За последние три года, пересмотр условий соглашения, заключенного прежним  руководством страны  с  частной компанией  «Центерра Голд» или «Камеко корпорейшн инк. Лтд» стал, чуть ли не основной темой. А точнее, спасательным кругом на предмет политической состоятельности, выживаемости не только отдельных госмужей, но и в целом Правительства КР. При правлении клана Акаевых золото стало основным источником обогащения членов Семьи и отдельных «придворных лиц», которые обслуживали новоявленных неприкасаемых персон  клана Акаевых.
           
По данным советских геологов имеющиеся запасы месторождения Кумтор составляют от 750 до 953 тонн и он занимает  7 место в мире по запасам золота.
           
В Кыргызстане отдельные правители и высокопоставленные чиновники, чтобы «урвать кусок пожирнее», передали золото Кумтора и других месторождений в руки аферистов международного масштаба. А президенты, премьер-министры, просто министры и депутаты получали «проценты»,  «откатные» в виде купюр с изображениями американских президентов.
           
После распада СССР на просторах бывших социалистических республик  все природные богатства и материальные ценности, в т.ч. богатства недр, быстро перешли на правах личной собственности отдельным новоявленным миллиардерам, таким как Березовский, Ходорковский, Абрамович, Дерипаска, Алекперов  и т.д.
           
По ныне существующим законодательным актам стран СНГ, все эти миллиардеры имеют законное право добывать нефть, газ, золото и другие природные богатства на правах частной собственности. Кроме того, все  крупные предприятия были приватизированы и стали  собственностью небольшой кучки лиц. А народ, государство, которое построило все эти заводы, фабрики на общие, т.е. на государственные средства, остались ни с чем, голыми, безработными и бедными. В странах СНГ де-факто налицо разграбление государственных богатств, а де-юре все это узаконено. Поэтому никто не имеет права называть всяких лужковых, акаевых, силаевых, танаевых, атамбаевых и прочих деятелей СНГ коррупционерами, просто нельзя, а то и не законно.
           
Но это уже отдельная тема для размышления. И думающие люди во всех странах, всех этих миллиардеров причисляют к категории  «преступников». Хотя, в своих странах эти люди защищены понятием «презумпции невиновности» т.е., они задним числом узаконили свои преступные разграбления  государственного имущества. А посему являются «законными владельцами» природных богатств, в соответствии с конституциями стран СНГ.                    Поскольку в Кыргызстане не было столь мощных залежей углеводородов, все самые  алчные люди 90-х годов прошлого столетия устремились завладеть золотом Кыргызстана. С помощью первого президента Кыргызстана, господина А.А. Акаева, отдельные мафиозные личности сумели завладеть золотом «Кумтора» даром и построить горно-обогатительную фабрику за счет Кыргызстана, путем заложения золота Кумтора в международные банки под гарантии Правительства КР. А авантюристы международного класса из Канады, назвали себя инвесторами только потому, что не были кыргызстанцами.
 
Таким образом, прохвосты, которые не внесли в разработку рудника Кумтор ни тыйына, а взяли за счет Кыргызстана огромные кредиты, в два раза превысившие сметную стоимость проекта «Кумтор», стали называть себя инвесторами. Акаевская власть во всем поддерживала мошенников.
 
Об этом написано много статьей,  поэтому мы не будем дотошно раскрывать эту тему, поскольку за 20 лет суверенитета Кыргызстана создавались более 17 комиссий, в связи с чем народ Кыргызстана достаточно хорошо информирован, только в разной интерпретации комиссий в зависимости от различия поставленных задач.
           
Поэтому после мартовской революции 2005 года клан Бакиевых также свои взоры обратил в сторону золота Кумтора. Бакиев поднял акции Кыргызстана от 13 %, после преступной продажи акций акаевским премьер-министром  Н. Танаевым  в «Центерра Голд»  в 2003 году, до 33-х процентов. Бакиев ликовал. Он сумел поднять долю Кыргызстана до приемлемой планки для того времени.
           
По соглашению от 2009 года доля Кыргызстана составляла 33% от полученной  продукции, доля «Центерра-Голд» 34% и доли частных инвесторов, акционеров 33% от  полученной продукций. Т. е., факт  повышения доли Кыргызстана налицо.
 
Но после государственного переворота 2010 года долю Кыргызстана вновь стали исчислять «от прибыли». Золотые слитки, полученные во время Бакиева куда-то «благополучно» исчезли.              Договор от 2009 года был выгоден для Кыргызстана, но давал много преферансов в налогообложении инвесторам, в т.ч. частным акционерам «Центерра-Голд», и был составлен с нарушениями некоторых законодательных актов Кыргызстана.
 
Правительственная комиссия господина Т. Сариева опубликовала свои данные и в случае отказа «Центерра-Голд» сесть за стол переговоров по поводу пересмотра условия соглашения, подписанного в 2009 году, предложила денонсировать данное соглашение, заключенное между Правительством КР и частной компанией  «Камеко» по производству золота  Кумтора.
           
Но ни комиссия  депутата С. Жапарова, ни правительственная комиссия во главе с Т. Сариевым, ни депутаты нынешнего и прежнего созывов не хотят денонсировать или через суд отменить  доли  «частных инвесторов». Об этом молчит и  А. Атамбаев…
Никто не упоминает о законности или не законности владения 33% акций Кумтора частными  инвесторами (акционерами). А эти 33 процента можно законно национализировать.
           
Ни одна комиссия не хочет раскрывать имена частных инвесторов. Надо полагать, что среди этих частных инвесторов будет очень много узнаваемых лиц Кыргызстана. Но поскольку личности этих инвесторов спрятаны за семью замками, публика может только предполагать имена этих счастливых лиц, так быстро  разбогатевших на природных богатствах Кыргызстана.            
 
После мартовской революции бакиевцы провели антикамековские мероприятия под девизом защиты всенародных богатств Кыргызстана и добились своего. Хотя и тогда канадцы пугали Кыргызстан международными судебными процессами и Бакиев дал задание К.Исабекову готовиться к процессам. Президент обратился к народу по КТР. Он успокаивал кыргызстанцев, обещая, что в Международном суде КР выиграет. О готовности кыргызской стороны к судебным тяжбам говорил и тогдашний вице-спикер ЖК КР К. Исабеков. «Центерра» была загнана в угол. Подписанное Акаевым соглашение по разработке золота Кумтора была пересмотрено.
           
После апрельского госпереворота отдельные члены ВП и их приближенные занимались получением откатов и поисками фамилии «Бакиев» в списках частных инвесторов. Их там не оказалось. Тогда революционеры занялись грабежами и мародерствами, разделом имущества  прежних властей, успокаивая себя и, оправдывая свои действия тем, что имущество прежние хозяева приобрели незаконным путем.
           
Доказать причастность отдельных членов ВП  к повторной переделке золота  Кумтора занятие практически безнадежное. Пока они у власти. Многие аферы делались отдельными личностями нагло за закрытыми дверями, и позволили им разбогатеть после апрельской революции.
           
Мы  волею судьбы стали живыми свидетелями аферами века, связанными с разделами золота  «Кумтора», «Жеруй», «Талды-Булак-Левобережный», «Иштанберди» и многих других природных богатств страны. Но метод борьбы для защиты чести страны и возврата народу Кыргызстана достойной доли от  производства золота Кумтора, с точностью до ста процентов совпадает с теми методами, которыми власть Бакиева заставила сдаться аферистов века, разбогатевших за счет Кыргызстана, вкупе с кланом Акаевых.
Вскоре Бакиев зажал аферистов века к стенке, угрожая национализировать рудник. Цель была ясна. Надо было узаконить те акции, которые Кыргызстан сумел  отнять у «Центерры-Голд» и, которые были проданы в угоду семье  Акаевых его Премьером Чудиновым.
           
Почти через четыре года отдельные члены ВП уже в ранге членов Правительства или руководителей фракций парламента пытаются поступить точно таким же образом - через СМИ разоблачают аферистов века. Добавив сюда экологическую безопасность и судьбы наших потомков, а также несправедливое распределение  продукции  Кумтора и т.д.
           
Комиссии обнародовали свои выводы по Соглашению, подписанному между Кумтором и Кыргызстаном, одна от корпуса депутатов во главе с С. Жапаровым, другая от Правительства, но с удивительно схожими выводами. Но обе комиссии молчат по поводу частных инвесторов.
           
То, что обнародовано комиссией депутата С. Жапарова в части защиты экологии, увеличения доли Кыргызстана  – это правда. Правда и то, что проблема Кумтора стала не только экономической, экологической, но и политической разменной монетой для властей. И как это ни прискорбно, но само правительство активно лоббирует интересы  «аферистов века».
Садыр Жапаров как  достаточно трезвый и грамотный гражданин и политик, очень правильно и главное, во время  поднял проблемы Кумтора. Но он, повторяюсь, как и Темир Сариев ни разу, ни словечком не обмолвился о судьбе частных инвесторов
 
«ЖЕРУЙ»
           
Правительство Кыргызстана  объявило открытый торг на продажу лицензии на разработку золота «Жеруй». Условия продажи - 100 млн. долларов США в виде предоплаты. Плюс каждый год казна должна получать чуть  более 100 млн. долларов в год в виде налогов.
За весь срок работы проекта Кыргызстан должен получить около 1,5 млрд долларов США, когда инвестор будет иметь более 5 млрд долларов США. А это менее 33 процентов предполагаемой прибыли от проекта «Жеруй». Такова предварительная оценка экспертов, в том числе и зарубежных. Это афера века – 2.
           
Мы предлагаем продавать золото «Жеруй» по тендеру. Как минимум 65% от выпускаемой продукции в виде золотых слитков должно принадлежать Кыргызстану. Или мы глупее монголов? А вот от остальной части продукции инвестор должен производить отчисления  в виде налогов, в соцфонд, в фонд заработной платы, строить рудник  и т.д.  Но это не выгодно нашим властям. Тогда в  их карманы ничего не попадет.
 
«ИШТАНБЕРДИ»
             
Золотой рудник «Иштанберди» имеет запасы золота более тридцати тонн, что в долларовом эквиваленте, по минимальным расценкам, составляет 1,6 млрд долларов США. Разработку этого месторождения наше Правительство отдало китайским инвесторам  за какие-то  200 млн. кредита, то есть бесплатно, так как кредиты придется возвращать. Ещё и с процентами. Эти долговые средства предназначены для реконструкции автодороги Ош-Иркештам. Естественно по этой  дороге  в основном будут ездить китайские автомашины.
 
Инвесторы из Китая бывают государственные и негосударственные. Рудник отдали негосударственным инвесторам, а это предполагает, что какая-то группа чиновников и депутатов «сидят в доле». Следовательно, это афера – 3.
 
Что интересно, по современным технологиям, в любой стране, где рабочие получают зарплату в десятки раз выше чем наши, строительство одного километра дороги обходится государству в миллион долларов США. У нас реконструкция (ремонт) одного километра обходится в миллион, а строительство в разы дороже. Чем это объясняется? Но эта тема другая и выходит за рамки поднятой в данной статье проблемы.
 
Вернемся к Кумтору и сделаем свои выводы:
 
Метод и требования, которыми добивается нынешнее Правительство КР и которыми добивалось Правительство Бакиева в 2009 году, абсолютно идентичны. Ни комиссия Т. Сариева, ни комиссия С. Жапарова не затронули интересы или законность существования частных акционеров, которые владеют 33 процентами акций «Центерры-Голд». Наоборот, и президент, и премьер утверждают, что частные инвесторы не известны и их трудно уточнить. Когда продаются акции каких-то предприятий, покупатель обязательно оставляет данные о себе. Все процедуры продажи акций оформляются, вносятся в базу данных и сохраняются.
 
Нынешние руководители государства заявляют о повышении поступлений налоговых отчислений от Кумтора, им вторят дежурные эксперты и некоторые журналисты, но они умалчивают факт, что изначально доля Кыргызстана в проекте «Кумтор» составляла 70 процентов.
 
Чтобы народ не остался ни с чем, что мы должны сделать?
      
Экологи, правозащитники должны подать в межрайонный суд г.Бишкек жалобу на действия и бездействия  Правительства КР, которое составляло заведомо кабальные для Кыргызстана  договоры и т.д. И в судебном порядке добиваться  отмены всех соглашений, подписанных,  как заведомо невыгодные коммерческие сделки. Благо, Гражданский Кодекс КР позволяет подавать исковые жалобы в межрайонный суд г. Бишкек, даже отдельно взятым гражданам КР.
           
То, что согласно генеральному Соглашению, подписанному и ратифицированному Парламентом КР, получение одностороннего обязательства «об отказе решить спорные вопросы через суды Кыргызстана, а в случае возникновения спора обращаться в международные  суды»  не в счет. Оно противоречит Кыргызскому законодательству и Международному праву, тем более, Соглашение антиконституционно.
 
В суде необходимо выяснить – инвестор ли компания «Сиабеко» и «Комеко»? Если инвестор, то какую сумму как инвестор он внес из своих личных средств? Выяснить, как распределены доли между «главным офисом» и его дочерними предприятиями.
 
Необходимо учесть,  что после обнародования и принятия Постановлений Парламента  КР об итогах  работы комиссий С. Жапарова и Т. Сариева уже возникли  правовые аспекты, доказательные базы для  возбуждения уголовного дела.
 
Далее, представители Гражданского сектора, частные граждане как налогоплательщики или само государство должны инициировать подачу искового заявления  в суд о возмещении материального ущерба,  компенсации за нарушения экологии региона и т.д.  Если верить, что гипотетически  рудник Кумтор  на 100% перейдет  под юрисдикцию Кыргызстана, это не означает, что  проблема экологии  региона будет исчерпана.
         
Нынешняя власть А. Атамбаева, Ж. Сатыбалдиева и Парламент страны, если хотят служить народу, должны добиваться денонсации соглашения или национализации той части акций, которые принадлежат «частным инвесторам». Тогда доля Кыргызстана автоматически достигнет  66 процентов. Параллельно провести вышеуказанные мероприятия, чтобы аферисты века в лице «КОК», «Центерры-Голд» и т.д. весь ущерб, который они нанесли экологии Кыргызстана,  возмещали за свой счет. Я имею виду, чтобы ущерб восстанавливался только за  счет  34% акций  «Центерры Голд». А потом  государство решит вопрос - пролонгировать или нет  Соглашение от 2009 года?
           
Нельзя допустить, чтобы  в будущем золото 11 месторождений, указанных в «Стратегии развития Кыргызстана до 2017 года», запасы которых  составляют  как минимум  850-880 тонн, а ожидаемая прибыль составляет не менее чем  46 млрд. долларов США, постигла та же участь, что и  Кумтор (пропорция раздела золото 33-33-34). Ведь на них  давно уже  положили глаз «сильные мира сего».
           
Мы знаем, как разворовывались и распродавались наши заводы и фабрики, кто продал оборудование уникальнейших заводов в Китай на металлолом. Поэтому пора принять  новый Закон КР «О недрах» запрещающий частным лицам под прикрытием «частного инвестора», не вкладывая свои средства,  иметь доли при освоении  золота, железа, алюминия, редких и драгметаллов. Либо объявить мораторий на их добычу лет на 50.  Потому что при таком уровне коррупции, как сейчас, все равно какая-то часть прибыли от освоения этих месторождений окажется в карманах отдельных аферистов века, которых нынче во властных структурах хоть пруд пруди.
           
Те, кто через СМИ заявляют, что у нас нет опыта ведения  арбитражных споров в международных судах, нет адвокатов, владеющих английским языком и опытом  ведения судебных процессов и т.д., отрабатывает те гонорары, которыми им затыкают рты нужные люди «с той  стороны границы». Адвокатов у нас предостаточно, ибо наша юриспруденция связана с романо-германской, англосаксонской системой права и обучение юристов, ведение судебных процессов у  нас производятся как раз на основе этих систем прав, берущих свои истоки еще от Римского права. А на счет английского языка, для этого существуют переводчики.
       
Просто, Правительство КР должно быть заинтересовано в исходе судебных процессов в пользу Кыргызстана и посылать на процессы своих представителей.
        
Почему наши правители не хотят понять, что необходимо соблюдение поэтапности в  решении вопроса с Кумтором через национальные судебные инстанции Кыргызской Республики. Мы находимся на своей территории, в своем государстве и первоначальные судебные решения должны быть вынесены нашими судьями. Вот тогда и будет выявлена коррупционная схема или схемы, которые будут способствовать выигрышу в международных судах нашей стороной.
 
Все прекрасно знают, что авантюристы из Канады начали строить золоторудный комбинат и осваивать Кумтор за счет кредита, под гарантию Правительства КР.
 
А то, что канадцы не вложили в проект «Кумтор» ни тыйына, заставит их призадуматься и самим искать компромисс с кыргызской стороной, потому что КАНАДЦЫ, ДОБЫВАЮЩИЕ ЗОЛОТО НА КУМТОРЕ,  НЕ ИНВЕСТОРЫ, А  ПОДРЯДЧИКИ!
 
А договор о добыче золота на Кумторе не имеет статуса Межгосударственного соглашения.
 
Почему об этом молчит Жанторо Сатыбалдиев? Более того, он хвастается тем, что за 1 доллар США Кыргызстан купит хвостохранилище  Кумтора? Канадцы и за сотни млн. долларов продали бы эту «головную боль».
 
У нас мало проблем с другими хвостохранилищами, которые и без отходов Кумтора представляют огромную опасность не только для Кыргызстана?
 
Садыржан ЧОРОЕВ