Журналист Нарын Айыптын батири камакка алынды. Башкы прокурор Индира Жолдубаева “президенттин аброюна шек келтирди” деп Zanoza.kg сайтынын үстүнөн сотко үчүнчү арызды бергени кабарланды.


Ошондой эле Башкы прокурор Нарын Айыптан 3 млн сом талап кылууда. Буга журналисттин 2015-жылдын 22-октябрында Zanoza.kg ссайтында “Миллионы от президента: за чей счет банкет на самом деле?” деп аталган макаласы себеп болгон. Анда Нарын Айып президенттик фонддон берилип жаткан акчалай жардамдар тууралуу жазып, бул акчалар мыйзамсыз келген акчаларбы деген суроо салган болчу.

 

15-мартта судья Гүльчехра Оморова 2 аныктама чыгарды:


- Zanoza.kg сайтындагы макаланы алып салуу;


- Нарын Айып жашаган батирин камакка алуу.

 

Булак: Каганат

 

А биз Нарын Айыптын “Миллионы от президента: за чей счет банкет на самом деле?” макаласын сунуштайбыз:

 

 

Миллионы от президента: за чей счет банкет на самом деле?

 

Вчера мы узнали, что президент Алмазбек Атамбаев выделил 1,2 млн сомов для приобретения жилья матери тройни Жылдыз Казиевой, которая сама страдает церебральным параличом. В субботу президент выделил 1,114 млн на капитальный ремонт спортивного зала средней школы села Достук Нарынской области, а также 3 млн на капремонт здания театра имени Касымалы Джантошева в Караколе Иссык-Кульской области.

 

Три недели назад, 29 сентября, Атамбаев оказал финансовую поддержку шести социальным учреждениям для престарелых и инвалидов в Бишкеке, Сузаке, Сулюкте, Таласе, Токтогуле и Чуйской области на общую сумму 5,45 млн сомов, а за две недели до этого выдал по 100 тысяч сомов семьям умерших народного артиста Эрмека Мойдунова и народного писателя Казата Акматова.

 

В начале сентября Атамбаев выделил миллион сомов на проведение III международного фестиваля эпической культуры "Эпосы народов мира". Все эти средства были взяты из президентского фонда социальной защиты и поддержки, хотя капитальный ремонт каких-либо зданий, а также эпический фестиваль связать с социальной защитой можно только с натяжкой. Министров за такую нецелевую трату средств наказывают.

 

К тому же, чем тогда занимаются министерства культуры, социального развития или образования? При всех этих министерствах есть всевозможные фонды, существуют также различные творческие союзы со своими лит- и другими фондами. Но все они финансируются по остаточному принципу, а фонд президента – получается – имеет какой-то приоритетный источник финансов?

 

Или все это надо понимать как негласное начало президентской избирательной кампании? Однако Атамбаев много раз уже повторял, что в 2017 году баллотироваться в президенты не будет. Или президентских выборов в 2017 году не будет, а про 2016 год он ничего не говорил? Но он считает дни до окончания срока, а недавно таинственно сообщил, что через два года "центр тяжести принятия решений" сместится в парламент.

 

Раньше мы знали, что существует резервный фонд президента и/или президентский фонд, теперь всем помогает "президентский фонд социальной защиты и поддержки". Один ли тот же это фонд, в разных случаях по-разному называемый, или имеются три разных президентских фонда? Тогда, может быть, есть еще какие-то фонды, находящиеся в подчинении президента, о которых мы просто еще не слышали?

 

На сайте управления делами президента и правительства упоминаются в разных местах все три фонда, а два из них перечисляются через запятую в одном абзаце. Приводятся даже имена людей, ответственных (не руководителей, а ответственных) за учет и инвентаризацию средств в этих фондах, а также правильное их передвижение, но хотелось бы все-таки знать об этом больше – устав фонда, положение, руководство и так далее.

 

По информации знающих людей, накопления президентского фонда социальной защиты и поддержки делаются на специальном банковском счете, однако историю движения средств на нем, а также название банка и объемы накопленных средств узнать трудно. Но почему бы не открыть информацию, чтобы и простые граждане перечисляли туда средства, а не только президент страдал из-за зданий театров, находящихся в аварийном состоянии?

 

А президент уже стал "театралом" – на встрече с жителями города Нарына в конце сентября он пообещал помочь и местному областному драмтеатру, здание которого было построено в 1977 году и с тех пор не видело ремонта: "При людях даю обещание, что на капитальный ремонт здания и обновление крыши будет выделено 25 млн сомов". Или это не из президентского фонда? Тогда надо, наверное, спрашивать Минкультуры?

 

25 млн сомов – это все-таки большие средства, если учесть, что весь бюджет президентского фонда социальной защиты и поддержки за 2014 год составил более 12 млн сомов (но точных данных в публичном пространстве нет). В 2012 году - всего 400 тыс. сомов. В 2013-м - 500 тыс. сомов.

 

Но в текущем году расходы из него неимоверно возросли, поэтому тем более интересны какие-либо нормативно-правовые документы о фонде, а также механизмы накопления и расходования средств из него.

 

"Каких-то нормированных сумм нет. Желающие могут получить у нас банковский расчетный счет, на котором и производятся накопления, и перечислить хоть 5 тыйынов", - говорили как-то в управделами.

 

Нам говорят, что президентский фонд социальной защиты и поддержки формируется из внебюджетных средств, а резервный фонд – из бюджета. Если богатые бизнесмены (или еще кто) вносят средства в этот внебюджетный фонд в добровольном, добровольно-принудительном или принудительном порядке, хотелось бы также знать, как учитываются эти средства, кого мы должны благодарить за спонсорство и кто является директором фонда?


Может быть, фонд существует на проценты от каких-то вкладов, как нобелевский? Тогда есть ли при нем наблюдательный совет? И как на счет остальных фондов? Чем регулируется их деятельность и кто имеет право менять правила? Что нужно сделать, чтобы попасть в число благотворителей? Есть ли почетные вкладчики? И вкладывает ли сам президент деньги в этот фонд из собственных средств?

 

Узнать это почти невозможно, в лучшем случае вам ответят, что надо подождать. Мы говорим про прозрачность, а сами многое скрываем. С кого меценатам брать пример? Даже настойчивым журналистам информация дается дозированная, а все эти разговоры про честность и справедливость – лакировка действительности. И никто не добьется большего. Как выразился когда-то знаменитый бразилец Пеле, "мы забьем вам столько голов, сколько захотим, а вы нам забьете столько, сколько сможете".

 

Чингиз Айтматов как-то сказал про политику социальной поддержки в прежнем Советском Союзе: власти сначала общипывают народ как курицу, так что, оставшись еще живая, но уже без перьев, ей не остается ничего, кроме как жаться к ногам хозяина. А если он еще будет подбрасывать ей время от времени зернышек, она уже никогда никуда не уйдет и весь свой век будет хвалить добродетеля.

 

Одним из признаков авторитарного правления является как раз централизованный сбор всего, что можно, и такое же централизованное распределение благ. Некоторые называют это "принципом лесоповала": когда рубят лес, возникают просеки, но все эти просеки соединяются через центральный проезд, так что ни из одной просеки ни в одну другую нельзя проехать напрямую – только через центр.

 

В такой центр в нынешнем Кыргызстане превращается президент и его аппарат, монополизировавшие даже благотворительность. Помогать людям можно и нужно, для этого и создаются во всем мире благотворительные фонды, распределяющие гранты. Но средства туда должны поступать открыто и открыто распределяться, иначе можно уподобиться Рыспеку Акматбаеву, который тоже многим помогал и даже построил в Чолпон-Ате мечеть.

 

Атамбаев сказал в июле, что "Бог дал" ему много денег, но не пытается ли он сам уподобиться Богу, раздавая нуждающимся миллионы по своему усмотрению и лично? Но про историю о том, как на самом деле Атамбаев стал миллионером, лучше не вспоминать. Об этом уже рассказывал в интервью Аскар Акаев и прекрасно знал покойный Чингиз Айтматов, который передал 50 млн рублей Союзу писателей на развитие литературы, передал, со слов Акаева, как раз сотруднику Союза писателей Атамбаеву.

 

Не является ли сбор средств в президентские фонды злоупотреблением служебным положением? Директора школ тоже гордятся своими фондами, созданными из средств родителей учащихся, которым просто деваться некуда.

 

Как когда-то Турдакун Усубалиев стал "главным архитектором и строителем" Кыргызстана, так Атамбаев теперь – главный попечитель сирых и обездоленных. Он к тому же и ГЭСы с линиями электропередач строит, и подстанции возводит, и железные дороги прокладывает. И в борьбе с коррупцией или проведении различных фестивалей и всемирных игр тоже с президентом никто не сравнится.

 

Только вот величина бюджета аппарата президента неизвестна точно – в управлении делами говорят о 120 млн сомов в 2014 году, знающие же депутаты утверждают, что эту цифру надо, как минимум, удесятерить, а бюджет Жогорку Кенеша составляет около 800 миллионов. Если депутаты правы, насколько это оправданно в парламентской республике, что на одного президента тратится больше, чем на весь парламент?

 

В любом случае президент и его помощники определенно знают секрет "тумбочки, где деньги лежат". В прошлом декабре Атамбаев, подводя итоги года, заявил, что, несмотря на то что за три года его президентства в республике не было построено ни одного промышленного предприятия, страна за этот срок вдвое увеличила доходную часть бюджета.

 

Нарын Айып
URL: http://zanoza.kg/326553