Печать
Аналитика
Просмотров: 2051

 

Именно эта мысль красной чертой проходила через все выступление архитектора грузинских реформ Кахы Бендукидзе перед огромной аудиторией, собравшейся в зале АУЦА 18 августа 2011г.
 
Экономист, известный грузинский реформатор, которому принадлежит осуществление самых известных в его стране преобразований, своим публичным выступлением, организованным Центральноазиатским институтом свободного рынка (CAFMI), вызвал большой резонанс не только среди тех, кому повезло присутствовать и принимать непосредственное участие в обсуждении сложившейся экономической и политической ситуации в Независимом Кыргызстане. По сей день фрагменты его диалога с присутствующими кыргызскими бизнесменами, политиками, студентами обсуждаются и среди разных представителей гражданского общества, независимо от их национальности и социальной принадлежности.
 
Чем же вызвал Каха Бендукидзе к себе такой откровенный интерес?
Думаю, прежде всего своим независимым критичным взглядом на Кыргызстан со стороны, а также своей прямотой. Выступление в АУЦА - это своего рода определенный вывод, резюме Кахы Бендукидзе по итогам его встреч с первым вице-премьер-министром Омурбеком Бабановым, министром экономического регулирования Учкунбеком Ташбаевым, сотрудниками аппарата правительства, вице-спикером парламента и депутатами ЖК.
 
И вывод этот далеко не так привлекателен, как этого, вероятно, хотелось многим кыргызским государственным мужам. Более того, по его убеждению, нынешней экономической и политической ситуации в единственной парламентской стране в Центральной Азии нужны кардинальные перемены, а не их имитация, так как среднесрочные макроэкономические показатели КР давно несовместимы с жизнью. В противном случае выступающий предрекает Кыргызской Республике летальный исход не позже чем через 4 года!
Почему? Вот мрачные оценки грузинского реформатора.
Вашим обществом управляют не БОЛЬШИЕ интересы, а ГРОМКИЕ интересы! И ваши люди уже привыкли к тому, что для того, чтобы чего-то добиться, надо, во-1х, попросту стать «громким», то есть выйти на площадь и истошно требовать перемен. Во-2х, надо привести 3х-4х родственников или знакомых-единомышленников, которые « довольно рыхло» встанут вокруг и начнут требовать, ну, пусть даже снятия запрета содержания в неволе канареек. И так периодически повторять!
 
Предположим, что возглавляющий региональную структуру чиновник, недовольный оценкой своих действий, устраивает митинг, манипулируя народным волеизъявлением. В какой-то момент количество недовольных достигнет критической массы. Одно правительство не выдержит и уйдет с поста через полгода, второе - через 4 месяца, третье- вообще спустя пару месяцев и, наконец, наступит время, когда толпа сама станет принимать государственные указы! Но это неприемлемо. Это не есть народная воля!
 
«Не надо путать волю народа с оплаченным ревом толпы. Вы уже заведомо сдались противнику, силы которого не знаете! Зачем в такой стране жить?» – спрашивает Бендукидзе. И отвечает: «Жить надо в стране, где хотя бы создан отряд пусть из 200 милиционеров, которые перестанут бояться орущей толпы у Белого Дома. В любой передовой стране понимают, что достигать компромисса надо в результате войны, но не заведомого поражения! Все лучшие перемены в обществе - это результат эволюционного пути его политической системы, но никак не искусственного силового насаждения».
 
По мнению экономиста, начать перемены в стране надо с создания действительно профессиональной армии и милиции и с реформирования Правительства. Это означает прекращение порочной практики повсеместного манипулирования и игнорирования Законом, сокращение государственного аппарата, искоренение принципа « Ну как не порадеть родному человеку?!», расстановку на местах настоящих специалистов и профи своего дела, искоренение коррупции. Любой результат должен быть больше виден, чем не виден как можно большему числу людей. В противном случае надо просто - напросто увольнять всех коррупционеров и отправлять за мздоимство на нары, независимо от должности взяточника! А для этого нужна политическая воля!
 
Искоренить коррупционеров можно абсолютной прозрачностью во всех секторах экономики; отменой массы дублирующих друг друга ведомств; созданием условий, при которых попросту у госмужей отпадет само желание брать взятки. А это предполагает повышение заработной платы в бюджетной сфере за счет значительного урезания госаппарата и одновременно дерегуляцию экономики.
 
Коррупция давно привела к тактической дерегуляции, но остался коррупционный налог! То есть « де факто» дерегулирование уже произошло, осталось сделать это « де юре». Кыргызстанская экономика сегодня и уже 20 лет отягощена огромным количеством неработающих функций - надо убрать эти функции, а значит, и эти лишние деньги. Всякое усложнение правил делает продукт дороже, а от этого страдают прежде всего бедные. Борьбу с бедностью подменила борьба с бедными!
 
« Вы давно живете в обществе, где давно на любой акт есть свой тариф. Скажите, если вы знаете, сколько стоит справка, то стоит ли говорить о том, от чего она должна вас защищать? Если права и техосмотр куплены, зачем громко требовать соблюдения правил дорожного движения? Если пожарному инспектору и санэпиднадзору заплатили, то не следует говорить о противопожарной и санитарной безопасности. В конечном итоге, вопрос искоренения всех реально мешающих развитию открытой экономики правил становится вопросом дерегулирования нации».
 
Следующим ключевым звеном реформ должно быть решение межнационального вопроса. Межэтнический конфликт - самая страшная угроза для любой страны. Наружу выходит весь копившийся годами негатив, как это уже продемонстрировали события прошлого года. Чтобы любой представитель любого этноса мог консолидироваться в этническую нацию, он должен чувствовать себя частью этой нации.
 
Другая базовая вещь для решения межэтнического вопроса - это экономическая свобода. Коба Бендукидзе убежден, что обе наши «революции» - это ответ народных масс на коррупционный беспредел, неэффективность государственных управленцев и крайняя нужда простого народа. «Люди, которые сейчас у власти, должны понимать: если ничего не делать, то велик риск народного гнева такой силы, что не просто сорвет с кресел, а выметет из страны. Либо вы начнете проводить реформы, либо Государство рухнет, так как оно не может существовать несколько лет подряд с дефицитом 7,5% от общего бюджета», - убежден Каха Бендукидзе.
 
Ему непонятно, отчего в Кыргызстане так высок градус амбициозности, если национальная валюта «кыргызский сом» во много раз потеряла свою покупательную способность. «Какие у вас валютные интересы могут быть, если штаны с « голыми» карманами? Ваш Нацбанк- всего лишь иллюзия спокойствия, иллюзия безопасности и иллюзия надежности»,- резко и откровенно высказывается Бендукидзе.
 
Достаточно тревожная ситуация с дефицитом бюджета, долги же, учитывая, на что они были взяты, кажутся эксперту « бессмысленными»! «Доноры дают дешевые деньги, но при этом делают здесь дорогие проекты, которые кажутся им приоритетными. Это самый обычный бизнес международных организаций, они на этом живут, по сути, ничем не отличаясь от продавцов лепешек. Надо перестать просить и занимать, а надо жить по средствам и реформировать экономику, повышая доверие инвесторов. Это тяжело, это болезненно, но это неизбежно, ибо от стояния на площади и практически полной зависимости от доноров полноценного Независимого Кыргызстана не получится!»
 
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова,