Бишкек, “Саясат.kg”. Интервью с исполнительным директором Международного делового совета Кыргызстана Аскаром Сыдыковым

- Начнем нашу беседу с общей экономической ситуации. Насколько влияют военные действия в Украине на экономику Кыргызстана?

- Это очень важный вопрос. Потому что мы уже чувствуем эти последствия, и, наверное, они будут еще ощутимее в ближайшем будущем. Сейчас курс нашей валюты подвергается изменениям, цены на товары растут. Это происходит не только у нас, но и во всем мире. Возможно, будут изменения в доставке товаров и предоставлении услуг, в проведении оплаты. Также, вероятнее всего, будут испытывать трудности наши мигранты, которые трудятся за границей, у них, возможно, сократятся доходы или работа приостановится. Поэтому мы проводим очень много обсуждений по антикризисным мерам, работаем с правительством, с другими представителями бизнеса.

 — Правительство недавно объявило о своем антикризисном плане. Лично вы удовлетворены работой правительства в этом плане?

— Мы в МДС еще не читали последней версии антикризисного плана, она еще не опубликована открыто. Сказали, что для служебного пользования. Но посмотрим, как будет. По-моему, многие из мероприятий уже были запланированы раньше. Те же вопросы по ирригации, повышению заработных плат, льготным кредитам на развитие сельского хозяйства и другие. Поэтому не могу сказать, что получился полноценный удовлетворительный план. Но надо подчеркнуть, что в нем содержатся хорошие мероприятия. Никто заранее не может сказать, какие последствия будут от кризиса. Мы будем детально изучать план и, надеюсь, сможем внести дополнения и изменения. Это не финальный документ.

- Каковы сегодня отношения бизнеса и власти? Мы все знаем, как бизнес пострадал от пандемии, только начали работать, в стране поменялась власть. Только начала стабилизироваться ситуация, возникли столкновения России с Украиной. Почувствовали ли вы, что в такое время власть протянула руку бизнесу, что она старается как-то помочь?

- Чувствуется, что диалог есть. Потому что есть много платформ, включая при Президенте КР. Есть площадки при правительстве, Торага Жогорку Кенеша, Генеральной прокуратуре, Верховном суде. Приглашают, советуются, обмениваемся мнениями, но не могу сказать, что есть полноценные результаты. Потому что не хватает кадров, которые могли бы реализовать все это. Много хороших специалистов ушли из госслужбы, многие умные, образованные молодые люди не хотят работать на госслужбе. Учитывая это, мы помогаем. На примере соседних стран, таких как Казахстан, Узбекистан мы видим, как власти поддерживают развитие бизнеса, создают условия, идут навстречу инвесторам. У нас же до сих пор не реализуются уже принятые меры. Некоторые наши предложения остались нерассмотренными. Но все равно надеемся. Возможно, не все наши замечания будут приняты, не все предложения исполнены, но диалог есть.

— Какие конкретные предложения вы делаете во время встреч, обсуждений?

 — Одно из главных предложений — обеспечить действие законов. Мы говорим об этом везде. В законах очень много хороших статей, но они не работают. Международные эксперты тоже говорят, что у нас законы написаны хорошо, но нет верховенства закона, законы не исполняются. Процитирую классика Теодора Драйзера: «Закон можно повернуть куда угодно». Но хорошо, если мы смогли бы обеспечить устойчивость закона, чтобы он работал только в одном направлении. Во-вторых, мы должны обеспечить справедливость судебных решений. Предприниматели говорят, что если государство смогло бы исполнить только одно пожелание бизнеса, то пусть это будет справедливость и независимость судебной системы. Потому что во многих случаях предпринимателей отправляют в суд. А сейчас нет полного доверия к суду.  В-третьих, мы хотим избавиться от бюрократии. Говорим о внедрении цифровизации, а люди по-прежнему бегают за справками и оформляют разрешения в бумажной форме. В-четвертых, надо избавиться от излишних проверок и давления на бизнес.

- Сейчас количество проверок уменьшилось?

- Со стороны правоохранительных органов число проверок уменьшилось, а вот со стороны налоговой службы, по словам предпринимателей, возросло. Согласно новому Налоговому кодексу, государственная политика направлена на пополнение бюджета, налоговики проводят проверки и рейды, это их обязанность. Однако мы не можем игнорировать все это.  Все меры, связанные с бизнесом, известны, и нет необходимости изобретать велосипед. Эти меры реализованы во многих странах по всему миру, и нам просто нужно их адаптировать. Сказывается и кадровая нестабильность. Приходит новый министр, два-три месяца знакомится с делом, потом, как только он вникает в курс дела, его меняют на нового. Например, за последние годы статус Агентства по продвижению и защите инвестиций менялся 3-4 раза. Было министерство, затем снова агентство, недавно преобразовано в  Национальное агентство по инвестициям при Президенте КР. Несколько месяцев не было постоянного руководителя, только недавно назначили нового. Не знаем, как он будет работать, время покажет.

- Вообще нужно ли данное агентство?

- Безусловно, такое агентство должно быть, с соответствующими правами и полномочиями. Этот госорган должен встречать и сопровождать инвесторов, помогать им в оформлении разрешительных документов, в доступе к финансовым ресурсам, защищать от незаконных проверок и обеспечивать их непрерывную работу. Но если будет постоянно меняться структура, то и последовательность работы тоже будет нарушена.

- Главной задачей этого агентства является привлечение инвесторов. А какие условия должны создать правительство и агентство для привлечения инвесторов в текущей ситуации? Есть ли у нас условия, чтобы инвестор пришел и вложил свои деньги?

- Определенные условия есть, но рисков много. Во-первых, законы время от времени меняются. Например, новый Налоговый кодекс. Предприниматели, инвесторы, общественность даже не знают, как работать с новым кодексом, возникает очень много вопросов. В начале января, когда ввели новый НК, даже налоговики и таможенники не знали, как с ним работать. Кроме того, есть информация, что будут менять закон об инвестициях. Неизвестно, как он будет выглядеть, останутся ли прежние льготы или их уберут. Неизвестно, какова будет политика государства, сохранится ли курс на гостеприимство к иностранным инвесторам или будет требование передать все государству. Все это не может не беспокоить инвесторов, как и предположение, что кто-то придет и захватит их имущество рейдерским путем. Мы все это слышим и будем стараться изменить ситуацию к лучшему.

- На фоне событий вокруг Кумтора некоторые политики начали делать заявления о том, что надо провести ревизию горнорудных предприятий и необходимо передать государству предприятия, которые не отвечают интересам государства. В условиях нынешнего кризиса в мировой экономике правильно ли государству идти на такой шаг?

- Очень хороший вопрос. Это включает много рисков, потому что, многие горнорудные проекты - крупные проекты. В них вложено от 100 до 500 миллионов долларов. Такие крупные проекты у нас есть только в горнорудной отрасли. Когда есть всего 5-6 таких проектов и речь заходит о том, что их надо пересмотреть – это пугает не только инвесторов. Инвесторы обращаются к нам с вопросами, не будут ли пересматривать их проекты, не запросят ли их передать государству. Крупные горнорудные компании принадлежат инвесторам, которые базируются у наших основных торговых партнеров, таких как Россия, Казахстан, Китай, Турция. Правительства этих государств тоже заявляют об их обеспокоенности. В прошлом году Китай заявил, что при открытии границы они учтут безопасность инвесторов. Оказывается, их инвесторы, вложившие средства в Кыргызстане, жалуются, что у нас законы не работают. Необходимо обеспечить выполнение законов, чтобы инвесторы чувствовали себя в нашей стране в безопасности. Если мы хотим, чтобы в каком-то проекте у государства была доля, говорить об этом надо в начале сотрудничества,  а не когда инвестор уже потратил 300-400 миллионов долларов. Если мы так делаем, то можем испытать трудности в других сферах. Например, для нас движение товаров через границы с Казахстаном и Китаем очень важны. Значит, мы должны бережно относиться к предпринимателям этих государств, которые работают у нас. Любой инвестор приходит, чтобы получить прибыль. А у тех, кто говорит, что им прибыль не нужна, мол, они просто вкладывают средства, - возможно,  у них либо сомнительные интересы, либо благотворительные цели. Но я никогда не встречал благотворительной организации в горнодобывающей промышленности по всему миру. Они должны получить прибыль в первую очередь. Тем более, что смогут окупить свои вложения и получить прибыль только через 15-20 лет. Вот представьте, инвестор взял кредит, вложил его в горнодобывающую компанию, а наши люди говорят, что ее надо передать  государству. Это в то время, когда компания только начала работать и даже не получила прибыли. Можно рассмотреть варианты в отношении новых проектов, но нужно учитывать безопасность проектов, которые работают уже много лет.

- Горнорудные предприятия не только привлекают инвестиции, но также пополняют госбюджет. Они вкладывают в улучшение местной инфраструктуры, условий жизни людей. Какова их польза для экономики нашей страны?

- Согласно различным данным, приблизительно каждый пятый сом нашего госбюджета, то есть  20 процентов, приходится на горнорудную отрасль. Причем эти средства поступают примерно от 15 компаний. Теперь представьте, в Кыргызстане около 600 тысяч налогоплательщиков, осуществляющих экономическую деятельность. Из них только 15 налогоплательщиков пополняют 20 процентов бюджета. Значит, нагрузка горнорудных компаний огромная. На что эти 20 процентов тратятся? Это льготные кредиты и программы по развитию сельского хозяйства, миллиарды сомов на снижение ставок кредитов из госбюджета, зарплаты, пенсии и пособия. Средства, направленные улучшение инфраструктуры, строительство дорог, освещение улиц и т.д. Если мы запустим еще 10-15 горнорудных компаний, бюджет страны может вырасти еще на 20 процентов. Роль этих предприятий в экономику страны огромна. Стоит учесть, что  эта отрасль обеспечивает 17 тысяч рабочих мест.  При этом каждый работник содержит как минимум трех-четырех членов семьи. Получается, что благодаря работе горнорудных предприятий обеспечены 50-60 тысяч кыргызстанцев.

- Также эти предприятия закупают необходимые продукты питания у местных предпринимателей. Если прибавим все это, то их эффективность, возможно, намного больше, чем мы думали?

- Возьмем, к примеру, труднодоступный и отдаленный Чаткальский район, он расположен далеко не только от Бишкека, но и от областного центра Джалал-Абада. Сейчас жизнь этого района начала улучшаться. Местное население продает сельхозпродукцию горнорудным предприятиям, расположенным в этом  регионе, некоторые внутренние дороги района отремонтированы. В Ала-Букинском районе открылись швейные цеха, свою продукцию они продают не только в Кыргызстане, но и вывозят в Россию. Сократилась миграция, так как местные жители начали зарабатывать у себя дома. Такие горные регионы как Чаткал, Тогуз-Торо, Чон-Алай, Алай, отдаленные как Баткен, Лейлек, Ала-Бука могут быть развиты путем развития горнорудных предприятий в этих регионах. Может быть, в этих регионах мало участков, пригодных для земледелия, или нет сельхозугодий, но там есть природные богатства. И если осваивать их разумно, то местное население может получить значительную выгоду.

- Последний вопрос. Президент Садыр Жапаров сообщил, что Кумтор полностью перешел в собственность государства. Мы от этого выиграли или проиграли, как вы думаете?

- Это сложный вопрос, время покажет. В мае прошлого года, когда начали обсуждать ситуацию вокруг Кумтора, мы озвучили свою позицию, сообщили о возможных рисках. Так это или нет, покажет время.

 

Беседовал Нургазы Анаркулов

Добавить комментарий

ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ КОММЕНТАРИЕВ:
1) Не допускайте в комментариях лексику, считающуюся ненормативной.
2) Не обсуждайте и не оскорбляйте личность автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики и не размещайте в комментариях рекламную информацию.
5) Не допускайте в комментариях разжигания религиозной или межнациональной вражды, а так же сведений, заведомо не соответствующих действительности.
ПРИМЕЧАНИЯ: - Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы. - Редакция не несет ответственности за содержание комментариев. АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ - КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ГРУБО НАРУШАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ КОММЕНТИРОВАНИЯ СТАТЕЙ, БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ НЕМЕДЛЕННО!


Защитный код
Обновить