Печать
Общество
Просмотров: 1018

Героизм и мужество - духовные ценности, мерило великого качества народности, бесстрашного непокоренного духа нации, чести и достоинства нации, проявление духовности народа.

 

У кыргызов мужество прославлялось из поколения в поколение, есть герои, чьи имена вспоминают с теплотой. Мы никогда не ошибемся, назвав образцом мужества и прозорливости Эр Солтоноя, который даже в 90 лет скакал на коне, схватывался с калмаками.Кубата бия, переписывавшегося с императором Китая, объединившего кыргызов. Байзака болуша, который участвовал в уточнении границы между кыргызами и китайцами. Байтика, отрубившего голову бека Рахматуллы из Кокандского ханства в Пишпекской крепости. Сражавшихся до последней капли крови с калмаками Садыра, Тулоберди, Бердике, Ныша, Итима.  Эр Солтоной в 93 года погиб на коне в сражении на берегу реки Сокулук в неравной схватке с калмаками поздней осенью 1733 года. Вот это можно назвать примером мужества и героизма.

 

Или возьмем Бердике батыра. Судя по оставшимся от отцов детям великим словам, Бердике батыр стал известен народу и остался на устах у народа при освобождении кыргызской земли от джунгаров вместе с Эр Солтоноем, Итимом батыром, от народа солто Жайыломи Кошоем, от саяков с храбрым Садыром, от сарбагышей с Атаке батыром. Бился в гуще врагов, не слезая с неоседланного коня, рубил саблей, валил наповал бердышем. Вместе с героями, старше и младше себя по возрасту, вытеснил калмаков из Таласской долины, Чуя, Кемина, север Иссык-Куля освободил от захватчиков, три года находился на побережье, был провозглашен Бердике ханом. Поздней Бердике приехал в Талас, выступил против кокандского бия Эрдене, после этого трагического набега в Андижане шпионы Эрдене бия случайно убили его пущенной отравленной стрелой, так говорится в родословной.

 

Такова традиция героизма, идущая от отца к сыну. Героизм батыра испытывается перед лицом врага, батыр приносит клятву бесстрашия перед смертью. Мужество и героизм это не лист бумаги или железка, выданная правительством, мужество это то, что передается от отца к сыну, из поколения в поколение.

 

Конечно, в последние 25 лет забыли о мужестве, перестают ценить героизм. Один из докторов исторических наук восхищается и прославляет «Азамат Алтай – вестник идей свободы, ветер свободы в Ала-Тоо». Эх, смотри, какое короткое историческое сознание!!!

 

Судьба Азамата Алтая заслуживает жалости. Нельзя критиковать судьбу этого человека. Не дай бог человеку такой судьбы.

 

Суть не в Азамате Алтае, суть в молодцах, которые возвеличивают его до небес, превращая в героя свободы. Если Азамат Алтай истинный патриот, тогда, оказывается, Чолпонбай Тулебердиевсовершил глупость, подставив грудь под амбразуру врага и погибший. Если Азамат Алтай герой свободы, тогда кем является для историков Чолпонбай Тулебердиев? Террорист-смертник? Идеализация Азамата Алтая это предательство отцов, погибших в Великой Отечественной войне.

 

Спора нет, с каждой сменой эпохи сменяются и ценности, изменяются, это закономерно. Разумеется, мужество и героизм это вечные ценности. Во все времена останется героем Эр Солтоной, защищавший свой народ и землю в 93 года, погибший в сражении с калмаками. По аналогии с этим, героизм, мужество Чолпонбая Тулебердиева тоже бессмертно, вечно. Доктора исторических наук сводят на нет героизм и мужество, навязывают народу свое видение истории отечества. Говоря точней, отвергать героизм старших братьев как Чолпонбай это не только историческая ошибка, но и вина перед историей.

 

Да,  в советское время было много заблуждений, много ошибок. Обвинили сотни, тысячи невиновных людей, отправили под расстрел. В годы Великой Отечественной войны И. Сталин отдал приказ чрезвычайно сурово наказывать попавших в плен военнопленных. Это был вынужденный шаг. Если бы он не пошел на этот шаг, тогда СССР не смог бы победить фашистскую Германию. Судьба Азамата Алтая была разрушена так же, как судьба тысяч военнопленных.

 

Не только в плену, но и на полях войны героизм не всегда оценивается. Ясное дело, остается неоцененным по справедливости героизм тысяч и тысяч бойцов в годы Великой Отечественной войны. Потому что героизм не совершается специально. Так и здесь, стыдно человеку делать одолжение за службу родине. Спасший упавшую на рельсы в московском метро женщину кыргыз джигит прыгнул не для того, чтобы совершить героизм. Героизм этого джигита можно сравнить с героизмом Чолпонбая Тулебердиева.

 

В родословных говорится, что Кубат бий отрезал кусок плоти с груди Бурго батыра. И тогда не подал звука Бурго, он оказался прославленным человеком на устах народа своими многими и многими героическими поступками в сражениях с калмаками. Из истории известно, что Бурго не забежал в гущу казахов или калмаков, обидевшись на Кубата бия, не пошел на враждебные дела, а выдал свою дочь Ак Шербет за Агышайбека - сына бия. Таким образом, в жизни встречаются случаи, когда не военнопленные на войне, но и герои получали неправильное наказание.

 

Не то что попавший в плен на войне Азамат Алтай, а праведно служившие народу, государству Жусуп АбдрахмановБаялы Исакеев,Эшеналы АрабаевКасым Тыныстанов были без вины обвинены и расстреляны. Они оставались верны своему народу и земле до последней минуты жизни, и не говорили недовольства родине за то, что она без вины обвинила их. Самое главное, они не хотели перебежать к США, стать вестниками свободы.

 

Это и есть служение родине. За родину не только теряют кусок плоти с груди как Бурго батыр, а за родину без вины уходят под расстрел как Жусуп Абдырахманов. Это судьба. Это судьба человека, судьба служения Отечеству.

 

Кыргызы говорят «кто ставит кирпич, тот получает кирпич, кто ставит камень, получает камень». Нам хотелось бы сказать кыргызским историкам, история требует точного справедливого отношения. Нам нельзя забывать, что тень от чрезмерной похвалы кого-то загораживает солнце, роняет тень на историю. Описывать поворот хорошо выпрямленным, искажать прошлое – если это не сознательное преступление по отношению к истории, то что тогда?!

 

 

Источник: газета «Кыргыз туусу» №46 от 14.06.2016/стр.5, перевод: gezitter.org