Разрыв в уровне развития составляет те же самые три раза.
«Вызов номер один — это необходимость обеспечить не только устойчивый, но и быстрый экономический рост в Центральной Азии», — заявил председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов, открывая бизнес-форум.
По его словам, это основа к улучшению качества жизни в регионе, а также роли ЦА на мировом уровне. С 2000 года ВВП на душу населения в Центральной Азии увеличился почти в три раза. Но даже такого роста недостаточно для достижения уровня развития стран.
«Разрыв в уровне развития составляет те же самые три раза. Уровень бедности в некоторых государствах региона все еще довольно высок в сравнении со средними показателями стран с низким и средним уровнем дохода. Иногда приходится слушать мнение, что на сырьевой специализации можно жить, а развивать промышленные силы. Но с таким тезисом сложно согласиться. Во-первых, путь сырьевой специализации доступен не для всех государств региона. Во-вторых, ключевым фактором достижения быстрого и устойчивого роста является повышение уровня индустриализации. Разрыв между уровнем индустриализации региона и странами со средним уровнем дохода остается, к сожалению, значительным в Центральной Азии. Чтобы его сократить, промышленное производство должно вырасти почти в 1,5 раза», — подчеркнул Николай Подгузов.
Еще одним вызовом в регионе он считает транспортную связанность.
«Пять из пяти государств Центральной Азии не имеют выхода к океану. Удаленность от мировых рынков и высокие затраты на транзит налагают серьезные ограничения на развитие стран. Торговые издержки сильно вырастают, почти на 40 процентов, по нашим оценкам. К чему это приводит? Сокращаются маржа и прибыль, встроиться в глобальные цепочки стоимости трудно. Это слишком дорого и далеко. Некоторые производственные ниши не имеют в этом шансы даже возникнуть, потому что издержки слишком высоки. Именно поэтому Евразийский банк развития предлагает концепцию Евразийского транспортного каркаса», — сказал глава ЕАБР.
Улучшение транспортной связанности стран Центральной Азии означает сокращение издержек, а сам регион получает шанс стать транспортным перекрестком Евразии.
Николай Подгузов
По его словам, такого в ЦА не было никогда.
«Даже во времена Шелкового пути торговые маршруты были широтными по направлению Запад — Восток, а сейчас прибавляются медианными по направлению Север — Юг. Это, на мой взгляд, исторический шанс для Центральной Азии», — заключил Николай Подгузов.
Ссылка: https://24.kg/ekonomika/297789/