Печать
Аналитика
Просмотров: 1732
В Кыргызстане подготовлен проект закона, сравнивающий неправительственные организации с «иностранными агентами», и передан в парламент.
Таджикская власть задержала джигита, ведущего научные исследования в Горном Бадахшане, назвав шпионом, обвинила иностранные организации в «обострении ситуации». Мы побеседовали в «Азаттыке» с профессором, специалистом по политике Центральной Азии университета Мейсона в Вашингтоне Эриком МакГлинчи.
 
Как вам самому известно, никто не может отрицать важный вклад неправительственных организаций, реализующих демократические реформы в Кыргызстане. В случае принятия закона в Кыргызстане такого же закона, как принятый закон в России, приравнивающий неправительственные организации к иностранным шпионам, не будет ли это отступлением от демократии?
 
Если парламент примет этот закон, то, конечно, не будет хорошим шагом. Ведь эти же неправительственные организации сейчас сотрудничают со всеми фракциями в парламенте, правительственными структурами, и в целом активно вмешиваются в социально-политическую жизнь Кыргызстана. Они активно сотрудничают как гражданский общественный партнер кыргызского правительства в таких значимых отраслях, как управление, судебная реформа, образование, здравоохранение. Правительство и неправительственная организация – партнеры.
 
С другой стороны, большинство неправительственных организаций получают финансовую поддержку у международных доноров. В то же время большинство из них также финансируются еще внутри страны. Однако если они получают деньги у международных доноров, то неправильно смотреть на них как на трудовую силу тех иностранных организаций или других государств. Они финансируются за пределами страны, и в то же время из внутренних источников, и продолжают вести работу.
 
Вот вы сейчас рассмотрели проекты кыргызстанских неправительственных организаций, участвуете в некоторых комиссиях, одобренных Вашингтоном. Бывают ли случаи дачи поручений стороной, дающей деньги? Например, поддержка политической кампании или определенных политических сил, как говорится, ведение пропаганды…
 
Правительство Соединенных Штатов заинтересовано в развитии демократического управления в Кыргызстане. Это ясно, как день. Сотрудничающее с Кыргызстаном правительство Соединенных Штатов, Государственный департамент и Агентство по международному развитию США, наоборот, не скрывают, что работают над либерализацией, установлением демократического управления и защитой прав граждан. Когда говорят: такие организации преследуют определенную цель, приходят со специальным заданием – да, правильно. Но какие это цели, какое поручение и задание? Они ясны, их в своих заявлениях не скрывает ни само правительство США, ни члены Конгресса, говорят открыто. Это – распространение демократии. Демократическое правительство стабильней по сравнению с авторитарным правительством. Ведь свержение власти в 2005 и 2010 году произошло из-за отсутствия демократического управления во власти.
 
Если посмотрим вокруг, вроде и в соседнем Таджикистане неправительственные организации столкнулись со сложной  ситуацией. Косвенно обвиняют иностранные организации: «стараются обострить ситуацию в стране». Не начнется ли давление на сотрудничающих с ними местных неправительственных организации?
 
Конечно, здесь есть риск. Таджикские власти, как и другие страны в регионе, могут грозить пальцем неправительственным организациям и физическим лицам в стране, называя «партнером иностранцев». Да, в жизни так и есть. Вот, Александр Содиков по научному гранту британского посольства работал над решением конфликтов в Горном Бадахшане. Он нисколько не скрывал, какой работой там занимался. Исследовательская группа, в которую он входил, не скрывала, что имеет цель предложить пути решения конфликтов.
 
В прошлом году вы сами проводили научные работы в Горном Бадахшане. Тогда приходил ли кто-нибудь к вам и спрашивал, интересовался: «Что вы тут делаете?»
 
Я читал лекции в университете Ага Хана в городе Хороге по методам науки политологии. Разумеется, читая студентам курс, не можешь не затронуть тамошний конфликт. Я в принципе читал лекции только по методологии научных исследований.
 
То, что Содикова задержали как шпиона, предъявляют тяжелые обвинения, не ограничит ли научную свободу?
 
Конечно, это оставляет впечатление ушата холодной воды, вылитой на исследователей, академическую среду, которые поехали в Горный Бадахшан для исследования причин конфликта, пытавшихся понять политику Таджикистана в данном направлении. Теперь встает вопрос ребром: если я напишу научный труд о Горном Бадахшане, то смогу или нет сотрудничать по данному поводу с таджикскими коллегами? Когда мои таджикские партнеры стоят перед такими рисками, то как я могу проводить вместе с ними исследования, и какие? Чтобы поехать в Горный Бадахшан, надо получить особую разрешительную бумагу в стране. Это тоже путь не пропускать в эту область иностранцев для исследования.
 
Из Кыргызстана полностью выведена американская военная база. Большинство интересует, какими теперь будут отношения между двумя странами? Задам вам этот же вопрос?
 
Я пока верю, что и после выведения базы из «Манаса» отношения между двумя странами в предстоящие годы будут еще развиваться. Хочу верить, что между обеими странами и далее продолжатся проекты по развитию демократического управления, гражданского общества, улучшению систем образования, здравоохранения, либерализации экономики в Кыргызстане. Сейчас реализуется множество полезных проектов. Давайте пока все мы будем верить в продолжение важного сотрудничества между двумя странами и после вывода базы из «Манаса».
 
Какова ваша точка зрения на мнение Вашингтона, что внешняя политика Кыргызстана главным образом повернулась только к Москве?
 
В кыргызском правительстве есть много игроков, имеющих разные интересы. Некоторые из них тянутся к России, сотрудничают с Москвой, другие прилаживаются к Пекину, сотрудничают с Китаем. Еще другие, возможно, сотрудничают с Европейским союзом, Соединенными Штатами. Правящая система Кыргызстана составлена из различных сил, интересов. Это – признак, обособляющий Кыргызстан от других. Это показывает наличие в стране политического плюрализма и борьбы интересов. Они подталкивают правительство к сотрудничеству с разными странами, к ведению многовекторной политики. Конечно, я понимаю, что среди них есть ведущие тесные взаимоотношения с Москвой. В то же время не забудем, что ведутся активные переговоры с Вашингтоном, Пекином и другими международными партнерами.
 
Источник: Азаттык уналгысы