Брифинг спикера занял более полутора часов. Прежде всего Жээнбеков огласил цифры и факты четвертой сессии пятого созыва. Как считает спикер, поработала палата на славу. За отчетный период состоялось 76 пленарных заседаний, на которых было рассмотрено 265 законопроектов, из них принято 176, подписано президентом — 137. Аппаратчики подсчитали, что за последнюю сессию было принято 873 постановления, 73 протокольных поручения. Рассмотренные парламентским корпусом вопросы касаются всех аспектов жизнедеятельности государства — военной реформы, укрепления госграниц, развития государственного языка, строительства стратегических дорог, модернизации сферы энергетики.
   
В адрес депутатов за сессионный год поступило 15 тысяч 133 письма, на имя спикера — 2 тысячи 201. Почти половина из них касается вопросов социальной защиты населения. На втором месте — вопросы правовых гарантий, на третьем — проблемы образования, науки, культуры и спорта.
   
Жээнбеков отметил, что парламент работает открыто и прозрачно, а сам спикер верит в светлое будущее Кыргызстана:
   
— Если закончим строительство ЛЭП “Датка — Кемин” и решится вопрос с поставками газа, то у нас будет все. Это будут идеальные условия для развития государства.
   
Спикер не смог навскидку вспомнить самый важный из принятых законопроектов. 
   
— Можно долго перечислять, но все законы для нас важны. Каждый из них касается какой–то отрасли. К примеру, у нас должна быть сильная армия. До сих пор в стране к этому относились не очень внимательно. На практике мы сильно отстали от наших соседей. Мы приняли военную доктрину. Уверен, что в ближайшее время появится новая армия, которая будет способна защитить нас. 
 
Про религию. В течение двадцати лет в этой сфере не было никаких решительных шагов. Если взять ислам, то у нас были мечети, однако никто не знал, насколько имамы образованны. По словам Асылбека Жээнбекова, такие вопросы ранее не рассматривались правительством. Но на заседании Совета обороны было принято решение, что ДУМК вместе с правительством будет проводить госполитику в отношении религий.
 
Про язык. Спикер считает, что жить в Кыргызстане и не знать язык — это неуважение к самому себе и государству. По словам Асылбека Жээнбекова, необходимо создавать условия для изучения кыргызского языка, издавать пособия и учебные материалы. Торага также отметил, что парламентский корпус принял несколько законопроектов, направленных на развитие госязыка без ущемления других языков.
 
Про запрет на гей–пропаганду. Социал–демократ, являясь верующим человеком, поддерживает антигейский закон. По словам Жээнбекова, недавно он побывал на заседании парламентской ассамблеи Совета Европы, где обсуждался вопрос о запрете гей–пропаганды в Кыргызстане.
   
— Мы сразу сказали, что из западных ценностей возьмем только важные для своего развития. И будем препятствовать гей–пропаганде. На Западе разрешили однополые браки, но мы на такое не пойдем. Для нас это немыслимо. Или вы хотите, чтобы такое было в Кыргызстане? Нет, конечно, такие “достижения” Запада мы брать на вооружение не будем. Мы не запрещаем геям встречаться, хотя в советское время их сажали. Пусть они просто не пропагандируют свое движение, — призвал спикер.
 
Про тарифы. Спикер считает, что палата поступила правильно, передав определение тарифной политики правительству.
   
— Большинство депутатов на последнем заседании проголосовали за то, чтобы отдать определение тарифной политики правительству. Мы поступили правильно, мы уже не тот ЖК, что был раньше. Правительство подконтрольно ЖК, а не президенту, как было раньше. В Конституции сказано, что тарифную политику определяет кабмин. Он должен быть самостоятельным в своих действиях. Но судьба кабмина полностью в наших руках. Правительство определяет тарифы, но остается подконтрольно нам. Мы можем отменить или распустить правительство. В любом случае ответственность парламента за работу кабмина не снимается — отвечает коалиционное большинство. Если оно будет недовольно, то кабмин уйдет в отставку.
 
Про теневой оборот. Спикер заявил, что около шестидесяти процентов ВВП в Кыргызстане по–прежнему остается в тени. Это из–за нечеткого администрирования налогов и таможенных сборов:
   
— Мы говорим, у нас недобор налогов, но в то же время у многих кыргызстанцев дорогие сотовые телефоны и машины. На самом деле мы опережаем многие государства по ВВП, но официальные данные свидетельствуют об обратном. Это потому, что многое остается в тени.
 
Про экс–спикера Келдибекова. Спикер отмечает, что в постановлении ЖК относительно задержанного депутата Ахматбека Келдибекова нет указаний суду не продолжать его уголовное дело. Как отметил Жээнбеков, в постановлении содержится ходатайство об изменении меры пресечения, но никто не просит освободить парламентария от уголовной ответственности.
   
— Решение будет принимать суд. Постановление парламента принято большинством по инициативе фракции “Ата–Журт”, но мы не можем влиять на решение суда, — сказал спикер, подчеркнув, что его самого на момент принятия документа не было в Бишкеке, находился в командировке.
 
Про кабмин. Торага считает, что правительству необходимо дать время. Так он ответил на вопрос журналистов, намерен ли парламент в сентябре отправить правительство в отставку, поскольку в его адрес звучит критика не только от оппозиции, но и от коалиции большинства. По мнению спикера, нынешнее правительство должно еще поработать и показать, на что оно способно.
 
Про ледники. По заявлению спикера, если бы много лет назад был принят закон о ледниках, то Кыргызстан не столкнулся бы с той ситуацией, которая сложилась сейчас. Отвечая на вопрос журналистов, каким он видит решение по руднику “Кумтор”, спикер, уклонившись от прямого ответа, заявил, что, “если бы своевременно был принят закон о ледниках, то сейчас все бы было по–другому”.
   
— Мы должны сохранить ледники и передать это природное достояние своим потомкам, потому что веками ледники кормили нас, — пояснил торага свою позицию.
 
Про депутатов–прогульщиков. У них, как выяснилось, вычитают десятую часть заработной платы за одно пропущенное заседание. Спикер считает, что это дисциплинирует палату.
   
...На брифинге журналисты поинтересовались, почему спикер закрыт для прессы, не реагирует на критику, а также какими рейсами летает за рубеж. Напомним, его предшественник Ахматбек Келдибеков для визита в Малайзию и Индонезию заказывал самолет. Жээнбеков заявил, что летает обычными рейсами.
   
— Что касается критики в прессе в мой адрес, то реагирую на это спокойно, так как понимаю, что я публичное лицо. У меня нет времени реагировать на критику, я должен работать, — парировал торага.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник - Вечерний Бишкек