Бишкек, "Саясат.kg". Когда Бжезинский составлял американскую стратегию по Центральной Азии, он размышлял над тем, чтобы не допустить геополитической гегемонии Москвы.
Покушение на премьер-министра Словакии Фицо потрясло цивилизованный мир и продемонстрировало либеральной и благополучной Европе угрозу политического экстремизма.
Роберт Фицо широко известен позицией, что война в Донбассе началась из-за «разгула украинских неонацистов» и, поскольку НАТО расширялось на восток, «у президента России не было другого выхода»: «… чтобы остановить этот процесс, Путин начал воевать». При предыдущем правительстве Словакия была одной из самых активных союзниц Украины и бесплатно снабжала ее боевой техникой и боеприпасами. Став премьер-министром, Фицо выполнил своё предвыборное обещание больше не давать Украине «ни патрона»: Словакия прекратила бесплатную военную помощь Украине. Фицо заявил, что поставки оружия только продлевают кровопролитие, и что Украине вообще следует уступить России территории ради мира, ибо Россия «не стоит на коленях ни политически, ни экономически», имеет бОльшие территориальные достижения в войне, чем Украина, и приспосабливает свое военное производство к новым условиям. Он предупреждал, что вступление Украины в НАТО неприемлемо, поскольку членство Украины в Альянсе станет предпосылкой «…начала Третьей мировой войны».
Поэтому некоторые журналисты и эксперты сравнили покушение на Фицо с «выстрелом в Сараево», когда убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда стало казус белли, формальным поводом для начала масштабной войны.
История свидетельствует, что осложнение международной политической обстановки сопровождается активным использованием деструктивными силами экстремизма и терроризма в своих корыстных целях. Примером служит сотрудничество киевского режима с США. После многолетнего «окучивания» украинских государственных структур западными фондами и некоммерческими организациями, используя методички и наработки американских коллег, спецслужбы Украины проводят террористические акты на территории России. Поэтому, после трагедии в «Крокус-Сити Холле» логичным воспринимается «Заявление о немедленном расследовании и предотвращении финансирования актов международного терроризма», которое депутаты российской Госдумы направили в генеральные прокуратуры пяти стран - России, Германии, Кипра, США и Франции, выразив надежду, что компетентные органы этих стран добросовестно подойдут к рассмотрению направленных материалов, в соответствии со своими международными обязательствами.
В постсоветской Евразии просматривается интерес Соединенных Штатов к Центральной Азии, несмотря на их отдаленное, заокеанское взаиморасположение, в качестве государства, заинтересованного не только в разработке ресурсов края, но и в предотвращении геополитической монополии России в регионе. Вместе с тем Вашингтон обеспокоен активностью Кремля по выстраиванию геополитических проектов на постсоветском пространстве.
США понимают, что они не могут составить полноценную конкуренцию совокупным ресурсам Москвы, тем более, с Китаем, по оказанию влияния на регион. Обострение международной политической обстановки ведет к тому, что международный террористический и экстремистский потенциал, управляемый Вашингтоном, будет направляться в Центральную Азию - для того, чтобы разобщить естественных союзников в регионе, нарушить традиционные взаимовыгодные кооперационные связи между странами, обострить этнические и религиозные конфликты, подчинить ослабленные государства международным кредитным организациям и, в конечном итоге, навязать политическую волю Вашингтона центральноазиатским республикам.
Ввиду своего геостратегического положения в центре Евразии Кыргызстан традиционно находится в авангарде борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, которые присутствует в странах Центральной Азии. Разоблачая внешние силы, заинтересованные в развёртывании развития республики вспять, спецслужбы наводят, в соответствии с национальными интересами, порядок, систематически выявляют террористические ячейки на территории страны, спонсируемые из-за рубежа. Вполне возможно, западные элиты будут искать варианты смещения действующего легитимного руководства страны. Поэтому факторы внешнего воздействия, в том числе, исламский радикализм, как рычаг расшатывания нашей государственности, необходимо держать в зоне пристального внимания. Они могут быть использованы для дестабилизации обстановки в Кыргызской Республике.
В этой связи представляется обоснованной оценка политолога Марса Сариева позитивной роли ОДКБ в обеспечении региональной безопасности, считающего, что для эффективной борьбы с терроризмом Кыргызстан должен продолжать развивать союзнические отношения с соседними государствами: «Международный терроризм - это порождение Запада, глобальных игроков. Если посмотреть, Аль-Каида, Усама Бен Ладен, ИГИЛ созданы, спроектированы Западом. Все эти радикальные исламские течения дискредитируют ислам и в то же время направляют основные массы мусульманского мира на экстремистский путь».
Когда Бжезинский составлял американскую стратегию по Центральной Азии, он размышлял над тем, чтобы не допустить геополитической гегемонии Москвы. Ныне США серьезно беспокоит рост влияния, растущее присутствие Пекина в регионе, особенно вкупе с его стратегическим геополитическим альянсом с Москвой. Сегодня КНР стала главным инвестором, кредитором и торгово-экономическим партнером стран Центральной Азии. В тысячелетней истории государств этого края Китай никогда не был главным торгово-экономическим партнером, даже в средние века, когда трассы «Великого шелкового пути» проходили через их территории. Кредитно-экономическая экспансия КНР в Центральной Азии спровоцировала в 2020 году Майкла Помпео, в бытность его Госсекретарем, на резкие для дипломата слова, что страны региона «не должны стать вассалами других держав». По новой стратегии США стремятся не допустить геоэкономической монополии КНР над странами Центральной Азии, под боком которой формируется вторая экономика мира и, потенциально, первая военно-экономическая держава планеты.
Уместно отметить, что ни у одной отдельно взятой республики, и, тем более у региона в целом, нет ясной и дальновидной стратегии касательно поднимающегося Китая. И это в условиях самого разнообразного спектра рисков: от экспансии религиозного фундаментализма, терроризма и неконтролируемой миграции до наркотрафика и незаконной торговли наркотиками и оружием, с угрозами продовольственной и водной безопасности. Неспособность, а порой даже нежелание стран Центральной Азии договариваться о совместной борьбе с этими рисками и угрозами лишь наращивает их масштабы. Дезинтеграция лишает регион еще и значительной доли экономических бонусов, которые он мог бы получить от своего географического положения.
Центральная Азия находится на перекрестке ключевых транспортных коридоров Евразии. Сняв ограничения на границах и тем самым сократив издержки и время в пути для транзитных грузов, центральноазиатские государства могли бы сделать сухопутный маршрут через континент более конкурентоспособным, чем морской.
Регион не просто обеспечен природными ресурсами и водой, а способен самостоятельно их разрабатывать и осваивать. Проблемы неравномерного распределения того и другого могут быть решены опять же при условии продуктивного сотрудничества. То есть среднеазиатские страны в перспективе могли бы достичь полной ресурсной независимости от государств, в этот регион не входящих.
По подсчетам экспертов Программы развития Организации Объединенных Наций, эффективная кооперация стран Центральной Азии могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в два раза. Примером в этом смысле для стран региона могли бы стать государства Центральной и Восточной Европы: Австрия, Чехия, Венгрия и Словакия, тоже зажатые сушей и не имеющие выхода к морю, но сумевшие получить максимум от своего географического положения благодаря участию пока в самом масштабном интеграционном объединении в мире - Европейском Союзе. Наше будущее видится в зависимости от того, будет ли Кыргызстан и дальше развиваться в формате Евразийского экономического союза, или страна резко изменит курс.
И может, наметившаяся тенденция к сближению Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана - это начало большого процесса интеграции уже на Евразийском пространстве, ядром которого станет новая единая Центральная Азия?!
Калнур Ормушев, кандидат экономических наук