Как гласит народная мудрость, свято место пусто не бывает. В последнее время религия стала наполнять собой вакуум, образовавшийся в сфере воспитания подрастающего поколения. Роль государства в этом направлении сведена практически к нулю. Хотя с момента приобретения республикой независимости не прекращаются разговоры об отсутствии, а значит, необходимости выработки собственной государственной идеологии.
 
На чем она должна основываться, как строиться, как воспитывать граждан Кыргызстана, как сохранить историю и культуру страны, рассказывает ИА «24.kg» манасовед, профессор Жылдыз Орозбекова.  
 
- Сегодня множество молодых людей, скажем так, «уходят в религию». С чем вы это связываете?
 
- Конечно, с отсутствием единой государственной идеологии, о необходимости которой говорится много, но практически ничего не делается. Религия - это не есть плохо, но случаи религиозного фанатизма, которые наблюдаются в КР в последнее время, неуместны в обществе в подобных - крайних - проявлениях.
 
- А в чем проявляется религиозный фанатизм в нашем обществе?
 
- К примеру, в восточных мусульманских странах хиджаб - предмет национальной одежды, потребность в которой появилась как необходимость. В арабских пустынях хиджаб спасал от жары, чтобы песок не попадал в глаза, нос, рот. Религиозная составляющая хиджаба - женщины его надевают в качестве наказания, очищения от греха. А в КР хиджаб пришел вместе с исламом. Молодые незамужние девушки все чаще одеваются во все черное, покрывают голову черным платком, что противоречит кыргызской культуре.
 
Кыргызские девушки никогда не закутывались в черные одеяния. Черный платок в течение года после смерти мужа носила вдова, а после она вновь облачалась в свою повседневную одежду. Сейчас искажено и значение белого платка. Девушка надевала белый платок в день свадьбы, что олицетворяло собой счастье, радость, любовь, рождение детей. После свадьбы молодая женщина носила тюбетейку, после рождения первого ребенка - платок (прежде всего из гигиенических соображений). Девочки 8-9 лет носили головные уборы - те же тюбетейки - и платья чуть ниже колен, с жилеткой. А с 10-11 лет им заплетали 40 косичек, это означало, что она созрела для замужества.
 
Сейчас символическое значение того же белого платка утрачивается, к сожалению. Наши девушки-мусульманки, видимо, не знают, что в исламе представительницы прекрасной половины могут ходить в брюках или джинсах и носить яркую одежду, при этом прикрывая голову платком. Важно, чтобы одежда не обтягивала тело. Чтобы не впадать в крайности, молодежь должна быть более грамотной в вопросах религии.
 
- Религиозной грамотности учит духовенство. Мы живем в светском государстве...
 
- Религиоведение можно преподавать в вузах. Основы того же ислама можно изучать и на лекциях по культурологии. Человек должен понимать суть и идею ислама, призванного помогать человеку не только в духовном плане, но и в быту. В свою очередь проповедники ислама должны учитывать культуру, традиции народа, которые складывались естественным путем тысячелетиями и помогали ему жить, а то и выживать. Почему, принимая ту или иную религию, люди должны отказываться от своей культуры? Фанатизм в религии - это прямой откат назад. Культура должна и может вплетаться в ислам, что является одним из условий развития народа.
 
- Но суннизм ханафитского толка, который сформировался в КР, подразумевает принятие местных обычаев и традиций...  
 
- В последние годы исконно кыргызские традиции отодвигаются на задний план, верующие забывают свои корни, культуру. Современный ислам в КР искажает и фальсифицирует духовные традиции кыргызов. Представители духовенства говорят одно, а делают другое. А молодежь с ее максимализмом смотрит им в рот. К примеру, появилось течение даваатистов, представители которого могут, оставив свои семьи, месяцами путешествовать, проповедуя религию. Как молодой и энергичный человек вместо того, чтобы трудиться на благо своей семьи и страны, может оставить дом и семью надолго?
 
К сожалению, людей, которые совершают ритуалы и обряды, полагая, что суть ислама только в этом, с каждым днем становится больше. Большинство из них не имеют надлежащего религиозного образования. А ислам - религия созидательная, миролюбивая, которая предполагает не только пятикратное чтение намаза и знание сур Корана, но и упорный труд, заботу о своей семье.
 
- В Кыргызстане существуют и другие религиозные конфессии...
 
- Для кыргызов ислам - религия очень молодая. Вплоть до 15-16 веков кыргызы были язычниками. С приходом ислама, который получил распространение на юге, многие языческие традиции и обычаи вплетались в него. В итоге грань между мусульманскими и языческими традициями практически стерлась, что, в принципе, характерно и для христианства.
 
Элементы шаманизма в ханафитском исламе до сих пор сохраняются и не противоречат мусульманским традициям. В эпосе «Манас» отображены элементы не только ислама, но и христианства, буддизма. К примеру, отец Манаса Джакып просит Бога (а не камни, горы или огонь) подарить ему сына. При этом все свои просьбы он озвучивает у священного родника, повязав ленту на священное дерево, к которому он совершил паломничество. В этой ситуации переплетаются паломничество (элемент христианства), обращение к Богу (ислам), поклонение роднику (язычество), привязывание ленты к дереву (бурханизм).
 
- Но Манас воспринимается многими как некий сказочный, литературный персонаж. Или это все же реальный герой?
 
- Сказительское мастерство - это своего рода генетический код, который может передаваться не только от отца к сыну и другим родственникам. Сейчас феномен манасчи и сам эпос воспринимаются неоднозначно. Существует мнение, что сказители пришли из другого мира. Но это, конечно, перебор.
 
По мнению большинства ученых, эпос возник в 7-8 веках. В советское время он воспринимался как художественный памятник, и в течение почти 70 лет мы изучали его как литературное произведение. История кыргызов мало изучена, поэтому многие ее подробности и факты утрачены. Я же все больше прихожу к мысли, что Манас был исторической личностью. Судя по эпосу, эпоха Манаса охватывает огромный промежуток времени и опирается на исторические факты - войны между кыргызами и уйгурами, о которых имеются орхоно-енисейские свидетельства, описываются сражения с караханидами, а также монгольское и алтайское нашествия. Доказательством существования такой личности, как Манас, являются и топографические исследования. К примеру, на Алтае есть озеро Манас, трасса Чуй. Да и многие другие географические названия на Алтае схожи с нашими.
 
- Сейчас все чаще звучат призывы взять эпос «Манас» в основу государственной идеологии. Сможет ли он выполнять такую стратегическую функцию?
 
- Уже три года, как манасоведение введено в вузы как предмет. Он становится все популярнее. Молодежь интересуется социальным положением, политическими взглядами отцов - основателей государства. Эпос «Манас» насыщен этическими нормами, патриотизмом. Это именно то, чего не хватает молодежи сегодня. Существует проблема нехватки фольклористов, манасчи, которые должны бы заниматься манасоведением. Сейчас предмет преподают литературоведы.
 
Многие считают, что эпос нужно преподавать студентам в рамках культурологических, философских, литературоведческих или этнографических знаний. Но эпос «Манас» - не литературное произведение, он не имеет аналогов по объему, смыслу, содержанию, это многогранный энциклопедический феномен, который призван стать первоосновой нашей идеологии. К сожалению, молодежи сложно воспринимать народное наследие. Необходимо помочь ей не забыть свою историю и культуру. Для этого необходимо заинтересовать молодых людей всем богатством знаний, которые содержатся в эпосе.
 
- Можно ли приобщить к изучению эпоса молодежь XXI века?
 
- Конечно, граждан КР нужно воспитывать с пеленок, детского сада. Сейчас наши дети растут вместе с Шреком, то есть ориентированы на американскую культуру. Чтобы исправить ситуацию, нужно снимать интересные фильмы о Манасе, Семетее и Сейтеке. Почему бы в школах не создать организации по типу тех же пионерских, только на принципах, прописанных в эпосе? «Манас» содержит в себе сказки, легенды, притчи, по которым можно писать книги, снимать кино, мультфильмы. Но, к сожалению, такие идеи озвучиваются с высоких трибун и тут же забываются. В канун тысячелетия эпоса в некоторых школах ученики активно изучали семь заповедей Манаса, сам эпос. А после акции обо всем забыли.
 
Именно на эпосе можно воспитывать граждан Кыргызстана. А у нас до сих пор нет ни культурного, ни научного центра по изучению «Манаса». В том же Китае до сих пор не возьмут на государственную и военную службу человека, не знающего историю, культуру своей страны. Ведь подобные знания важны для управления государством, поскольку дают возможность лучше понимать свой народ, его менталитет.
 
Источник: «24.kg».