Печать
Политика
Просмотров: 463

Сегодня, 30 июня, Жогорку Кенеш VI созыва проведет итоговую сессию, после чего народные избранники отправятся отдыхать на два месяца. Почему среди народа активно поговаривают: "Уж лучше бы не было никакого парламента, чем этот"? Давайте вместе найдем ответы.

 

Нургазы Анаркулов, главный редактор газеты "Майдан.kg":

 

- В данное время во власти раскинули корни такие негативные явления, как подхалимство, двуличность. VI созыв Жогорку Кенеша не стал исключением. Интересно, какой чудесной силой обладает аппарат президента, чтобы депутаты его боялись? Ведь в Основном законе открыто написано, что у нас парламентское правление и мы сделали шаг в этом направлении? В будущем еще раз обсудят, почему призванный вершить судьбу страны парламент не управляет, а оказался в подчинении. Тогда могут быть привлечены к ответственности "авторы", добившиеся подчинения парламента.

 

Пока что у нас нет даже намека на парламентское правление. Если взять конкретно нынешний созыв, то он запомнится слабостью, трусостью, никчемностью, это худший парламент в истории Кыргызстана по уровню образования. Какие только обещания они не давали перед выборами. Как оказалось, они хотели каким-то образом пробиться во власть. Только считанные депутаты хотят служить народу, другие разбрасывались большими деньгами, обманывали народ. Кажется, они пришли в Жогорку Кенеш только для того, чтобы послужить власти. Ни по одному вопросу у парламента нет принципиальной позиции, они неспособны даже самостоятельно решить проблему одного айыл окмоту, вынуждены смотреть на верхушку. Должно быть стыдно. Вместо того чтобы сидеть в Белом доме и испытывать ненависть народа, они могли бы самораспуститься, чтобы сохранить остатки достоинства.

 

Тологон Келдибаев, лидер партии "Кыргыз Ата":

 

- Народ не уважает парламент, состоящий из олигархов, разбогатевших за счет воровства. Нет необходимости в том, чтобы рассказывать, как они добыли голоса. Народ все знает. Но Кыргызстан так и не добился парламентского правления, что указано в Основном законе, сохранилось президентское правление. После народного референдума 2010 года дважды прошли парламентские выборы. Так как не было ни одной партии, которая располагала бы достаточным количеством мандатов для формирования правительства, парламент был вынужден лишь утверждать кадры, предложенные президентом. Соответственно, по полномочиям парламент можно сравнить со "второй женой богача".

 

А какие обещания народу они давали год назад? Это были пустые слова. Нельзя на что-то надеяться, когда речь идет о перекупщиках, коммерсантах. В парламентских странах политические партии информируют общественность о плане работ за 5-10 лет в случае победы. После победы партийный лидер становится главой правительства. А у нас на должность главы правительства назначили Жанторо Сатыбалдиева, который не участвовал в выборах, никому не обещал улучшить жизнь народа,Темира Сариева, чья партия ранее проиграла, не приносящего пользу Ж. Оторбаева. Брюки других премьер-министров, кроме Оторбаева, порвались в самом неудачном месте. 90% из принятых парламентом законов попахивают коррупцией. В качестве примера можно привести в пример закон о выборах мэра.

 

Досалы Эсеналиев, медиаэксперт:

 

- С одной стороны, за это короткое время нам удалось добиться определенных успехов. Депутаты парламента показали пример, отказавшись от привилегий. Например, отказались от служебных авто, квартир, путевок и т.д. Но в то же время отказ от консультантов негативно сказался на их работе. Во-вторых, проделана определенная работа по принятию законов. По многим вопросам в парламенте были открытые дискуссии, в итоге не были допущены коррупционные дела. В то же время не удается перейти к настоящей парламентской системе правления.

 

Впервые победившая партия сформировала правительство, говорит: "Мы берем на себя ответственность". Но опять сформировавшая правительство коалиция большинства не становится для него опорой при выполнении правительственных программ, не берет на себя часть ответственности. Иногда они превращаются в оппозицию, топят правительство. Пример тому - недавно ушедшее в отставку правительство. Кроме того, новые правительства работают по программе ушедшего правительства, внося некоторые изменения.

 

Где обещания, которые указаны в предвыборных программах? Прошло шесть лет с тех пор, как мы решили реализовать проект "Безопасный город". До сих пор ничего не изменилось. Для реализации проекта не нужен весь парламент или все правительство, достаточно около десяти патриотов и политической воли!

Все эти явления говорят о том, что парламентская система еще не прижилась. Правительство опаздывает с принятием некоторых решений, например, по новой системе социальных тарифов для возделывающих земли фермеров. Скоро пройдет год с тех пор, как прошел митинг по этому вопросу. До сих пор не принято однозначное решение. Коалиция большинства должна была стать законной опорой в таких вопросах. А она продолжает инициировать невнятные законопроекты. Например, поспешно инициировали законопроект о внесении изменений в закон "О СМИ". Парламент портит свою репутацию, пытаясь принять закон, ограничивающий деятельность СМИ. Ведь основной вклад в формирование парламентской системы вносят СМИ. Отныне парламенту следует прислушиваться к общественности в своей работе.

 

Мавлян Аскарбеков, лидер партии "Эркин эл":

 

- Случилось то, что случилось. Нужно было думать еще перед выборами. Президент, его аппарат, ГКНБ, Генпрокуратура, суды должны были провести проверку со словами: "Кто будет участвовать на выборах?" Кто сегодня стал депутатом? Некоторые из них бандиты, есть молодцы, которые не учились, а работали на Ошском рынке, есть коррупционеры-миллионеры, которые грабили наш народ и страну, есть конъюнктурщики, готовые продать свою мать ради власти и должности. Не хотелось говорить что-то плохое, но такова правда.

Давали многочисленные обещания со словами: "Снизим тарифы на свет, социальные платежи будут справедливыми, за новорожденных будем платить по 50 тысяч сомов". Как говорил господин Дооронбек Садырбаев говорил: "Бедный кыргызский народ, впереди еще испытания, затяни пояса потуже". По-моему, это происходит из-за того, что власть проявляет безразличие или не верит в кыргызский народ. В противном случае бандиты, коррупционеры сидели бы в тюрьме, а не в парламенте.

 

В таких условиях возникает вопрос: "Что делать?" Я скажу, что роспуска этого парламента будет недостаточно. Если в 2017 году на президентских выборах придет достойный президент, то парламент нужно обязательно распускать. Должен быть достойный новый президент и парламент, которому доверяет народ. Но переходить от слов к делу нужно уже сейчас. Уважаемый президент, у меня к вам предложение. Осенью 2016 года состоятся выборы в местные кенеши. Нужно создать условия на этих выборах для новых людей, представителей нового поколения. Нужно качественно обновить местную власть. Новые люди будут проводить новые реформы, начнут решать проблемы народа и восстановят доверие к власти.

 

Вся проблема заключается в том, что в Жогорку Кенеш и в местные кенеши пробиваются прохвосты, которые руководствуются личными интересами. Если бы пришли достойные люди, то они обуздали бы коррупционеров и воров. Если будут такие перемены, то страна обязательно будет развиваться.

 

Осунбек Жамансариев, общественный деятель:

 

- Что касается обещаний, то пускай об этом расскажет человек, который осведомлен... Я хочу рассказать другое. В Жогорку Кенеше создается определенная структура - коалиция большинства и меньшинства. Приведу в пример только то, что происходило с принятием нового Основного закона - парламент V созыва поднимал большие, острые и многочисленные вопросы, депутаты часто обращались к вопросу о полномочиях парламента, работали активно. А нынешний ЖК проявляет сравнительную "незрелость", но я думаю, что после отпусков они вернутся с новыми силами и остальные 4 года отработают хорошо.

 

 

Источник: газета "Азия news" №26 от 30.06.2016 / стр. 4