На днях Госдума РФ ратифицировала договоры о Евразийском экономическом союзе. И хотя подписантами на данный момент выступают пока три государства — Беларусь, Казахстан и Россия, — дан еще один важный сигнал и для Кыргызстана.
 
КР на очереди
    
Призывая коллег–госдумцев к ратификации, председатель комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий сообщил, что о желании присоединиться к договору заявили еще некоторые страны постсоветского пространства: “Ожидается, что 9 октября на встрече глав государств в Минске будет подписано решение о присоединении Армении. На очереди Киргизия”, — заявил Слуцкий, не раз посещавший по интеграционным вопросам нашу республику.
    
Напомним, что ЕАЭС в соответствии с договором, подписанным 29 мая в Астане президентами трех стран, обеспечит свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной, а в ряде отраслей экономики единой политики. Создание такого союза, по словам заместителя министра экономического развития Алексея Лихачева, станет “ключевым событием евразийской интеграции, заложит основу для многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих неразрывные культурные, исторические и экономические связи”.
    
Одна из этих стран, которая в данном качестве позиционирует себя на протяжении всего постсоветского периода, — Кыргызстан. Движение в соответствующем направлении он начал почти одновременно с зарождением ЕАЭС. В ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета президенты Беларуси, Казахстана и России приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала своего рода “дорожной картой” по созданию ЕАЭС. А полугодом раньше правительство Кыргызстана официально продекларировало намерение присоединиться к уже активно действовавшему Таможенному союзу, который стал первым этапом на пути к ЕАЭС.
    
Правда, скорости продвижения к заданной цели у нас и у них потом заметно разошлись. И вот уже нашу республику на повороте обходит Армения. Она, хоть и стартовала много позже Кыргызстана, сразу, минуя стадии Таможенного союза и Единого экономического пространства, вступает в Евразийский экономический союз. Но и мы, слава богу, завершили процесс разработки “дорожной карты” по присоединению к ТС. И сейчас работаем над аналогичным документом по ЕЭП.
    
Причину такого отставания руководитель сектора экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН Елена Кузьмина видит не только в различии экономик обеих стран–кандидатов и их степени готовности к евразийской интеграции.
    
— В Кыргызстане эффективно поработали внешние силы других стран, — считает российский эксперт. — Это сыграло немаловажную роль. Людей запугивают, что вступление в союз лишит их рабочих мест. Однако рабочие места уже потеряны. Об этом говорит ежегодное увеличение числа кыргызских мигрантов в России. Люди могут не читать книжки, но не кормить детей они не могут.
 
Упреждая конфликты
    
Правоту слов Елены Кузьминой подтверждает сохраняющееся и сегодня в республике наличие противников ТС и ЕАЭС, которые постоянно заявляют о себе и в депутатском корпусе, и в гражданском обществе. Однако, кроме высказываемых опасений о мифической потере независимости (это в сегодняшней–то кредитоподчиненной ситуации в стране!), какой–либо разумной альтернативы предлагаемой консолидации они не видят. Да и вряд ли могут предложить при реальном отсутствии таковой.
   
— У нас выхода другого нет — либо объединяться, либо нас растащат по разным квартирам, — уверен руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев. 
    
Он не сомневается: центробежные процессы, происходящие сегодня на Украине, способны проявиться и в других странах Содружества. Особенно в тех, которые с точки зрения государственного устройства еще не совершенны и где из–за противостояния действующих властей и политической элиты могут вызревать достаточно серьезные конфликты.
    
— Кыргызстан, к сожалению, не исключение, тем более что в последние годы конфликты такого рода там уже происходили, — констатирует Гусев. — Здесь сегодня много так называемых политтехнологов, которые могут раскачивать ситуацию в стране. Мы внимательно следим за событиями, и кажется, что внешние силы, которые работают не только на Украине, не бездействуют и в Кыргызстане. Сейчас они вообще активно расползлись по странам бывшего СССР и начинают будировать ситуацию.
    
Тем большую актуальность в таких условиях приобретает идея евразийской интеграции, убежден госдумец Леонид Слуцкий. По его мнению, помимо экономического, в ближайшее время на евразийском направлении появится единое образовательное и информационное пространство, единое пространство безопасности, а затем и евразийский парламент.
    
— Евразийский союз будет одним из мощных игроков в мировой экономической и политической архитектуре XXI столетия. Возможно, он станет главным препятствием на пути построения однополярного мира, — заявил Слуцкий во время ратификации договора о ЕАЭС. И кто докажет, что Кыргызстану не на пользу подобное объединение, которое, к слову, провозглашает принцип национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела входящих в него стран?
 
Им сверху видно все
    
Не надо, однако, думать, что все в российском обществе рукоплещут если не созданию, то динамичному расширению ЕАЭС. Являясь локомотивом создания такого союза, Россия берет на себя и основную организационную, а также финансовую нагрузку по обеспечению его жизнестойкости, по крайней мере на первоначальных стадиях. И это ей приходится делать при наличии множества собственных внутренних проблем, требующих неотложного решения, а теперь и в условиях жесткой санкционной политики со стороны Запада.
    
Разность подходов в РФ к ключевой задаче проявляется даже среди ее сторонников. Так, в ходе ратификационного заседания Госдумы депутат от фракции “Справедливая Россия” Михаил Емельянов подверг сомнению целесообразность “предоставления каких–то отдельных преференций в отдельных странах”, интегрирующихся в ЕАЭС. Нетрудно предположить, о каких странах идет речь.
    
Более прагматично относиться к будущим партнерам по Евразийскому экономическому союзу, к степени их поддержки некоторыми российскими политиками и экономистами побуждают и события на Украине. Ей, как известно, Россия в постсоветский период уже оказала немалое финансовое содействие, что, однако, не воспрепятствовало резкому ухудшению, не без активной помощи внешних игроков, взаимоотношений между двумя исконно дружественными странами.
    
И все же значительная часть российского политического истеблишмента исповедует конструктивные подходы к этим проблемам и понимание важности их совместного решения. Точка зрения такова: если на каком–то этапе и придется чем–то пожертвовать в финансовом плане, оно все равно окажется неизмеримо меньшим по сравнению с тем большим, что даст евразийский экономический проект всем его участникам, включая Россию.
    
Тон таким подходам задается на высшем уровне. Как известно, в проходившем 29 мая в Астане заседании Высшего Евразийского экономического совета участвовали в качестве почетных гостей и президенты Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и Армении Серж Саргсян. Беседуя затем с главой нашего государства о перспективах присоединения республики к ЕАЭС, Владимир Путин отметил:
    
— Понимаем, что путь непростой, нужно будет поработать и экспертам Евразийской комиссии, и вашим специалистам. Но мы готовы помочь, подставить плечо, посмотреть, что мы можем сделать дополнительно для того, чтобы экономику Кыргызстана подготовить к совместной работе.
    
В таком же ключе продолжился диалог двух президентов и во время их последующей встречи 11 августа в Сочи. Говоря о двустороннем сотрудничестве, Владимир Путин отметил и важность вопросов, связанных с “движением Кыргызстана в сторону присоединения к Евразийскому экономическому союзу и Таможенному союзу”. А Алмазбек Атамбаев подтвердил, что республика намерена твердо и последовательно развивать, активизировать отношения с Россией и хотела бы до конца нынешнего года войти в состав ТС и ЕАЭС.
 
Не упустить шанс
    
Слова о российской поддержке интеграционных устремлений Кыргызстана подкрепляются конкретными делами. Буквально на днях правительство России одобрило законопроект о ратификации российско–кыргызского межправительственного соглашения, предусматривающего создание фонда развития с капиталом в миллиард долларов.
    
Создаваемый на средства РФ фонд профинансирует приоритетные для нашей республики отрасли, поможет укреплению взаимодействия в таких областях, как агропромышленный комплекс, швейная, текстильная, обрабатывающая, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства и инфраструктуры. Помимо этого, Россия на безвозмездной основе берется предоставить Кыргызстану еще 200 миллионов долларов для реализации “дорожной карты” по его вступлению в ТС.
    
Евразийский экономический союз, согласно договору о нем, начнет действовать с 1 января 2015 года. Нетрудно предположить, что оставшийся до конца нынешнего года период будет связан с интенсивной подготовкой к этому. И участие в данных процессах активизируют уже вовлеченные в них Армения и Кыргызстан. Их президенты примут участие в саммите СНГ и заседании Совета коллективной безопасности, которые состоятся в октябре в Минске и в декабре в Москве и не обойдут вниманием и тему евразийской интеграции. Она прозвучит и в ходе встречи глав правительств государств Содружества, планируемой на ноябрь в Ашхабаде, во время других межгосударственных мероприятий.
    
Удастся ли Кыргызстану к началу 2015–го интегрироваться в ТС и ЕАЭС, о стремлении к чему говорилось в Сочи? Если даже нет, что вполне возможно, учитывая сложность принятия политических решений в нашей парламентской республике, то это тоже не повод для драматизации. В основу всех новых интеграционных объединений заложена возможность разноскоростного и многовекторного продвижения. Было бы, как говорится, желание.
    
Конечно, в связи с происходящим ускорением таких процессов не мешало бы и нашей республике прибавить темпа. Тех или иных проблем не избежать при любом раскладе, но в случае с ЕАЭС существует ясная перспектива их последовательного решения, и не в одиночку. Сегодня у Кыргызстана есть отличный шанс оказаться в мейнстриме набирающего силу движения, а не на его периферии. Другого такого шанса может и не представиться.
 
Евгений ДЕНИСЕНКО
Источник - Вечерний Бишкек