За последнее время в Кыргызстане заметно возросло количество самоубийств среди детей и подростков. В большинстве случаев взрослые недоумевают по поводу суицида их детей, и находятся в большой растерянности по этому поводу. Тем более, что чаще всего пусковым моментом самоубийства ребёнка была, например, по их мнению, совсем незначительная обида или ссора. На самом же деле этот вроде бы и незначительный инцидент стал только вершиной айсберга непонимания ребёнка и его длительного фрустрационного состояния.

 

Психологами уже достаточно давно установлено, что примерно 80 % людей, так или иначе, думали о самоубийстве. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки примерно 65-70 раз в день оканчиваются успешно. В статистике принято считать, что в среднем на одну «успешную» попытку уйти из жизни приходится 30-40 попыток, не приведших к смертельному исходу. Ни один народ или социальный класс в мире не застрахован никакими «табу» от мыслей об этом непрощаемом грехе.

 

Люди вообще имеют тенденцию к саморазрушению. Она различается лишь по степени выраженности и интенсивности проявления от человека к человеку и от одного социума к другому. Так же в обществе встречаются люди, по строению своей психики изначально являющиеся суицидальными личностями. Такими людьми, как это может не показаться странным, руководят амбивалентные чувства: они одновременно могут испытывать чувство безнадежности, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Кроме того, любой вид поведения, сокращающего жизнь человека, определяется как «частичное», «полунамеренное», «полупреднамеренное», «латентное», «бессознательное» суицидальное поведение, или как «суицидальный эквивалент».

 

Люди часто медленно убивают себя, не осознавая своих летальных намерений. Они, скорее всего, отрицали бы то, что их действия и образ жизни направлены либо на саморазрушение, либо на причинение вреда самим себе. Тем не менее, их образ жизни и некоторые намеренные действия являются движением в сторону саморазрушения. К таковым можно отнести злоупотребление алкоголем, немедицинское употребление наркотических веществ, игнорирование серьезных болезней и заболеваний, переедание, трудоголизм или хроническое курение.

 

В психологическом плане учёные отмечают у некоторых людей следующие поведенческие предпосылки к непрямому суициду:

‒отсутствие осознания последствий тех или иных своих поступков;

‒латентное начало деструктивного поведения, ускоряющего приближение летального исхода;

‒интеллектуализация, рационализация или отрицание последствий своего поведения;

‒крайне редкая потребность обсуждения этих тенденций со специалистами;

‒явно заметное мученическое поведение;

‒извлечение той или иной выгоды из сочувствия (проявлений враждебности) в процессе саморазрушения;

‒людям с подобным устройством психики смерть всегда кажется чем-то нереальным и только случайной.

 

Желание явно уйти из жизни наиболее часто появляется у детей и подростков. И эти желания у них выражаются наиболее ярко в следующих мыслях: «Лучше умереть, чем и дальше терпеть обиды от взрослых!», «Если бы я умерла сейчас, то мои родители горько пожалели бы о том, что так несправедливо относились ко мне!», «Я устал от такой жизни, в которой нет понимания…», «Моим родителям не придётся слишком долго меня терпеть…», «Всем без меня будет гораздо лучше…» и т.д.

 

Случайному наблюдателю эти высказывания могут показаться не связанными с самоубийствами, но именно они чаще всего используются и встречаются в предсуицидальных разговорах и записках: детские угрозы, в силу недостаточной сформированности психики в этом возрасте, достаточно легко могут превратиться в действия. Вместо пассивного принятия «непреодолимых» трудностей, у ребёнка или подростка может возникнуть активная декларация независимости – смерть от своих собственных рук, и назло всем. Готовящийся к самоубийству подросток как бы кричит: «Я много чего не смог в этой жизни, но хотя бы это я смогу сделать сам и до конца!».

 

Семье принадлежит самая значимая роль в жизни подростка. Она заключается в усвоении им социально-культурных норм, моделей поведения, форм межличностного общения. Поэтому изучение внутрисемейной атмосферы и системы взаимоотношений является одним из необходимых условий для понимания причин, формирующих девиантное или суицидальное поведение ребёнка или подростка. Именно с семьёй связаны первичные признаки появления у подростка отклонений в поведении. И, в первую очередь, суицидального поведения.

 

При диагностике супружеских или семейных отношений и нарушений в них, очень важно выявление патологий в этих отношениях.

 

Однако, выявленное наличие аномалий и патологий в семейных отношениях, не может, в свою очередь, служить достаточным основанием для отнесения данной конкретной семьи к разряду суицидогенных. Семьи без видимых признаков патологий не могут дать полной гарантии того, что у членов таких семей не могут возникнуть дезадаптационные или суицидальные тенденции.

 

Исследуя семью как малую социально-психологическую группу с характерными для нее схемами внутрисемейного общения, рассмотрим только её коммуникативные функции.

 

Причин этому несколько, но основная из них заключается в том, что социально-психологическая дезадаптация, приводящая к печальным последствиям, начинается с нарушения механизмов первичной взаимосвязи личности и среды, её окружающей. И происходит она, в первую очередь, за счёт изменений в сфере самого ближайшего окружения, максимально влияющего как на внутриличностную стабильность личности ребёнка (подростка), так и на положительные или отрицательные внутриличностные изменения.

 

Каким образом в семье может возникнуть суицидогенная ситуация? Переживание социально-психологических кризисов напрямую связано с утратой подростком высоко значимой для него позиции в структуре внутрисемейного общения.

 

Позиция в общении может быть охарактеризована как сильная или слабая в зависимости от того, сколько коммуникативных возможностей она дает личности, и в какой мере он удовлетворен своим местом в системе семейного общения. Достижение той или иной позиции во внутрисемейном общении зависит от самой личности ребёнка, гибкости её психики и умения приспосабливаться к другим участникам этого общения. В неменьшей мере – от его сознательных усилий достичь желаемого к себе отношения. Не в последнюю очередь и от оценки, которую выражают ребёнку (подростку) окружающие его члены семьи. Здесь следует особо отметить, что подростку не всегда удается понять, какого рода поведения ждут от него окружающие его старшие родственники.

 

Степень удовлетворенности своей позицией зависит от того, что именно в общении привлекает подростка, на что он ориентируется, от чего отталкивается и в какой мере ему удаётся этого достичь.

 

Если семейные отношения высокозначимы для подростка в его системе ценностей, то он осознанно стремится к тому, чтобы его любили, понимали, доверяли ему, чтобы его авторитет был высок.

 

Если семья в его понимании малоценна, то он будет намеренно избегать интенсивного общения. Ребёнок будет явно или скрытно отстаивать свою автономию, добиваться любыми средствами того, чтобы ему не мешали жить так, как он считает нужным. Например, дети подрастают со временем, но не оправдывают претензий и ожиданий родителей. И, как следствие этого, возникает взаимное раздражение, развивается эмоциональная холодность, психологическая напряженность внутри семьи.

 

Расклад отношений в семье может в течение сравнительно небольшого промежутка времени неоднократно меняться. Среди причин этого могут быть рождение или смерть членов семьи, заключение кем-то из них брака, изменение экономического статуса семьи, переезд на другое место жительства (в незнакомую среду обитания), болезнь и т.д. Изменение указанных позиций может вызвать либо примирение с появившимися новыми отношениями внутри семьи, либо отвержение данных отношений.

 

Неприятие своего нового положения в новой схеме внутрисемейных отношений и общения может вызвать у ребёнка (подростка) глубинный внутренний конфликт. Суть которого состоит в столкновении потребности в общении и невозможности реализации его в привычных формах.

 

Чем больше значимых для ребёнка внутрисемейных связей в период его психологического становления будет нарушено или разорвано, тем острее будет его ощущение потерянности и собственной ненужности. Невозможность реализации основных ценностей личности ребёнка (подростка) зачастую воспринимается им как утрата жизненного стержня, практически – как катастрофа.

 

Для лучшего понимания психики суицидника нужно хорошо знать его внутрисемейную ситуацию, поскольку она, прежде всего, отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. При большинстве суицидов у подростков, их родители были либо подавлены, либо предпринимали попытки саморазрушения, о которых мы говорили ранее. Так же внутри семьи под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, могут происходить вспышки неприкрытого или несдерживаемого гнева. И, чтобы хоть немного уравновесить свои эмоции, старшие члены семьи могут бессознательно выбрать одного из младших объектом своей эмоциональной или физической агрессии. Которая, как следствие, может привести к самоубийству.

В семье могут возникнуть и такие кризисные ситуации, как развод или потеря работы одним из кормильцев семьи.

По многим обстоятельствам развод и внутрисемейные конфликты могут восприниматься ребёнком как события более тяжёлые, нежели смерть кого-то из близких родственников. Если человек умирает, то этому могут быть рациональные («он был неизлечимо болен…») или религиозные («Бог дал, Бог взял…») обоснования.

 

При разводе родителей ребёнку подобные трактовки кажутся лишенными оснований. Они особенно не удовлетворяют его, если в этой ситуации возникают проблемы с опекой и воспитанием детей, которые приходится решать в присутствии самого ребёнка, на фоне его бессознательного чувства вины. Такого рода проблемы оказывают глубокое психотравмирующее воздействие на детей. Многочисленные социологические исследования показывают, что многие люди, покончившие с собой, воспитывались в неполной семье.

 

Кроме всего вышеперечисленного, старшим следует больше обращать внимания на эмоциональные нарушения, которые чем дальше, тем становятся всё более заметными.

 

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессивных проявлений. Депрессия зачастую начинает проявляться постепенно. У подростка могут начать проявляться тревога и уныние. Они могут не осознавать её начала, а только замечают, что в последнее время стали печальными, подавленными, часто хандрят. Будущее им кажется неопределённым и тусклым, и его невозможно никак изменить. Им становится трудно выполнять даже элементарные обязанности, принимать самые простые решения. Они часто жалуются на вялость и усталость.

 

К основным признакам эмоциональных нарушений у ребёнка или подростка можно отнести следующие:

‒уход от контактов с друзьями и членами семьи;

‒постоянное чувство одиночества, своей бесполезности, вины или грусти;

‒нарушение внимания при выполнении заданий со снижением качества выполняемой работы;

‒ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

‒отсутствие планов на будущее;

‒внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

‒частые жалобы на соматические недомогания в течение достаточно продолжительного времени: боли в животе, головные боли, постоянная усталость, повышенная сонливость, или наоборот – бессонница;

‒потеря аппетита или импульсивное обжорство;

‒необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.

 

Почти каждый, кто всерьез задумывается о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не происходят внезапно, импульсивно или непредсказуемо. Они являются последней каплей в чаше постепенно всё более ухудшающейся адаптации личности. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, 70-75 % так или иначе раскрывают свои намерения окружающим – всегда надо помнить об этом.

 

Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы. Часто желания «за» и «против» суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то чаша весов может легко склониться в сторону выбора жизни.

 

Сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, крик о помощи. Именно потребность суицидента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь, служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств. В этом и состоит гуманистическая сущность суицидологической превенции.

 

Школьный Владимир Александрович – к.п.н., психолог.

специально для "Саясат.kg"