еще и раскрасили.
Никогда не просил помощи актер Алексей Баталов. Он не купается в роскоши, хотя и снялся в фильме - лауреате Каннского фестиваля «Летят журавли». Другая картина с его участием - «Москва слезам не верит» - получила «Оскар». Нехорошо, конечно, считать деньги в чужом кармане, но, поверьте, они были бы не лишним для лечения дочери Алексея Баталова, больной ДЦП...
Минувшим летом Союз кинематографистов наконец полностью погасил долги за похороны другого народного любимца - Вячеслава Тихонова, хотя актер умер почти два с половиной года назад. Если бы наши артисты получали отчисления (роялти) от проката картин с их участием, как их коллеги на Западе, вряд ли их пришлось бы хоронить в долг.
Джонни Депп может диктовать условия
- Вопрос об авторских отчислениях в Голливуде решают на этапе заключения контракта с актером, - говорит Александр Семенов, издатель и главный редактор журнала «Кинобизнес сегодня». - И далеко не все актеры имеют возможность получать те самые роялти, о которых у нас в России слагают легенды. Их от силы 5 - 10 человек.
Теоретически процент с проката фильма может потребовать любой артист. Если, скажем, Арнольд Шварценеггер договаривается о съемках в «Терминаторе-3» или Джонни Депп ведет переговоры о съемках в пятой части «Пиратов Карибского моря», тут продюсеры зависят от них. За участие в продолжениях они вынуждены платить, сколько актер хочет. Так, Шварценеггер получил за третьего «Терминатора» гонорар в $35 миллионов плюс роялти, Депп - $90 миллионов, включая процент от проката. Это огромные суммы. Заявлять свою цену может Джулия Робертс, Анджелина Джоли. Одним словом, те актеры, чьи имена регулярно на первых строчках в списке «Форбс». Обидно, конечно, но наши актеры своим участием в картине пока не способны гарантировать продюсерам бешеные прибыли, поэтому и о роялти говорить бессмысленно.
Наши «Пираты» - тоже лидеры проката!
- Александр Эдуардович, но в советские времена уж точно были актеры, способные гарантировать кассу. Большинство из них сегодня живут на мизерные пенсии, умирают в нищете. Если бы советские чиновники от кино заложили в трудовые договоры актеров процент от проката картин, сегодня ветераны кино были бы миллионерами.
- Даже если пофантазировать, не думаю, что роялти прижились бы в Советском Союзе. Менталитет общества работал бы против системы. В глазах советских граждан актеры тут же превратились бы в стяжателей. Простой пример: в 1979 году на экраны выходит первый кинобоевик режиссера Бориса Дурова «Пираты XX века». Билет в кино на вечерний сеанс стоил 70 копеек, а доллар еле дотягивал до 60. Этот фильм посмотрели около 90 миллионов человек.
- Условно говоря, наши «Пираты» собрали в прокате не менее $90 миллионов.
- Учтите еще и инфляцию. Это в 79-м году билет в кино стоил доллар, а сегодня в среднем 7 долларов. Представляете сумму? Но говорить, что при этом актеры могли стать миллионерами, неправильно. Даже если исходить из голливудского опыта. Теоретически Тихонов мог бы прийти на Киностудию имени Горького после отснятых первых пяти серий «Семнадцать мгновений» и сказать: «Буду сниматься только за 10 процентов от проката!» Как это сегодня делает тот же Джонни Депп с «Пиратами». Но вы же понимаете, он жил в другой стране. Торг был неуместен. Если киностудия подписалась платить Тихонову, скажем, 150 рублей за съемочный день и актер согласился, к чему рассуждать дальше? Актуальный пример - фильм 2002 года «Моя большая греческая свадьба». Картина обошлась создателям в $5 миллионов, а в прокате собрала $241 миллион. Исполнительница главной роли Ниа Вардалос, прочитав об этом в «Нью-Йорк Таймс», недодумалась бы заявиться на студию к Тому Хэнксу (он выступил продюсером картины) со словами: «Теперь ты должен меня озолотить!» Ниа получила гонорар. На этом точка. Как говорится: ничего личного, просто бизнес.
P.S. Тем не менее заслуженные и народные ветераны экрана не теряют надежды на поддержку. В феврале этого года была ликвидирована Объединенная государственная киноколлекция, которая владела правами на отечественные фильмы. Теперь права на российские картины принадлежат Госфильмофонду. Как нам сказал генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев, с изменением правового статуса, возможно, изменится ситуация с авторскими отчислениями. Этот больной вопрос то и дело поднимают пожилые актеры и режиссеры, которые надеются, что наконец копеечка от проката картин будет капать к их скромной пенсии.
ПЯТЬ САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ ФИЛЬМОВ СССР*:
1) «Пираты XX века» - 87,6 млн. зрителей
2) «Москва слезам не верит» - 84,4 млн. зрителей
3) «Бриллиантовая рука» - 76,7 млн. зрителей
4) «Кавказская пленница» - 76,5 млн. зрителей
5) «Свадьба в Малиновке» - 74,6 млн. зрителей
* Для сравнения: «Аватар» в России посмотрели 14 млн. 90 зрителей.
КАК РОСЛИ ГОНОРАРЫ И РОЯЛТИ В ГОЛЛИВУДЕ
1916 год: Чарли Чаплин получает $670 тысяч за двенадцать короткометражек, в которых появляется в образе Бродяжки.
1918 год: легенде немого кино Мэри Пикфорд предлагают $675 тысяч и 50% от прибыли трех картин для компании First National.
1948 год: Грете Гарбо предлагают $200 000 за съемки в фильме «Герцогиня де Ланже» по Бальзаку, который должен ознаменовать ее возращение в кино.
Начало 60-х: Элизабет Тейлор получает сенсационный миллион долларов за роль Клеопатры в одноименном фильме.
1970 год: актриса Джули Эндрюс получает $1,1 млн. за съемки в картине «Дорогая Лили».
Конец 70-х: Марлон Брандо получает $3,7 млн. за роль отца Супермена.
Конец 80-х: Джек Николсон получает $60 миллионов за роль Джокера в «Бэтмене» (по контракту в эту сумму входят проценты от продаж видеокассет, игрушек и т. п.)
1990-е: в эпоху мегабюджетов цифры в $17, 20, 25 миллионов становятся нормой для Джима Кэрри, Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Джулии Робертс и других звезд. Том Хэнкс с учетом роялти получает за «Форреста Гампа» $70 миллионов.
2000-е: на фильмах стараются экономить. Актеры получают огромные гонорары в основном за съемки в ролях, которые никто, кроме них, не может сыграть: Роберт Паттинсон и Дэниел Рэдклифф по $25 млн. за очередные серии «Сумерек» и «Гарри Поттера».
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЛИ НАШИ КУМИРЫ
«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ» (1956 год): Гурченко - 3250 руб.
«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА» (1966 год):
Л. Гайдай - 4140 руб. плюс 2000 за соавторство в написании сценария.
А. Демьяненко - 5220 руб.
Н. Варлей - 1219 руб. 24 коп.
Ф. Мкртчян - 939 руб.
Ю. Никулин - 4238 руб.
Г. Вицин - 3389 руб. 84 коп.
Е. Моргунов - 1979 руб. 50 коп.
«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА» (1968 год):
Л. Гайдай - 4949 руб. за съемки и 2000 руб. за сценарий;
Ю. Никулин - 5188 руб.;
А. Миронов - 1920 руб.;
А. Папанов - 2288 руб.;
С. Светличная - 346 руб.;
Н. Мордюкова - 1531 руб.
«Семнадцать МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ»(1973 год)
Тихонов - 5500 руб.,
Евстигнеев - 3025 руб.,
Броневой - 3000 руб.
Подготовила Анна ВЕЛИГЖАНИНА,
"Комсомольская правда"