Контроль за работой обменных бюро снова норовят ужесточить. 
    
На этот раз с соответствующей инициативой выступают депутаты Жогорку Кенеша.
    
На валютном рынке пока все спокойно, как в пресловутом Багдаде. Доллар, еще месяц назад настойчиво демонстрировавший тенденцию к укреплению, поистратил запас ликвидности и вот уже вторую неделю не может вернуться к ставшей привычной отметке 76 сомов за единицу. В понедельник обменные пункты столицы и коммерческие банки покупали американскую валюту по 74,4 сома, а продавали — по 74,76 сома. По–прежнему на довольно низком уровне остаются курсы рубля и тенге. Они стоят 0,962 — 0,976 сома и 0,2088 — 0,2132 сома соответственно.
    
Вместе с тем наступившее на курсовых фронтах затишье не означает, что об обменках, достаточно часто обвиняемых в валютных спекуляциях в периоды значительного ослабления сома, забыли. Напротив, неожиданно в парламенте прозвучало сразу несколько инициатив, призванных усилить контроль за деятельностью обменных бюро.
    
Одна из них предлагает повысить стоимость лицензий на открытие обменок.
    
Глава Национального банка Толкунбек Абдыгулов, впрочем, усомнился, что этот шаг способен оказать реальное влияние на упорядочение этого сектора валютного рынка.
    
— На сегодня цена на получение лицензии составляет всего 300 сомов. При этом многие обменки работают без лицензий. Мы проводили анализ. У нас более тысячи обменных бюро, но официально работают только около 300. Остальные — без лицензий. Мы их наказываем, но штраф мизерный, — сказал он.
    
По данным Национального банка, в Кыргызстане только за первый месяц текущего года приостановлена деятельность восьми обменных бюро.
    
В январе проведено 48 проверок обменок. Допущенные обменными бюро нарушения связаны с некорректным ведением учета и недостоверным отражением сведений о проведенных операциях, несоблюдением требований нормативно–правовых актов по кассовой дисциплине. По итогам выдано два предупреждения и девять предписаний для устранения нарушений. За многочисленные нарушения законодательства лицензия одного обменного бюро отозвана.
    
По словам Абдыгулова, только высокие штрафы способны отбить у обменщиков желание нарушать законодательство. Однако сейчас финансовые взыскания с работников валютного бизнеса остаются смешными.
    
Так, с начала года за работу без лицензии были оштрафованы 17 человек на общую сумму 25,5 тысячи сомов. При этом, согласно исследованиям экспертов Центра экономических исследований Национального банка, годовой оборот только легальных обменных бюро составляет около 100 миллиардов сомов.
    
Оборот средств нелицензированных обменников явно не ниже, чем в легальном секторе. А это означает, что в республике ежегодно происходит колоссальное количество нелегальных валютных сделок, деньги в которых не только проходят мимо госказны, но и запросто могут быть связаны с незаконной торговлей оружием, людьми, наркотиками или финансированием терроризма и экстремизма.
    
— Мы приходим с проверками, пока одного–двух проверили, остальные закрылись и убежали. С такими мизерными штрафами просто издеваются над нашими сотрудниками: “Вот тебе две тысячи сомов!”. Мы можем отзывать лицензию, это сделать просто, но это стимулирует их к уходу в тень, — говорит Толкунбек Абдыгулов.
    
Отметим, Национальный банк уже два года пытается продвинуть поправки к закону, направленные на ужесточение наказания за безлицензионную деятельность обменных бюро. Однако до сих пор регулятору не давали усилить контроль над обменками.
    
Парламентарии предыдущего созыва, к примеру, всеми силами сопротивлялись инициативе повышения штрафов для владельцев бизнеса по обмену валют. Еще более самоотверженно нардепы выступали против попыток НБ закрыть обменные пункты, оставив право предоставлять услуги по обмену валют за банковскими учреждениями. Злые языки тогда объясняли депутатское нежелание приструнить обменщиков тем, что якобы именно народные избранники контролируют этот финансовый сектор.
    
Впрочем, отдельные члены действующего парламентского корпуса и сегодня убеждены, что повышение штрафов — это драконовская мера. И что для изменения ситуации нужны более либеральные подходы. Тем не менее члены фракций СДПК и “Ата Мекен” все–таки одобрили повышение штрафов за нарушения банковского законодательства: для граждан — от 2 до 100 тысяч сомов, для должностных лиц — от 3 до 150 тысяч сомов. В отношении юридических лиц сумму предлагается увеличить до 250 тысяч сомов.
    
Параллельно народные избранники призвали повысить требования к технической оснащенности обменных бюро.
    
— На парламентском комитете по фискальной политике нам поручили выработать для обменных бюро более жесткие требования по квадратуре, наличию бронированного стекла. Но как только мы начнем это внедрять, сотрудники обменок придут к вам жаловаться, что НБ препятствует развитию бизнеса, — считает председатель Нацбанка.
    
...В общем, возник избыток депутатского внимания, при котором чрезмерное количество даже самых полезных инициатив становится опасно раздутым и может лопнуть как мыльный пузырь. Самое время вспомнить о чувстве меры.
 
Александра ВАСИЛЬКОВА
Источник - Вечерний Бишкек