Говорят, Асылбек Жээнбеков является худшим спикером в истории нашего парламента. При нем Жогорку Кенеш растерял репутацию, пропала суть парламентского правления, а многие считают его "карманным спикером". Нынешнее состояние парламента говорит о том, что уровень спикера остается неважным или то, что депутатский корпус слаб и безграмотен?
 
Адиль Турдукулов, руководитель фонда "Прогресс":
 
"Спикер не сдержал обещание, увеличивает расходы"
 
- Спикер Асылбек Жээнбеков - пустословный модератор "карманного" парламента. В 2011 году он сам инициировал вопрос об уменьшении расходов парламента, но в то же время не сдержал слово, поступил как раз наоборот. К примеру, в 2011 году расходы парламента должны были составить 473,5 млн сомов. Вместо этого расходы парламента в том году составили 790 млн сомов.
 
В 2012 году Асылбек Жээнбеков по привычке обещал сократить расходы на 140 млн сомов, путем сокращений в аппарате парламента. Но и этот план не был реализован. Кроме того, обещал сократить расходы на 300 млн. Добился бы этого, если бы депутаты отказались от служебных авто. К сожалению, подобная мечта спикера не сбылась, в 2013 году расходы парламента составили 800 млн сомов. Основная часть суммы расходов (60%) уходит на зарплату парламентариев. Зарплата некоторых парламентариев составляет от 55 тысяч до 86 тысяч сомов. А зарплата спикера составляет 53 тысячи сомов. 5 его заместителей получают зарплату в 49 тысяч сомов. Сообщается, что лидеры 5 фракций, председатели комитетов получают по 47 тысяч сомов. 
 
Кубатбек Кожоналиев, генерал юстиции:
 
"Парламент не может преодолеть интриги, так как его возглавляет неопытный руководитель"
 
- Чтобы быть руководителем, следует хотя бы находиться  на ответственных должностях 10-15 лет, подниматься по лестнице, после чего можно добиться назначения на большую должность. Что касается биографии Асылбека Жээнбекова, то до назначения на должность спикера на протяжении 10-15 лет он был руководителем небольшого предприятия. Не проработал ни дня на государственной службе. Так о какой его деятельности можно вести речь?
 
Хочу отметить, что журналисты обоснованно критикуют таких руководителей. Именно из-за неопытного руководителя парламент во многих случаях не может подняться выше личных интересов, преодолеть различные интриги и скандалы. Если бы спикером был опытный человек, он бы давно решил бы все вопросы, создал бы в парламенте рабочую атмосферу.
 
Уран Ботобеков, политолог:
 
"Не секрет, что нынешний Жогорку Кенеш народ называет "постельным парламентом""
 
- С обретения независимости Кыргызстан избрал пять парламентов и живет по законам, изданным пятью парламентами. Парламент спикера Медеткана Шеримкулова был внушительным по политическому весу. Он принял декларацию о независимости, избрал первого президента, внес в обращение национальную валюту, сохранил баланс во власти, изучал проблему "Кумтора", отправил в отставку причастного к этому вопросу Т. Чынгышева и перечил Акаеву. Поэтому он остался в истории как легендарный парламент.
 
Последующие парламенты тоже заняли свои места в истории. Особенно известный политический деятель, интеллектуал с большой буквы Абдыганы Эркебаев дважды возглавлял парламент, пытался стабилизировать политическую ситуацию в стране. Как истинный патриот, он иногда указывал на недостатки в политике Акаева, высказал свое справедливое мнение по задержанию Кулова и Бекназарова. А Жогорку Кенеш времен Бакиева из-за оккупационной политики партии "Ак Жол" был известен как "карманный парламент".
 
Не секрет, что нынешний Жогорку Кенеш народ называет "постельным парламентом". Потому что пять партий парламента, как говорит публицист Сабыр Муканбетов, превратились в госпожу Гюррем из гарема Атамбаева. По Конституции 2010 года мы живем при парламентском правлении, но фактически в стране установилась авторитарная, президентская власть. Президент узурпировал полномочия парламента и правительства, путем запугивания "продажных депутатов", установил Кокандское ханство. При Кудаяр хане регент, парванчы, эшик ага, минбашы определяли государственную политику. Точно так же сейчас окружение президента оказывает давление на политических оппонентов, намеревается сфальсифицировать результаты предстоящих выборов, за кулисами решает вопросы, касающиеся назначения и отставки людей, сбора доли из теневой экономики. Но народ все видит и замечает.
 
Что касается спикера А. Жээнбекова, то он запомнится как самый худший, мягкотелый, не способный перечить хозяину спикер. Из-за него подпортилась репутация Жогорку Кенеша, парламентское правление утратило свои позиции, вся власть была сконцентрирована в руках президента. О дискредитации парламентского правления говорит то, что желающие участвовать на предстоящих парламентских выборах депутаты сейчас ошиваются у дверей заместителя руководителя аппарата президента и ждут от него милосердия. Конечно, спикер сыграл не последнюю роль в том, что парламент растерял репутацию. 
 
Досалы Эсеналиев, политолог:
 
"Репутация парламента зависит от тораги, но..."
 
- Конечно, репутация парламента зависит от тораги. Но должность спикера достается кому-то по итогам коалиционного соглашения. Поэтому я бы не хотел обвинять лично Жээнбекова. Нынешний парламент работает не так, как того требует новая политическая система, а точно так же, как предыдущие парламенты.
 
При парламентском правлении должны быть бесконечные дебаты между коалицией большинства и коалицией меньшинства. Но таких дебатов нет. Мало того, иногда не совсем понимаешь, что состоит в коалиции большинства, а кто в оппозиции. Надеюсь, что таких беспорядков не будет через 2-3 парламентских выборов. 
 
Шаирбек Маматокторов, медиаэксперт:
 
"Спикер не использует полноценно свои полномочия, указанные в Основном законе"
 
- Русские говорят: Стадо баранов во главе со львом, всегда сильнее львов, во главе с бараном". Конечно сегодняшнее состояние парламента, может и не полностью, но связано с тем, что торага плохой. Торага не может принять самостоятельное решение. Делает то, что говорит ему партийный шеф Атамбаев. У тораги парламентской страны есть расширенные полномочия. Так как эти полномочия не используются, так как в нужное время правительство и президент "не ставятся на место", Жогорку Кенеш превращается в "карманный" парламент, опускается до уровня юридического отдела администрации президента. В статье 74 Основного закона Жогорку Кенеш был наделен расширенными полномочиями, которых не было в истории.
 
К примеру, парламент может самостоятельно принять законы, на которые наложил вето президент. При необходимости может оказать недоверие президенту, добиться его отставки. Отправляет в отставку генпрокурора, которого назначает президент. Утверждает состав правительства, принимает бюджет. Перечислять можно долго. Но в реализации всего этого большую роль играет торага. Если бы он работал бы с депутатским корпусом, если бы взял под контроль другие ветви власти, обеспечил бы исполнение законов, то удалось бы подправить репутацию парламента. Но нынешний торага не может так работать. Не буду говорить о личных качествах, ему просто не хватит образования и политической воли.  
 
Последствия уже видны. Нынешний генпрокурор привыкла возбуждать уголовные дела в отношении депутатов, потому что знает, что "марионетка" торага не сумеет защитить их. Сами знаете, состав парламента тоже остается неважным. Можно перечислить только некоторых достойных депутатов, все остальные: "случайные пассажиры". Полностью дискредитировали работу депутатов. Это нельзя называть парламентаризмом. Во главе списка стоят 1-2 видных политика, а всех остальных даже не знаешь. Но почему-то они становятся депутатами. Разве может такой плохой состав депутатов сформировать трудоспособное правительство?
 
Мы уже понимаем, что партийные списки приводят к формированию плохого по качеству парламента. А при мажоритарной системе обычно в парламент попадали видные люди, которых знал народ. А сейчас стоит только связаться с большим политиком, дать деньги, которые он просит и отсиживаться дома. Сами потом принесут мандат. Осталось немного времени до следующих выборов. Если они пройдут по тем же законам, то ничего хорошего из этого не выйдет. 
 
Тологон Келдибаев, лидер народно-политической партии "Кыргыз Ата":
 
"Ни парламент, ни спикер не пользуются уважением"
 
- Звучит критика в адрес спикера только потому, что в парламенте оказались торгаши-посредники. Поэтому ни парламент, ни спикер не пользуются уважением. Потому что спикер упал на колени перед президентом только для того, чтобы сохранить свою должность, чем подпортил репутацию парламента. Из-за подобной системы, начиная с главы айыл окмоту заканчивая президентом, стремятся к тому, чтобы заработать деньги. 
 
Нургазы Мусаев, журналист:
 
- Такова природа власти: назначенной с президентской партии спикер, даже будучи святейшим человеком, не может получить 100% независимость на политическом пространстве. Спикер не сможет стать сильной политической фигурой, пока работает с такими влиятельными президентскими рупорами, как Текебаев. Мы это хорошо увидели на примере Ахматбека Келдибекова. В наших условиях парламент никогда не станет самостоятельной силой. Могут ли они критиковать правительство, которое сами назначили? Могут ли перечить судебной власти? Многих посадили, многие сбежали, а над многими навис Дамоклов меч. Из-за этого подпортилась репутация парламента.
 
Что касается лично спикера Асылбека Жээнбекова, я считаю его сильным игроком. Он управляет 120 чудищами, нашел к каждому подход. Уже навидались спикеров, которые уезжают на официальный визит, а занимаются шопингом. 
 
Мелис Аспеков, член движения "Новое поколение":
 
"Спикер виновен в том, что были расширены полномочия президента"
 
- Я не думаю, что в нашей стране установился парламентаризм, а мы живем при демократии. В настоящих парламентских странах спикер, парламент, премьер-министр имеют расширенные полномочия, а президент стоит ниже по статусу. А у нас все наоборот. Наша манкуртная власть дискредитировала парламентское правление, установила президентскую власть. Спикер и парламент виновны в том, что были расширены полномочия президента. Потому что спикер Асылбек Жээнбеков не станет изменять законы без одобрения президента. Он напрямую работает на Атамбаева. Если Жээнбеков не будет выполнять поручения Атамбаева, то может лишиться должности спикера. Таким образом, спикер выполняет то, что говорит президент. В итоге, парламент не может решить проблемы, а запоминается только тем, что кланяется перед президентом. 
 
Динара Ошурахунова, правозащитница:
 
"Парламент стал беспомощным"
 
- Парламент должен был сохранять баланс между исполнительной и судебной властью. К сожалению, в нашей парламентской системе парламент оказался беспомощным. Если бы они хотели создать сильный парламент, то нужно было назначать спикера из оппозиционной фракции. В таком случае парламент всегда бы громко заявлял о себе. Не может быть речи о балансе, когда президент и спикер являются представителями одной партии, идет крен на одну сторону. Поэтому на последующих парламентских выборах, в следующем парламенте нам нужно воспользоваться уроком, который мы извлекли. 
 
Нурдин Мотуев, корреспондент ОТРК:
 
"Есть вина не только правительства, но и парламента"
 
- Спикер, лидеры фракций, депутаты - все работают в соответствии со своими возможностями. Но это не удовлетворяет простое население. Значит, нужно принять какое-то решение. И без того мы с трудом себя кормим, а на нашей шее сидят 120 человек со своими помощниками. Дороговизна оказывает на нас давление. Трагедия нынешнего парламента заключается в том, что он не принимает разумные решения, которых требует ситуация. Легко обвинить во всем правительство, но именно они формировали правительство. Поэтому в наших жизненных трудностях есть вина не только правительства, но и парламента.
 
Источник: газета "Майдан.kg" №43 от 26.11.14 / стр. 3 и 4
  http://www.gezitter.org/politic/35286/