Центральноазиатские неправительственные организации (НПО) живут и процветают, - cчитает британский эксперт по гражданскому обществу, находящийся в столице Кыргызстана Бишкеке.
 
Чарльз Бакстон, чья новая книга «Борьба за гражданское общество в Центральной Азии: Кризис и трансформация» была опубликована в этом году, уверен, что группы гражданского общества будут продолжать свою работу, несмотря на сложные условия в регионе. Об этом он сообщил Central Asia Newswire в телефонном интервью 4 августа.
 
Бакстон указывает на то, что НПО работают по-разному в разных государствах региона, и это во многом отражает разные роли, которые международные организации и корпорации играют в нескольких странах, а именно в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане; тогда как Туркменистан и Узбекистан являются авторитарными государствами с небольшим политическим пространством для общественной деятельности.
 
«В странах, где существует значительная иностранная помощь, доноры поощряют гражданское общество, как орган надзора над правительством», - сказал Бакстон из своей резиденции в Бишкеке.
 
«Так, например, в Таджикистане и Кыргызстане гражданское общество финансируется как орган надзора над правительством, - сказал он. - В Казахстане с его различными программами по развитию бизнеса и антикоррупционными организациями, финансируемыми иностранными организациями, такими как Transparency International, эффект от международных усилий меньше».
 
У правительства Казахстана, добавил он, есть свои собственные причины сократить коррупцию, и оно инициировало борьбу с коррупцией после экономического спада.
 
Соседний Кыргызстан, однако, почувствовал наибольшее усиление не только в части модели управления, но и в способах работы организации гражданского общества, отметил Бакстон, подчеркнув, что это наиболее заметно в сфере прессы.
 
«В 2005 году и после тюльпановой революции наблюдалась очень открытая дискуссия и замечательная свобода прессы», - сказал Бакстон.
 
«После того, как (бывший президент Кыргызстана) Курманбек Бакиев был свергнут, это привело к ситуации, когда пресса была не в состоянии решать серьезные проблемы из-за преобладающего национального чувства, и она по-прежнему не в состоянии справиться или предоставить полный анализ событий», - добавил он.
 
Последние ограничения, введенные для СМИ, которые запрещают интернет-агентствам освещение приближающихся президентских выборов, «достойны сожаления».
 
«Если информация не доступна, будет более трудно обсуждать вопросы с населением. Трудно противоречить слухам и предрассудкам. Гражданское общество нуждается в свободной прессе, чтобы быть посредником и вести переговоры. Отсутствие свободы прессы затрудняет для населения понимание происходящих событий», - считает Бакстон.
 
Тем не менее, правительство Кыргызстана улучшило взаимодействие с гражданским обществом и на других фронтах, отметил Бакстон, указывая на введение консультативных комитетов в министерствах и государственных органах на национальном, региональном и местном уровнях.
 
Консультативные комитеты – новое явление, введенное временным правительством, которое взяло на себя управление государством в апреле 2010 года в результате свержения Бакиева, - открыты для общественности и позволяют разным гражданам внести свой вклад в планы и предложения, составленные правительством.
 
Временный президент Роза Отунбаева, которая планирует покинуть свой пост в конце этого года, «сделала честные, энергичные попытки, чтобы продолжить работу с гражданским обществом, а также уважать принципы управления».
 
Работа правозащитников в небольшом государстве Центральной Азии будет и далее направлена на продвижении равенства перед законом всех граждан Кыргызстана. «Есть полные решимости правозащитники, которые готовы рассказать, что случилось, и они будут продолжать работу», - добавил он.
 
В Таджикистане влияние международных организаций имеет наиболее существенный эффект для свободы организаций гражданского общества и свободы прессы, сказал эксперт.
 
«Это функция сложной ситуации», - сказал он. «Есть существенные проблемы безопасности, и даже более существенные экономические проблемы. Международным сообществом оказывается экономическая помощь, и есть давление на правительство (международными монетарными организациями) в соблюдении обязательств» по поддержке свободных СМИ и некоторых аспектов демократии.
 
Вопрос, который может претерпеть самые большие изменения в ближайшие недели и месяцы - это статус организаций гражданского общества в Республике Казахстан, сказал Бакстон.
 
«Я считаю, что существует довольно жесткий контроль над общественными акциями, и когда власти замечают, что происходят важные действия, они становятся очень строгими в отношении них», - сказал он, отвечая на вопрос о последнем всплеске насилия в Западном Казахстане.
 
Вопросы прав человека и вопросы торговли являются чувствительными, и правительство достаточно резко относится к протестующим. Очевидно, что там будет чувствительность в отношении будущего Казахстана, которая связана с вопросом о преемнике (после ухода президента Казахстана Нурсултана Назарбаева). «Это, вероятно, вызовет эффект домино в том, как правительство будет открываться для новых вызовов», - предположил он.
 
Последние усилия Казахстана по значительному увеличению числа малых и средних предприятий, по отходу от государственного управления предприятиями в экономике, потенциально могут также вызвать рост числа активных организаций гражданского общества, сказал Бакстон.
 
«Либерализация с одной стороны, имеет тенденцию к либерализации с другой, - сказал он. - Децентрализация в Казахстане была довольно трудной (из-за размеров страны) и не было ни одного большого прогресса в деле местного самоуправления».
 
Бакстон, однако, подчеркнул, что эти два явления не обязательно встречаются вместе.
 
Чарльз Бакстон является региональным представителем INTRAC в Центральной Азии с 2002 года. Книга Чарльза Бакстона «Борьба за гражданское общество в Центральной Азии: Кризис и трансформация» доступна уже сейчас. Бакстон в настоящее время ведёт работу по консультированию и обучению местных НПО в Бишкеке, Кыргызстан.
 
Перевод CA-News.
 
Источник: CA-NEWS (CA).