Печать
Мнение эксперта
Просмотров: 2032
Б.Болотбеков: Эта Конституция ведет к разрушению государственной власти на корню

Сейчас выборы руководителей районов сопровождаются шумными скандалами (конечно, присутствие коррупционных элементов), некоторые новые акимы районов вынуждены оставить свои должности. С вопросом, находящимся в центре внимания людей, мы обратились к опытному в этом деле работнику, экс-губернатору Нарынской и Таласской областей господину Бейшену Болотбекову.
 
- Господин Бейшен, сейчас согласно Конституции, проходят выборы акимов, вокруг этого есть несколько скандальных дел. Такой выбор районного руководителя удовлетворяет вас?
 
- К сожалению, мы не усваиваем уроки прошлых событий. Так как руководители районов являются органом внутри исполнительной власти, выборы акима -  неправильное дело. Причина в том, что институт акимиатов был создан в 1992 году для того чтобы избавиться от таких грязных дел исполнительной власти. Тогда исполнительная власть была единым с представительскими органами, были Райкенеши, Облкенеши. В то время создали институт акимиатов, отделив его от представительских органов, уверовав, что следует назначать представителей исполнительной власти. Теперь, нарушая хороший указ, введенный 20 лет назад, в 2012 году мы должны снова вступить на старую дорогу?
 
- Ведь выборы акимов проводятся на основании Конституции?
 
- Все дело в этой Конституции. Эта Конституция ведет к разрушению государственной власти на корню. Потому что ЖК, создав коалицию, передал власть в руки правительства. Раз власть отдали правительству, то надо было до конца проявлять доверие, и руководителей исполнительной власти должно назначать правительство. Если эти акимы не справлялись со своей работой, то было несколько рычагов для снятия их с должности.
 
- Например, какие рычаги?
 
- Оказание недоверия депутатами районного или областного кенеша 2/3 голосами, проведение проверок вышестоящими органами  нижестоящих органов власти и другие пути. Все вы знаете, что, объявив войну коррупции, выборы акимов стали настоящим центром коррупции, все дальше набирающим силу. Не говоря уже о прочих, назовем один пример, который полностью подтвердит мои слова - это выборы акима Сокулукского района. Такие примеры говорят о том, что коррупция распространилась и набирает силу в районах, в айылах. Для избавления от таких явлений, в 1992 году был введен институт акимиатов. Поэтому такие выборы, безусловно,  наносят вред государственности. Поэтому акимы должны назначаться правительством. Иначе говоря, мы должны сохранить вертикаль власти. Точнее, по представлению губернатора должен назначаться аким, по представлению акима – руководитель айыл окмоту, тогда все будет правильно. В итоге, аким хорошо будет руководить районом, губернатор – областью, государственное руководство будет не сложным, результативным, сохранится вертикаль власти.
 
-  Какие еще отрицательные моменты вы наблюдали на выборах?
 
- Совсем не рассматривается ротация кадров. Если идти таким путем, то попробуй перевести из одного места в другое внутри одной области. Например, из Джеты-Огузского района в Кочкорский, оттуда в Джумгальский, не получится. Депутаты не пропустят. Без ротации кадров, не будет хороших результатов. Если бы было назначение, то решилась бы и проблема ротации. Сейчас стало видно, что в акимы приходят коррупционным путем не имеющие понятия о государственном управлении люди. Исполнительная власть должна быть исполнительной властью. В работе акимов теперь начнется самое интересное. Исполнительная власть начнет слабеть, так как они станут говорить «Нас избрали депутаты, депутатов избрал народ, мы избраны народом».
 
- Тогда, вы не согласны с инициативой ликвидации областей, да?
 
- Совсем не правильно ликвидировать области. Какой бы регион не был, его проблемы на 60-70% решаются на месте. Если ликвидируют области, то с разными мелкими вопросами, спорами и ссорами будут приезжать в правительство. Совсем неверно и утверждение об экономии бюджета за счет ликвидации областей. Так как проблемы области, которые разрешимы на месте, приезжая в центр, будут делаться двойные расходы. Поэтому нельзя ликвидировать области. Не сейчас, даже во время царской России были введены Каракольский кантон, Нарынский кантон. Позже, при правлении СССР, областному правлению тоже было придано важное значение.
 
-  Что вы думаете о «двухступенчатом бюджете» в свете этой проблемы?
 
- Это тоже неправильно. До этого в министерства финансов прибывали 40 представителей 40 районов, сдавали отчеты, сейчас из 459 айыл окмоту сдавать отчет приходят 459 человек? Областной бюджет напрямую готовится из республиканского бюджета. Если нет районного бюджета, то зачем нужны акимы? Поэтому «двухступенчатый бюджет» имеет неправильную основу.
 
- А вопрос объединения айыл окмоту? Тоже неверен?
 
- Можно объединить айыл окмоту. Действительно много маленьких айыл окмоту. Тут самое главное, надо смотреть на территорию. Например, нельзя объединить айылы, расположенные в 40-50 километрах друг от друга. Можно сказать, что объединение айыл окмоту - это срочное требование времени.
 
- Что вы скажете о закрытии казино?
 
- Надо было давно закрыть казино.  До этого этот вопрос поднимался, но по разным причинам не был рассмотрен. 500 млн. сом, поступающих в виде налогов государству от деятельности казино, можно найти в другом месте. Например, снизив потери электрической энергии. Сколько семей разрушено из-за казино, сколько молодых жизней загублено. Сколько лишившихся домов и квартир, машин, всего нажитого имущества? Такие шаги правительства и парламента очень верны.
 
-  Но ведь владельцы казино обещают вносить в казну государства не 500 млн., а 1 млрд. сом?
 
-  Не нужно, даже если будут платить больше. Их деньги не дороже уничтоженных жизней и разрушенных семей. Одним словом говоря, казино должны быть закрыты, я полностью поддерживаю такое предложение правительства!
 
Источник: газета «Азия news»
http://www.gezitter.org/politic/9091