Печать
Мнение эксперта
Просмотров: 2398

А.Келдибеков: С каждым днем заметно, что Бабанов неопытен

 


- Ахматбек мырза, вы побывали на ежегодном торжественном завтраке у Обамы, за океаном. В основном, Вашингтон под таким предлогом вызывает оппозиционных политиков. А вас по какому поводу пригласили, о чем шел разговор?

 

- Приглашение было разослано Конгрессом. Дорожные расходы оплачиваешь сам. На этот торжественный завтрак приглашаются видные политики, депутаты, президенты, премьер-министры со 130 стран мира. Цель – они знакомятся между собой, ведут разговоры на разные темы. Встреча носит не совсем официальный характер. Кроме того, в Вашингтоне я встретился с исполнительными директорами Всемирного банка и международного валютного фонда, вел переговоры о налаживании экономической обстановки в Кыргызстане, об отраслях, в которых они могут нам помочь. К примеру, в сфере энергетики, говорили о спонсировании строительства высоковольтных линий электропередач. Потому что Казахстан нас запугивал, что выйдет из единой энергетической системы Центральной Азии. Чтобы Кыргызстан не был зависим от соседей, нужно построить подстанции «Датка-Кемин» и «Айгуль таш». Я и об этом говорил.
 
- Не улеглась шумиха вокруг радиоактивного угля казахского месторождения «Кулан». Когда вы были в Америке, министр энергетики Шадиев заявил: «Келдибеков мне звонил, чтобы я взял на тендер вышеупомянутую фирму». Вы и вправду звонили? Ведь Райкан Тологонов в числе первых говорил об этом…
 
- Во-первых, главный мародер Райкан Тологонов должен ответить за свои поступки. Во-вторых, и до этого, на протяжении десяти лет к нам поступал уголь с этой шахты. Прохвосты-посредники зарабатывали на этом. Но когда завезли уголь без посредников, по низким ценам, владельцы фирмы позвонили Тологонову. Я прокомментировал слова Шадиева, когда приехал. Здесь нет ничего кроме политики. Наверное, Бабанов или кто-либо указал, чтобы он это сказал, чтобы они смогли выйти сухими из воды. Есть учреждения, которые должны проверять качество завозимого угля. Они получают зарплату за свою работу. Если они не проверили, другие за это должны отвечать? В день, когда звонил Шадиеву, я попросил, чтобы все было в рамках закона. Или я сказал, чтобы они завезли радиоактивный уголь? Узнав, что завезенный уголь радиоактивен, почему, вместо того, чтобы возвращать, они распространяют его по социальным объектам?! Пусть ответят организаторы этого беспорядка.
 
- После президентских выборов ваш друг Камчыбек Ташиев в одной из газет заявил: «Мой друг Акмат стал жертвой власти и богатства. Он не помогал бы мне во время президентских выборов, хотя бы мог сподобиться на моральную, психологическую помощь. Из-за этого мы многое упустили. После выборов Акмат был инициатором идеи о снятии меня с лидерства. Но депутаты не поддержали, и он извинился». Некоторые говорят, что ваши отношения совсем испортились. Как все обстоит на самом деле?
 
- Наша дружба, сохранившаяся с детства – нечто высокое. Я и Камчы - новички на рынке политики. К сожалению, опытнее политики попытались нас стравить и испортить отношения между нами. Мы поняли это немного поздно и попросили прощения друг у друга. Я выполнил условия нашего договора. Об этом Камчы хорошо знает. В политике, оказывается, бывают такие недоразумения. В то время, будучи спикером, как я мог разъезжать по селам и агитировать за Ташиева? Я должен был держаться нейтральной позиции ради стабильности страны. Это я и сделал. Сейчас наша дружба на том же уровне, что и всегда.
 
- По ходу выборов, вы не подавали виду. Но после выборов вас атаковали, вынудили оставить должность спикера. Говорят, что за этим стоял Атамбаев. У вас непростые отношения с президентом?
 
- Пусть мои отношения с Атамбаевым останутся между нами. Проделки Атамбаева я оставил на Божий суд. Самое удивительное - когда мы готовились к парламентским выборам, нашу партию «Ата Журт» обзывали бакиевской. Мало того, ГКНБ удержал 700 тысяч долларов, поступивших из Казахстана, считая, что нас спонсирует Бакиев. Позже ГКНБ и Генеральная прокуратура сами подтвердили, что деньги пришли в адрес турецкого гражданина. Сказали, что «Ата Журт» тут не причем. В свое время Атамбаев нас обзывал реваншистами. А когда Атамбаев начал ставить людей Бакиева, депутаты спросили: «Почему вы ставите людей Бакиевых?» Он ответил: «Давайте забудем об акаевых и бакиевых, не будем делиться. Поднимем страну». Это называется лицемерием. Во времена Бакиева раздал наши месторождения китайцам. А нам говорил, пусть кыргызско-китайскую железную дорогу строят все, кроме китайцев. Сейчас в качестве откупа за строительство железной дороги раздает несколько месторождений стоимостью в миллиарды долларов. Что собой представляет человек, который, придя во власть, раздает месторождения, стоящие десятки миллиардов долларов взамен на железную дорогую, строительство которой обойдется в 2-3 млрд. долларов? Разве кыргызский народ согласен с этим? Если Акаева возненавидели за 15 лет, Бакиева за 5 лет, эти умудрились это сделать за 2 года. Пусть они исправятся, если революции не прекратятся, что от страны останется?
 
- Некоторые считают, что в политическом хаосе виноват «отец конституции» Омурбек Текебаев. Говорят, в последнее время Текебаев сильно изменился, стал приверженцем диктатуры. Во главе тех, кто «помог» вам уйти с должности спикера, был Омурбек мырза.
 
- Я не заметил диктаторскую натуру Текебаева или скандалы внутри фракции. Но Текебаев должен дать больше полномочий президенту в назначении судей Верховного суда. Некоторые говорят, что он изменился. Он на протяжении двадцати лет был жертвой президентской системы правления. Но я слышал, как Текебаев давал указания депутатам «Ата Мекена»: «Ты скажи про это, а ты про то». Поэтом депутаты просили прощения со словами: «Нас заставил это сказать Текебаев». Поэтому, если будешь джигитом и в политике и в жизни, то не останешься ни с чем. Вот что я хотел сказать.
 
- Правительство Бабанова обещает провести реформы за 100 дней. Реализуемы ли их стремления?
 
- Реформы они не проведут. Я уже понял это. Бабанов с утра до ночи занят кадровыми вопросами, даже вмешивается в процедуру назначения акимов. С каждым днем заметно, что он неопытен.
 
- Служба борьбы с коррупцией при ГКНБ, сформированная Атамбаевым, задерживает ребят из команды Бабанова, обвиняет в коррупции и возбуждает уголовные дела в отношении депутатов. Можно ли назвать это скрытой борьбой президента и премьера?
 
- Да, можно назвать борьбой за сферы влияния. Нельзя Атамбаеву придерживается позиции, которую он высказал в своих словах: «Все, что я говорю должно выполняться, если суды не доведут эти дела до конца, мы проведем чистку». Мы же только избавились от президентской системы правления. Лучше бы он сотрудничал с парламентом. На языке закона, законным путем. А они начали растаптывать Конституцию. У кого уменьшается полномочия – тот старается изменить Конституцию.
 
- Высказываются различные мнения о службе борьбы с коррупцией при ГКНБ. Одни их одобряют, другие критикуют. А вы довольны деятельностью этой службы?
 
- Нет. Если создана антикоррупционная служба, то должны быть упразднены финполиция и счетная палата. У нас более 20 проверяющих учреждений. Как это можно понять? Как можно плодить контрольные органы, чьи функции совпадают? Настоящим логовом коррупции стали финполиция и служба борьбы с коррупцией. И малые, и крупные бизнесмены плачут. Вот, служба арестовала ГАИшника Айбека Эшбаева, обвиняя в получении взятки в 4000 сомов. Теперь он умер. Стоило ли сажать за 4000 сомов?! Дети остались сиротами. Остались без отца, который боролся за лучшую жизнь. Прошли времена, когда людей сажали по «постанове». В цивилизованных странах, получившего взятку в 1000 сомов, государство обязует выплатить 5000 сомов. По мелочам не сажают. В США, если не заплатить штраф за нарушение, он будет расти с каждым месяцем. В конце концов, за невыплаченные штрафы суд конфискует имущество. Поэтому не нужно вести дела, как это было принято в 37 году, а менять законы, как того требует время.
 
- На досуге вы были заняты козлодранием (национальная игра). Одна из газет писала, что во время козлодрания в Сокулуке вы поругались с Элмурзой Сатыбалдиевым, который применил против вас удушающий прием. Был ли подобный конфликт между вами?
 
- Мы с Элмурзой друзья. И в служебное время, и в обычной жизни. Друг должен быть таким. Написали очередной анекдот, как я подрался с Элмурзой. Во-первых, я не мальчик, чтобы позволить кому-то меня душить. Во-вторых, он тоже не позволил бы себе сделать это. Наша дружба стоит выше этих сплетен.
 
Источник: газета «De-факто» 
 http://www.gezitter.org/interviews/8956/