Аналитика
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 2086
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1402
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1755
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 2306
Еще недавно многие говорили о закате звезды этого политика в свете не совсем удачного участия партии «Ата-Мекен» на прошедших выборах, а также после того, как этот лидер проиграл на голосовании в Жогорку Кенеше на должность спикера. Омурбеку Текебаеву не хватило трех голосов, чтобы стать спикером, - кто-то из членов коалиции был настроен категорически против этой кандидатуры, но возможно, что такой результат был заранее спланированной акцией по устранению конкурента.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1995
Комментарии к сложившейся ситуации с назначением выборов Президента КР и формированием ЦИК
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 4075
Бишкек – ИА «Саясат.kg». 28 июня в парламенте состоялось заседание Комиссии по расследованию инцидента, произошедшего между К.Ташиевым и Б.Сулеймановым. На которой, стороны приняли предложение комиссии помириться.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1962
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1476
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1632
США хотят усилить свое присутствие в Средней Азии. Но попытка давления на Киргизию отчетом Кильюнена провалилась, а соседние страны вообще игнорируют американцев.
Теперь США намерены как-то дезавуировать отчет Кильюнена, о чем свидетельствуют слушания в Вашингтоне. Попытка разжечь новый конфликт в Оше провалилась, киргизы и узбеки прекрасно поняли, что стоит якобы за объективным докладом финна. Даже попытки правозащитников усилить давление на президента с требованием признать Римский статут не встретили особого восторга в обществе. Это наоборот привело к росту антиамериканских настроений в Киргизии. Стратегические планы Вашингтона разжечь пожар в Фергане, а затем перекинуть на всю Среднюю Азию раскрыты. Даже оппозиционные партии Узбекистана уже начали избегать использования антикиргизских лозунгов. Только Ташкент как-то пытается использовать Ошские события в своих внутриполитических интересах, напоминая о трагедии режим Каримова хочет отбить охоту народа к попыткам свержения.
Внизу две новости, которые свидетельствуют о том, что геополитические игры США порядком надоели России и о том, что сами американцы начали одергивать Кильюнена:
Соединенные Штаты Америки намерены усилить военное присутствие в Средней Азии
22 июня в Душанбе с двухдневным визитом прибывает специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай. Его визит по времени совпал с третьим раундом консультаций по проекту нового соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам между Таджикистаном и Россией, проходящих в таджикской столице.
О целях пребывания НАТО в странах Средней Азии и российских позициях в этих регионах "Голосу России" рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев.
- Известно, что это первый визит Аппатурая в Таджикистан в качестве спецпредставителя генсека НАТО. В мае он уже побывал в Киргизии и в Казахстане. Там он заручился поддержкой Североатлантического альянса. Как вы расцениваете действия представителя НАТО? Может ли речь идти о наращивании присутствия НАТО в этом регионе?
- Я думаю, речь идет не только о наращивании присутствия НАТО, сколько о наращивании непосредственно американского военного присутствия. Как раз сегодня, 22 июня, президент США Барак Обама должен объявить о графике и основных параметрах предстоящего вывода американских войск из Афганистана.
Насколько я понимаю, речь будет идти не столько о выводе из Афганистана, сколько о передислокации на север Афганистана и выводе части войск с постоянной дислокации в республиках Центральной Азии. В первую очередь речь идет о Киргизии и Таджикистане, которые априори являются наиболее слабыми государствами региона.
В Таджикистане, наверное, речь будет идти о возможности использования военного аэродрома "Айни" неподалеку от Душанбе, о расширении американского военного присутствия, которое уже есть на юге республики. Я знаю, что американцы проявляют большой интерес к тому, чтобы создать какую-то постоянную военную инфраструктуру на Памире, в частности, в Мургабе.
- Каковы цели пребывания НАТО в странах Средней Азии? Что эти государства получают взамен от альянса?
- Эти государства получают, во-первых, возможность маневрировать между интересами основных заинтересованных в регионе держав - это Китай, Россия, Соединенные Штаты, отчасти это влияние Ирана. Кроме этого, правящие элиты этих стран получают финансовые дивиденды.
Что касается интересов Соединенных Штатов, это присутствие уже является средством давления на основных конкурентов - это Китай, прежде всего, Россия и Иран. Военное присутствие не означает военной угрозы со стороны американских военных объектов, которые будут здесь расположены, даже для России. Но это средство давления, которое заставляет ту же Россию, тот же Китай расходовать ресурсы на противостояние этому, на усиление своего присутствия, заставляет задействовать те ресурсы, которые могли бы быть направлены на социальную сферу в этих странах, на какие-то технологические инновации и так далее.
Простой пример. Когда появилась американская военная база в аэропорту "Манас" в Киргизии в 2001 году, китайцы были вынуждены резко усилить численность всех своих военных структур в приграничных военных округах с Киргизией, и затраты на эту деятельность превысили предыдущие в разы.
- Как Россия выстраивает отношения со странами Средней Азии, в том числе с Таджикистаном? Насколько российские позиции представлены в этих регионах?
- Позиции России уже не те, которые были, сохранялись достаточно долго после распада Советского Союза, хотя, на удивление, эта инерция держится достаточно долго. Если Россия не будет проводить какую-то более активную политику (не путем давления), не будет вызывать интересы этих республик к стратегическому сотрудничеству именно с ней, эти позиции могут быть со временем потеряны.
К сожалению, российская политика в регионе очень слаба, как и в предыдущие годы и два десятилетия назад. Очень слабая экономическая составляющая. А упование лишь на военное присутствие, в конечном итоге, все равно менее эффективно.
Радио "Голос России"
Правительство Кыргызстана должно прислушаться к рекомендациям Международной комиссии по расследованию этнического конфликта на юге Кыргызстана в июне прошлого года и всячески способствовать примирению сторон. Об этом в ходе слушаний в Хельсинской комиссии США заявил конгрессмен Кристофер Смит.
По словам конгрессмена, несмотря на призывы Международной комиссии восстановить справедливость в стране, правительство Кыргызстана продолжает преследовать в основном этнических узбеков.
В ходе слушаний выступил Киммо Кильюнен, возглавивший работу Международной комиссии. Он выразил благодарность американскому правительству за широкую поддержку работы комиссии. Кильюнен также отметил, что правительство Кыргызстана сделало все возможное для того, чтобы создать необходимые условия для работы комиссии.
Кильюнен напомнил, что комиссия состояла из семи высококвалифицированных международных экспертов и была поддержана ООН.
«Мы использовали методику ООН – продолжил он. – Перед нами стояли две задачи: узнать, что произошло и почему это произошло». В ходе расследования комиссия опросила 700 свидетелей и на основе этого выработала ряд заключений и рекомендаций для правительства Кыргызстана и международного сообщества.
По словам Кильюнена, конфликт начался не 10 июня, как это принято считать, а 7 апреля 2010 года – то есть в день, когда был свергнут режим президента Курманбека Бакиева и в стране образовался вакуум власти. Растущее напряжение в отношениях между тремя основными политическими игроками (сторонниками Бакиева, членами временного правительства и местными узбекскими лидерами), а также «политический фанатизм» стали причинами кровопролития в городе Ош, отметил эксперт.
«Мы попытались рассмотреть конфликт с точки зрения международного права», – подчеркнул Кильюнен. По заключениям расследования, комиссия не выявила фактов военных преступлений и геноцида, а имеющиеся у комиссии доказательства говорят о том, что в ходе насилия имели место преступления против человечности, отметил эксперт.
По словам Кильюнена, если исходить из принципа, что каждое правительство должно защищать свой народ, то можно сделать вывод, что «временное правительство принципиально не сумело защитить население» во время конфликта.
«Военные не смогли предотвратить захват оружия гражданскими лицами», поэтому должно быть проведено расследование действий бывших членов временного правительства. «Мы располагаем доказательствами необходимыми для того, чтобы указать, что отдельные личности должны предстать перед судом», – сказал Кильюнен.
По словам Кильюнена, в рекомендации комиссии входит принятие ряда мер, которые бы способствовали примирению между этническим большинством и этническим меньшинством. Он также отметил, что в целом сегодня этнические узбеки (они составляют меньшинство в Кыргызстане) в хорошем экономическом состоянии и в среднем они живут богаче, чем этнические кыргызы. «Но они не представлены в политике, правоохранительных и судебных структурах», – добавил он.
«Мне кажется, что ко мне так критично отнеслись (парламент Кыргызстана большинством голосов принял постановление объявить Киммо Кильюнена персоной нон грата), потому что депутаты хотят уйти от ответственности, и это очень печально», – посетовал Кильюнен. Он также выразил опасение, что правительство Кыргызстана может преследовать местных жителей, которые помогали Международной комиссии. «Нашей единственной целью было помочь примирению народов», – отметил он.
Кильюнен также выразил сожаление, что средства массовой информации Кыргызстана не способствуют общенациональному применению. По его словам, местные СМИ встретили доклад комиссии без восторга. «Пресс-коференция в мае, когда я предствалял итоги расследования в Бишкеке, оказалась необычной: я никогда не сталкивался со столь непримиримыми журналистами, которые сперва задавали мне каверзные вопросы, а потом аплодировали друг другу», – рассказывает Кильюнен.
В ходе слушаний посол Кыргызстана в США Муктар Джумалиев отметил, что международное расследование причин этнического конфликта «очень важный и щепетильный вопрос» для его страны. Он напомнил, что это был первый подобный опыт для Кыргызстана.
«Правительство Кыргызстана приветствует работу комиссии и соглашается с рядом ее заключений и рекомендаций», – сказал посол. Он подчеркнул, что Кыргызстан «предпринимал и будет предпринимать все необходимые шаги к применению сторон».
Джумалиев заверил, что некоторые рекомендации комиссии уже выполняются. Например, будет основана специальная комиссия, состоящая из представителей разных национальностей, которая предпримет план по примирению сторон.
«Никто не спорит с тем, что произошли серьезные нарушения прав человека, включая изнасилования и пытки», – продолжил Джумалиев. Однако посол Кыргызстана также отметил, что его правительство несогласно с тем, что имели место факты преступлений против человечности.
Джумалиев добавил, что недавно президент Роза Отунбаева призвала парламент пересмотреть решение по Кильюнену.
По словам Марты Олкотт (Martha Olcott), старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, комиссия Кильюнена проделала огромную работу. В то же время, эксперт критикует некоторые заключения и рекомендации комиссии, которые, по ее словам, были скорее предназначены для западной публики, чем для властей Кыргызстана.
В частности, в Кыргызстане бурную реакцию вызвали рекомендации о том, что страна должна быть переименована (из «Кыргызская Республика» в «Республика Кыргызстан») и то, что узбекский язык должен получить особый статус.
Хельсинская комиссия и другие международные организации не должны «прописывать то, каким образом Кыргызстану следует строить свою государственность», подчеркнула Олкотт.
Олкотт считает, что большинство населения Кыргызстана поддержит многие рекомендации комиссии о том, что необходимо реформировать судебную систему и правоохранительные органы. Однако для многих в стране был важен тот факт, что насилие было остановлено за четыре дня, добавила она.
С таким мнением соглашается Алишер Хамидов, лектор в Университете Джонса Хопкинса, который находился в городе Ош во время вспышки межэтнического насилия. «Как и остальные беженцы, я надеялся, что вмешаются соседние государства», – рассказывает он. Однако Организация Договора о коллективной безопасности отказом ответила на просьбу Кыргызстана о предоставлении военной помощи, напоминает Хамидов.
«Существует много разных объяснений того, почему произошел конфликт», – отмечает эксперт. По его словам, конфликт в Оше привел к неформальному консенсусу о том, что есть сильное этническое большинство и проигравшее этническое меньшинство – узбеки. Если Кыргызстан найдет способы примирения сторон путем сбалансированной этнической политики, то страна станет примером для государств-соседей. В противном случае республика станет «заложником бесконечных циклов революций и конфликтов», – заключил Хамидов.
Радио "Голос Америки".
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1509
вооружены огнестрельным оружием.
Однако Кадыржан Батыров не послушался меня и направил своих сторонников, многие из которых размахивали флагами партии «Ата-Мекен», на центральную площадь. И случилось страшное. В перестрелке в центре площади в Джалал-Абаде погибли люди - с той и другой стороны.
опьяненный победой, повел узбеков в село Тейит, где они сожгли пять домов, принадлежащие Курманбеку Бакиеву и его родным.
преступление.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1659
Особенности «национальной» конкуренции
Главными причинами июньской трагедии на юге Кыргызстана, судя по всему, были страх национальных радикалов перед усилением роли узбекской диаспоры в политике и взаимное недоверие между основными общинами, проживающими в Ошской и Джалал-Абадской областях.
К таким выводам, по крайней мере, теперь можно придти на основании работ нескольких групп, исследовавших июньские события 2010 года в Ошской и Джалал-Абадской областях. Каждая из них, включая депутатскую комиссию, прямо или косвенно указывали на ряд причин, приведших к кровавому конфликту. Истина, как водится, где-то посередине. ИА «24.kg» попыталось свести выводы каждой группы вместе.
«Сепаратисты»
Атмосфера недоверия между кыргызской и узбекской общиной на юге страны, как отмечается многими, существовала давно, а крупные конфликты между ними происходили каждые 20-30 лет. Тому указываются разные объяснения: включая разницу культур и мировосприятия, борьба за землю и воду, власть и влияние на экономику. Новый всплеск нетерпимости, как подчеркивают едва ли не все исследователи, произошел после того, как «революционные» политики были вынуждены прибегнуть к помощи узбекской диаспоры. Представители последней сыграли едва ли не ключевую роль в укреплении власти временного правительства в «мятежном» Джалал-Абаде, в окрестностях которого пребывал Курманбек Бакиев с близкими родственниками. Клан второго президента, как известно, затеял в ту пору опасную игру, заявив о возможности отделения от территории Кыргызстана его южных областей.
Апрель-май 2010 года, напомним, Кыргызстан переживал в атмосфере предчувствия гражданской войны. Временное правительство, наспех сформированное по принципу преданности оппозиции Курманбеку Бакиеву, практически не контролировало ситуацию в стране. Власть ВП КР ограничивалась Бишкеком и некоторыми другими населенными пунктами - в основном, на севере страны. На юге все складывалось иначе. Сторонники второго президента активно разыгрывали региональную карту, играя на трайбалистских настроениях земляков.
Центром сопротивления временному правительству стала малая родина Бакиевых. Их сторонники захватили несколько административных зданий и частично контролировали Джалал-Абад, создав реальную угрозу ВП КР, которое в тот момент не могло, по большому счету, рассчитывать на поддержку ни военных, ни милиции. Силовики, обвиненные новыми властями в массовых убийствах оппозиционеров, колебались, не зная, чью сторону принять в политической борьбе. Новой власти не оставалось ничего другого, как обратиться к лидерам узбекской общины, от чего их предостерегали спецслужбы. Но ВП пошло ва-банк.
Какое-то время новые власти торжествовали победу. Сторонники Бакиевых были рассеяны, а его родовой дом сожжен. Сам второй президент в спешке покинул страну. Помощь, оказанная его противникам, внушила лидерам узбекской диаспоры уверенность в том, что в новой республике их роль будет более значимой. Отдельные исследователи указывают это обстоятельство как «рост сепаратистских настроений в общине». Однако, подобная оценка, скорее, справедлива в отношении сторонников второго президента, педалировавших тему создания Южного Кыргызстана.
Точка отсчета
Практически все без исключения комиссии отмечают, что кыргызы восприняли сожжение дома Бакиевых с гневом, как вызов в целом всему титульному этносу. Отдельные исследователи утверждают, что радикальные настроения в людях разожгли представители второго президента. При этом каждая из комиссий в той или иной форме указывает на то, что причиной межнационального конфликта стало стремление узбекской диаспоры увеличить свою роль в политической жизни Кыргызстана и сопротивление этому процессу со стороны этнического большинства. Так или иначе, но, очевидно, радикалов действительно испугало то, с каким воодушевлением этнические узбеки приняли участие в политической борьбе. Ситуация на юге стремительно накалялась.
Временное правительство, согласно данным практически всех комиссий, предупреждали о возможном конфликте на юге республики. О том же говорят и спецслужбы. Однако новое руководство страны не предприняло упреждающих мер. Официальный Бишкек ограничивался заявлениями в том, что беспорядков не допустят. ВП КР было слишком занято «переформатированием» Конституции, которая бы позволила бывшим оппозиционерам остаться у власти. Ситуацию пустили на самотек, пока на юге не рванула «бомба».
Судя по тому, что происходило в первые дни, временное правительство было в замешательстве, если не в панике, и демонстрировало полную беспомощность. Беспорядки на юге страны, напротив, готовились кем-то основательно и грамотно. Об этом свидетельствует не только то, что незадолго до конфликта местное население подогревали жуткими слухами и провокационными материалами, и в первые дни конфликта узбекская сторона в городе Оше, в отличие от кыргызской, оказалась хорошо вооружена и организована. Трагедия сопровождалась широкой информационной кампанией, запущенной в Интернете и подхваченной иностранными СМИ.
Складывалось впечатление, что целью последней было показать «геноцид», устроенный по отношению к этническому меньшинству. Затем - участие в конфликте армии на стороне титульного большинства, хотя, скорее, военные повинны не в этом. Наученные горьким опытом коллег, обвиненных в расстреле «мирных» демонстрантов, силовики уже просто не решались стрелять по гражданским, позволяя им захватывать оружие и технику. Но за рубежом это трактовалось, как соучастие армии в погромах, что позволило отдельным исследователям заявить о преступлениях против человечности. Зачем и кому было выгодно обвинять в подобном власти?
Временное правительство с готовностью указывает на Курманбека Бакиева и его окружение. Таким образом, якобы, клан второго президента пытался дискредитировать новые власти страны в глазах мировой общественности. Депутатские комиссии обличают лидеров узбекской диаспоры, которые, якобы, пытались спровоцировать в Фергане полномасштабную войну. Комиссия во главе с Токоном Мамытовым, в частности, утверждает, что сторонники Кадыржана Батырова напали на пограничный пост, чтобы позже нанести удар по Узбекистану. Затем, как предполагают парламентарии, мог вспыхнуть вооруженный конфликт уже между странами. Впрочем, атака была отбита.
Но зачем Кадыржану Батырову было нужно провоцировать войну? В подобных действиях, казалось бы, нет логики. В случае вторжения со стороны РУз и возможной оккупации некоторых районов КР местная узбекская община уже не смогла бы претендовать на особые права, а режим, существующий в соседней республике, значительно жестче. Но этот вопрос депутатская комиссия оставляет без ответа. Возможно потому, что, говоря об июньских событиях, в Кыргызстане часто упоминают некую третью сторону.
А был ли третий?
На этот счет до сих пор нет единого ответа. Есть только версии, так и не подкрепленные доказательствами, на что, в свое время, указывала комиссия, возглавляемая Киммо Кильюненом. Члены ВП КР в разное время сообщали о неких наемниках и иностранных боевиках, действующих в зоне конфликта. Однако ни один из них задержан так и не был.
Местные комиссии по исследованию трагических событий на юге часто указывают на участие в конфликте наркомафии. Одна из наиболее распространенных версий: столкновение между этносами было спровоцировано переделом сфер влияния над наркотрафиком, или для того, чтобы перебросить крупную партию афганских опиатов. Но, как полагают эксперты в профильной области, эта гипотеза, скорее, ошибочна. Наркодельцам, по их мнению, была выгодна стабильность, тем более трафик уже приобрел устойчивую форму и позволял доставлять в Кыргызстан героин сотнями килограммов.
Директор фонда «Центрально-Азиатский центр наркополитики» Александр Зеличенко, к примеру, считает, что «попытки обосновать ошскую трагедию исключительно происками наркобизнеса, являются ничем иным, как желанием упростить проблему». По его мнению, передел сфер влияния на наркотрафике действительно имел место, но был не причиной, а скорее, следствием конфликта. Согласно приводимым им данным, до июньской трагедии в одном из дворов в махалле Нариман складировались крупные партии афганского героина. Затем опиаты загружались в грузовики, которые следовали в Россию. Поэтому наркодельцам, облюбовавшим Нариман, вряд ли были нужны «боевые действия» и уж тем более последовавшие за ними зачистки.
В Кыргызстане очень популярна версия, привязывающая к трагедии на юге Кыргызстана США и Запад. Ее принялись активно муссировать после того, как стало известно о возможном появлении на юге Кыргызстана полицейских ОБСЕ и стремлении НАТО закрепиться в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана. Сторонники версии укрепились в своих подозрениях после доклада комиссии Киммо Кильюнена. Но подтвердить эту версию в состоянии, пожалуй, только спецслужбы, однако заинтересованы ли они копать в этом направлении?
Не менее любопытную версию недавно подкинул представитель президента переходного периода в парламенте Азимбек Бекназаров. Он заявил, что третьей силой могли быть НПО, бросившиеся защищать одну из сторон конфликта. Азимбек Бекназаров, очевидно, претерпел ту же трансформацию, что не раз ломала его предшественников, переходивших из стана оппозиции в чиновничий лагерь. Но и неправительственные организации не остались в долгу. Местные правозащитники обратились к международному сообществу с просьбой отслеживать ситуацию в Кыргызстане и поддержали нелицеприятный для официального Бишкека отчет Международной исследовательской комиссии.
Что дальше?
Несмотря на резкую реакцию парламента на отчет международной группы, депутатские комиссии в той или иной степени оказались с ней солидарны. Например, в том, что возлагали ответственность за произошедшее на действовавшее в ту пору временное правительство. Другой вопрос, что члены последнего, за исключением Болота Шера, брать на себя вину никак не хотят. Да и шаг бывшего министра внутренних дел скептики называют популистским.
Июньскую трагедию изучали более десятка разных комиссий. Политики продолжают ломать друг об друга копья, но, по сути, расследования, которое бы удовлетворило бы всех, до сих пор не проведено. Нет четких и убедительный ответов на вопросы: кто виноват и что делать? За рубежом опасаются, что подобная неопределенность приведет к новому взрыву. Власти, обычно не прислушивавшиеся к внешним прогнозам, вняли. В преддверии годовщины трагических событий создан единый штаб правоохранительных и силовых органов, на юг перебросили дополнительные подразделения милиции и военным структурам, на случай массовых беспорядков, разрешили применять оружие на поражение. Но, как показал прошлый год, подобных мер недостаточно. Мир достигается иначе.
К годовщине трагедии, к слову, «созрела» и ОДКБ. По сообщениям российских СМИ, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа заявил, что, в случае дальнейшего обострения на юге Кыргызстана блок может вмешаться в ситуацию в республике. «Мы готовы к любым мерам и имеем соответствующий потенциал», - заверяет он. Вполне возможно, ОДКБ действительно пересмотрела свои позиции по отношению к «ферганскому котлу». Жаль, что этого не случилось годом ранее.
Сегодня многие эксперты не сомневаются: то, что происходило на юге Кыргызстана в июне 2010 года, могло взорвать всю Фергану, а затем и Центральную Азию. Но, увы, ценой этому пониманию стали сотни погибших и тысячи пострадавших жителей Ошской и Джалал-Абадской областей - кыргызов, узбеков, людей других национальностей. К сожалению, для местного истеблишмента они по-прежнему так и остались разменной монетой в политической игре.
Источник: ИА «24.kg».
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1942
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1705
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 2299
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1554
В преддверии годовщины ошской трагедии бывший силовик и политик Мирослав Ниязов по обыкновению жестко и открыто высказался по поводу острых вопросов. И дал свое видение того, каким образом можно разрулить столь щепетильную ситуацию.
Дадут ли успокоение результаты комиссий по расследованию ошской трагедии?
Дело в том, что за 20 лет это уже второе крупное столкновение на юге страны. Нам надо серьезнейшим образом разобраться в подлинных причинах, мотивах происшедших событий, повлекших разрушительные последствия с массовыми человеческими жертвами. Скрывать что-либо нет никакого смысла. Из истории надо извлекать уроки. Потому все комиссии, безусловно, имеют смысл. Кого-то они удовлетворяют, кого-то раздражают. Суть одна: межэтнические столкновения - проблема куда более серьезная, чем ее иногда пытаются представить. И упрощать ее не следует. И комиссии внесли рациональное зерно, из чего можно сделать соответствующие выводы. Вопрос в другом: как поступить теперь нашим властям, чтобы не допустить подобного впредь?
Как разминировать ферганскую «бомбу»
Ферганская долина – это бомба, с ее дефицитом земель и воды, с перенаселением. И это всегда очаг напряженности. О чем нельзя забывать. И ошский конфликт надо рассматривать шире, чем просто Ош, чем просто юг страны: это Ферганская долина. Это не последний социальный взрыв, вероятно такое и в будущем.
Надо что-то делать. А что? Ферганская долина – преимущественно хлопководство. А хлопок – трудновозводимая культура, требующая огромных человеческих и водных ресурсов. У нас на 1 гектар хлопка уходит в среднем 16 тысяч кубометров воды! Мы получаем 19 центнеров с гектара в среднем. Совершенно нерентабельное производство! Если сравнить с Израилем, который занимает первое место по хлопку, то там на 1 гектар уходит 3,5 тысячи кубометров воды, а урожайность – 60 центнеров с гектара! Нам нужно сузить проблему воды, нужно идти по пути водосберегающих технологий. Только они могут остановить напряженность в вопросах использования водных ресурсов. Для Центральной Азии источником водных ресурсов являются Кыргызстан и Таджикистан: 90% воды формируется здесь. Мы все живем в одной природно-климатической зоне и должны совместно использовать те ресурсы, которыми владеем. Мы должны научиться делать это, иначе природа накажет нас за безумие.
Что касается дефицита земель, то они могут быть освобождены от хлопчатника и заняты пшеницей, например. Это может снять и продовольственную безопасность. Надо в комплексе рассматривать, не забывая, что социально-экономическое положение – всегда источник межэтнических претензий.
Еще один вопрос – надо провести делимитацию и демаркацию границ. Отсутствие их – проблема территориальной безопасности для каждого из нас. Именно в приграничных районах происходят убийства, ранения и прочие ЧП.
Языковой вопрос
В этой точке зрения есть какой-то смысл. Но к большому сожалению, мы очень сильно торопим события. Всякая попытка отстранить русский язык от реальности – это не самое мудрое решение. Через русский язык, надо об этом помнить, мы распахнули окно в искусство, в культуру, в науку и технику. И оставлять сегодня его в забвении… Те, кто хочет быть успешным, обязаны знать русский язык, так же как и английский, китайский. В мире идет глобализация. И процесс глобализации не остановишь. Английский язык всегда будет оставаться преимущественным. Пространство русского языка тоже очень велико.
О политических «пионерах»
Если речь о Кыргызстане, то мы опережаем в своем политическом устройстве сознание народных масс. Мы не доросли до парламентаризма, к нему идут веками. И парламентаризм хорош тогда, когда государство имеет четкие очертания, государственные механизмы работают и власть в принципе не может эту ситуацию изменить – а у нас же все под властью. У нас сырые партии, больше похожие на пионерские организации, которые руководствуются эмоциями. А не опытом, не знаниями. В парламент пришли пять разношерстных партий. Я вам скажу, следующие выборы будут иметь примерно такой же расклад. Может быть, номенклатура партий слегка расширится – будет шесть…Это говорит о том, что у нас нет ни одной серьезной партии, которая могла бы встать у руля, взять на себя ответственность за страну.
Протянуть шапку – не протянуть ноги?
Как консолидировать людей? Физически человек находится в прямой зависимости от двух вещей: его надо накормить и ему надо обеспечить физическую безопасность. Сегодня вопрос стоит об обеспечении продовольственной безопасности. Давайте рассуждать, действительно ли мы независимое государство? Если 80% всего необходимого мы импортируем, если бюджет государства состоит из заимствований, если граждане в поисках заработка вынуждены ехать за рубеж, нет очерченных государственных границ, нет собственных электрических сетей. Кыргызстан – это глубоко зависимое государство, попавшее в унизительное положение. Все руководители разъезжают с протянутой шапкой. Хроническая финансовая зависимость напоминает наркоманию. Сегодня нет никаких предпосылок, чтобы изменить неблагоприятный ход событий. Внутренние ресурсы никто за 20 лет не поднимал. Мы паразитируем за счет экономического преимущества соседей. Такое государство не может существовать. И межэтнические отношения тесно с этим связаны.
О национализме
Рост национализма – факт, который отрицать бессмысленно. И при такой ситуации Кыргызстан вполне может лишиться части страны – речь о юге.
Что нужно сделать, чтобы улучшить межэтнические отношения? Проявление национализма – явление, в общем-то, закономерное. Это происходит во всех постсоветских республиках. И в России это особенно заметно. Где-то даже есть в этом рациональные зерна, но плевел больше, чем зерен. Кто-то говорит: это рост национально самосознания. Отчасти это можно признать. Но у нас не хватает культуры, и в порыве эмоций мы допускаем недопустимое.
В Кыргызстане худо-бедно, но живут до 80 национальностей. И кыргызы должны понять, что за согласие между народами отвечает именно титульная нация. Иначе мы так и будем находиться в том раздрае, в каком пребываем. Мы должны принять всю полноту ответственности за проживающие здесь народы. За мир и согласие мы должны нести ответственность. Но и другие нации, проживающие в Кыргызстане, должны строго соблюдать законы этой страны. Это надо прививать людям! Должна быть взаимная ответственность всех наций.
Источник: Агентство национальных новостей.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1773
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1591
Если внимательнее прочитать интервью известного эксперта Александра Князева, Киргизию готовят на заклание.
Причем, в этом больше заинтересованы США.
Если вдуматься, то национализм, который захлестнул эту горную страну, скрыто поддерживается американскими спецслужбами. История независимого Киргизстана изобилует фактами, которые в неприглядном свете показывает роль США и его союзников. Национализм на стадии становления Киргизии подогревался Западом, задача стояла простая – разогреть «антирусские» настроения и отторгнуть республику из орбиты России. Это, в конце концов, привело к порождению так называемого этнического национализма. Ясно, что все это Западом планировалось на перспективу, то есть делалось для того, чтобы потом в будущем, когда страну захлестнет национализм обвинить киргизов во всех смертных грехах, встать на защиту этнических меньшинств с целью фрагментации Киргизии путем требования предоставления статуса автономий представителям других наций. Дальше больше, благо есть опыт Косово .
В первую очередь, поднимались негативные факты, которые имели место в отношениях России и Киргизии. К примеру, события 1916 года. Хотя есть факты, о которых умалчивают киргизские историки. До сих пор не изучены факты, которые говорят о подстрекательской роли различных иностранных спецслужб, чьи эмиссары подогревали антирусские настроения среди киргизов и казахов в 1916 году. В частности, никто не хочет вспоминать о том, что в начале 20 века на территории Туркестана (Средней Азии) под негласным контролем британских, германских и турецких спецслужб создавались различного рода националистические организации. Все создавалось под идею Великого Турана, хотя для внешних игроков было важно оторвать территорию Туркестана от России, создать подконтрольные марионеточные государства. Свою роль в этих трагических событиях сыграли и большевики с эсерами, которые заняли жесткую антивоенную позицию и осуждали царскую Россию за участие в Первой мировой войне. В итоге указ Николая Второго о привлечении туркестанцев к тыловым работам привел к восстанию, в результате погибли тысячи русских поселенцев, десятки тысяч (если не сотни) туркестанцев. Эта была большая, страшная трагедия. И в том, что произошло, виновны те, кто до сих пор продолжают «Большую игру» в Центральной Азии. А диктаторов Центральной Азии держат с определенными целями, играя на их амбициях и алчности захватить все природные богатства, руками продажных парламентов законодательно закрепить все это. А дальше можно и свергать тиранов, механизмы дальнейших действий ныне отрабатываются в Северной Африке.
Ниже интервью Александра Князева:
Александр Князев, координатор региональных программ Института востоковедения Российской Академии наук, доктор исторических наук, один из ведущих экспертов по Афганистану и проблемам региональной безопасности о перспективе развития афганского сценария в Киргизии.
На нашей апрельской конференции, посвященной теме региональной безопасности (См. «Сможет ли Кыргызстан защитить себя от внешних угроз?») мы рассматривали ситуацию, связанную с выводом американцами своих воинских подразделений из Афганистана и возникающих в этой связи угрозами проникновения боевиков на территорию Таджикистана и Кыргызстана. Вы только что вернулись из поездки по Афганистану и можете с высокой степенью точности сказать, насколько реальна такая опасность?
- Опасность возрастает не в связи с уходом американцев, а по большому счету в связи с их появлением там в 2001 году. Они не просто планируют уйти из Афганистана, они планируют оставить после себя раздробленное пространство. Я могу твердо сказать, что целый ряд радикальных террористических, экстремистских группировок, которые базируются на территории Афганистана – в Пакистанском Вазиристане, - курируются американскими и британскими спецслужбами, и направленность их действий имеет центральноазиатский характер. Те проявления террористической активности, имевшие место в прошлом году в Таджикистане, определенные события в нашей республике (Александр Князев здесь и в дальнейшем под «нашей республикой» подразумевает Кыргызстан) как раз об этом и свидетельствуют. Я вижу такой наиболее радикальный сценарий развития событий: вывод большей части американских войск из Афганистана под разворачивающуюся параллельно информационную кампанию о росте террористических угроз в регионе, размещение американских войск в ключевых точках – южной Киргизии, Таджикистане и, наверное, в Узбекистане. Причем, эти базы не будут иметь никакого отношения к настоящей борьбе с терроризмом – это опорные точки для решения геополитических и геоэкономических задач в отношении России, Ирана, Китая. Какие-то крохи будут отстегнуты местным силовым структурам, миноброне, спецслужбам. Уже сейчас можно наблюдать, что активность смещается на север, причем, в информационном пространстве это происходит гораздо активнее, чем в реальности. Я проехал на машине от Кабула до Мазари-Шарифа и никаких намеков на проявления талибской активности, или Исламского движения Узбекистана, или еще чего просто нет. Активность есть в других регионах, но она связана с продвижением на север.
Что касается угрозы появления у нас талибов – ее никогда и не было. Она надумана. Талибы исповедуют этнический национализм, это пуштунское движение. В Афганистане они борются с таджиками, с узбеками, с туркменами. Их появление на территории Средней Азии не будет иметь никакой поддержки, а их партизанские методы борьбы без поддержки местного населения невозможны. Да и не было у них таких амбиций. Все, что говорится об их поддержки чеченских, уйгурских и других группировок – она носит более идеологический характер. Связей более серьезных между талибами и чеченскими, уйгурскими, узбекскими группировками никогда не было, они придуманы в большей степени самими СМИ.
А что сегодня представляет собой ИДУ, которое трансформировалось в Исламское движение Туркестана?
- Это реальная сила, которая на все сто процентов находится под контролем западных спецслужб и их управлением. В последнее время в него влилось много выходцев с Кавказа, уйгуров из Синь-Цзяня, и немного из Центральной Азии – есть казахи, киргизы, таджики, узбеки. Но счет этой организации идет максимально на сотни. Это не дивизии. И главное для них – связь с местным населением. Партизанские методы борьбы бывают успешны малым количеством, при невысокой оснащенности, невысокой подготовке, но при поддержке населения.
Александр, насчет убийства Усамы бен Ладена? Все правильно поняли эту акцию, как некую логическую точку, предшествующую выходу американцев из Афганистана. Мол, цель достигнута, не стыдно сворачивать кампанию…
- Совершенно верно. Это чисто информационный ход. И вообще, был ли Усама бен Ладен тем, кем его представляли с конца 90-х годов. Был ли он такой значимой фигурой, или это просто медиа-персона? По законам психологии зло должно быть персонифицировано – некое неприятное злое лицо, некий мифический образ. То же – Саддам Хусейн. Сегодня из Каддафи пытаются сделать злодея. Вот такой фигурой и был бен Ладен. Что из себя в действительности представляет Аль-Каида? Это сетевая организация, без определенного центра управления. Никогда бен Ладен не был главой мирового терроризма! Это абсолютная профанация. Есть группировки, которые воюют между собой, отстаивая собственные интересы. И вообще, миром правят не идеалы, а интересы! Многие вообще воюют просто за деньги. К примеру, нужно раскачать ситуацию в Киргизии – вот они появятся в Киргизии. Зачем американцам нестабильность в Киргизии? Прямого однозначного ответа нет. Но эта нестабильность препятствует реализации определенных экономических проектов, интересных для Китая или России. Таким образом, нестабильность в Киргизии – это удар по интересам Китая или России, Казахстана, Ирана и т.д.
Что такое нестабильность в стране? Это рост числа мигрантов, беженцев в ту же Россию, это нагрузка на российскую правоохранительную систему, это возникновение коррупционных элементов, это более благоприятная обстановка для трафика наркотиков. А наркотики сами по себе являются очень опасным фактором, стимулирующим рост коррупции, преступности и т.д. То есть, если поискать, то ответы можно найти на все вопросы: кому и зачем нужна нестабильность в регионе?
Подводя итог американской кампании в Афганистане, можно ли сказать, что они добились, чего хотели?
- Вот это и вопрос: а чего они хотели? Я думаю, что они в принципе добились того, чего хотели. Сам ввод войск – это поддержка собственного военно-промышленного комплекса. Здесь цели достигнуты: война эта дала мощный импульс развитию ВПК США. Втягивание НАТО в Афганистан – это оттягивание ресурсов европейских стран, внесение противоречий в отношения между государствами Европы. Параллельно была решена и задача расширения полномочий НАТО, расширения их зоны ответственности. Я думаю, что и уход американцев решает целый комплекс задач. Внести в регион определенную дозу хаоса, озадачить этими проблемами страны региона с тем, чтобы притормозить их развитие.
Другое дело, я очень не высокого мнения о военных качествах американской армии. Можно спросить любого афганца, который помнит еще ту военную кампанию, в которой участвовал Советский Союз, и вам каждый ответит, что, несмотря на высокую оснащенность американской армии, она существенно уступает бывшей советской армии. И старый автомат Калашникова просто на порядки превосходит любые современные системы стрелкового оружия. Есть и такое сравнение – по потерям советских войск и американских за всю военную кампанию. Советские потери намного выше, поскольку советские методы ведения боевых действий были намного гуманнее. Если в кишлаке прячутся «духи», по земле отправлялись советские военные на зачистки территорий. В таких наземных операциях военные рисковали жизнями, погибали, получали ранения. Но при этом минимально страдало мирное население. А американцы в таких случаях просто проводят ракетно-бомбовые удары, просто уничтожают все живое в том квадрате, где были замечены боевики. При этом мирное население в расчет не берется и потери среди мирного населения в этой военной кампании намного выше, чем в той – советской.
Поэтому я не уверен, что американцам удастся так же легко и красиво выйти из Афганистана, как это сделали советские войска. Об этом мало говорят, большее занимаются самобичеванием. На самом деле вывод советских войск из Афганистана был осуществлен очень грамотно, с минимальными потерями. Если бы ни некоторые политические промашки, то можно было бы назвать это классикой военного искусства.
Какова сегодня обстановка в Афганистане? Что говорят сами афганцы? Как они относятся к американцам, что думают о собственном будущем?
- Есть очень большое желание жить в мирной стране. Снизились миграционные настроения. Лет десять назад трудно было не встретить афганца, мечтающего перебраться с семьей в более спокойные регионы. Высока степень негативного отношения к американцам и их присутствию. И есть высочайшая ностальгия, позитивная в отношении к СССР и прошлому сотрудничеству. В эту мою поездку один афганец пошутил: через Саланг до Кабула в советское время шли два трубопровода – с керосином и соляркой. Оставалось только третий построить – с куриным бульоном. Это шутка, но в ней есть доля правды: та экономическая помощь, которую оказывал Афганистану Советский Союз, ее масштабы и бескорыстие, не идут ни в какое сравнение с той помощью, которую оказывает этой стране все мировое сообщество.
Есть и другие негативные моменты. На мой взгляд усилились настроения межэтнической розни. Конфликт в Афганистане имеет и межэтнические корни. В стране, где титульным этносом являются пуштуны, составлявшие когда-то больше половины населения, а сегодня порядка 30-40 процентов, и которые стремятся доминировать во всех сферах жизни, в управлении страной, сегодня возрастает самосознание других этносов. На свою долю управления претендуют таджики, вырос статус хазарейцев, за последние 20 лет выросло влияние и потенциал узбеков, других этносов. И вот эти противоречия сегодня очень сильно обострены.
Но ведь эта национальная составляющая конфликтов не на пустом же месте возникла?
- Киргизия идет по «афганскому сценарию». Я это говорил еще 6 лет назад, и не отказываюсь от своих слов. Тот урок, который сегодня получают пуштуны – это тот урок, который могут получить и кыргызы. Не должно быть понятия «титульная, доминирующая нация». Если же идти по этому пути – мы получим афганский сценарий. Сейчас есть прямая угроза раскола страны, которой потворствует американская сторона…
Афганистана!
- Да, Афганистана – на пуштунскую и непуштунскую части. Раскол страны вероятен на 3-4 части, в первую очередь по национально-этническому признаку: Пуштунистан, Туркестан, есть еще и таджики, которые не захотят с тюркскими этносами строить отношения, есть хазарейцы, есть белуджи… А учитывая то, что представители этих этносов есть и в соседних с Афганистаном странах, могут возникнуть движения по созданию новых государств. А это уже конфликт регионального масштаба. То есть, это путь, по которому сегодня идут постсоветские страны, в числе которых и Киргизия…
Но Киргизия – это не Афганистан. И не подпадает под его потенциал ни своими ресурсами, ни людьми, ни политическим влиянием, ни военными возможностями…
- Да, но те отличия, которые есть, они не в пользу кыргызской государственности. Афганистан был вполне состоявшимся государством еще в начале ХХ века. Киргизия возникла в 1991 году. Тут сравнивать нельзя. Но тот путь, по которому Афганистан шел в течение десятилетий, Кыргызстаном может быть пройден сравнительно быстро. И опять же, внешние силы будут стремиться сделать все, чтобы так случилось. Когда говорят, что Россия или Китая могут выступать для Кыргызстана в качестве дестабилизирующих факторов, я спрашиваю: а зачем им это нужно? Китай заинтересован в существовании вдоль своих границ мирного буферного пояса, который предохранит страну от трех зол: терроризма, экстремизма, сепаратизма, и наркотрафика, и т.д.
Есть определенные интересы у российского бизнеса, которые не реализуются в той же Киргизии только в силу нестабильности политической ситуации. Куда побегут беженцы в случае войны из любой среднеазиатской республики? Ответ совершенно однозначен: побегут в Россию. Да, России нужны квалифицированные рабочие руки, но ей не нужны новые проблемы, ей не нужны беженцы, которых нужно будет кормить и содержать. Поэтому интерес России заключается в том, чтобы в регионе была стабильность, чтобы конфликтов не было.
Но у нас в республике еще бытует мнение, что Россия заинтересована что-то выкачивать из Кыргызстана. Правда, неизвестно, что?
- Кыргызстан в экономическом плане не представляет никакого интереса для крупных и сильных государств. Единственное, чем он может быть привлекателен, так это своим географическим положением.
В таком случае, нам не на что надеяться. Кыргызстан в силу слабости своей экономики не может иметь сильной армии. Поэтому нам необходим гарант нашей безопасности. Кто может им стать? Россия? Китай? США? Евросоюз?
- Я думаю, что речь нужно вести не только о Киргизии. Американцы пытаются перекроить карту мира так, как это кажется им удобно, они считают и границы в арабском мире искусственными, наспех сделанными после ухода колонизаторов. Сегодня возникают в мире угрозы, справиться с которыми государства в одиночку не смогут. Не знаю, как будут называться эти слияния – союз, конфедерация, альянс и еще как – но подобного рода консолидация необходима. Для нашего региона выбор не большой. Американцы здесь – явление временное. Остаются два полюса для нашего региона – Россия и Китай. Выбор между ними. Сегодня существует совершенно уникальная площадка, именуемая Шанхайской Организацией сотрудничества – это нормальная площадка для диалога, для согласований интересов, для сглаживания противоречий между Россией и Китаем. Между ними находятся страны Центральной Азии.
В этом контексте не совсем понятно, зачем наши среднеазиатские республики так настойчиво выдавливали российские пограничные части? Думается, не только по причине чувства суверенности. У самих-то сил маловато для эффективной охраны границ. На той же апрельской конференции по проблемам безопасности ее участники высказали мнение, что охрана границ, как и в целом стабильности мира в республике – это не должны быть заботы только Кыргызстана, это заботы всего Содружества…
Я бы не стал винить ни Кыргызстан, ни Таджикистан за стремление самостоятельно охранять свои границы. Россия в те годы сама испытывала определенные трудности, не было у нее тогда понимания собственных интересов в мире. И сейчас не стоит вести речь о прямом возвращении к прежней системе охраны границ. То, что Таджикистан не справляется с задачей охраны таджикско-афганской границы, и наркопотоки являются источником обогащения таджикистанской элиты – это очевидные факты. Об этом говорит статистика: количество задержаний наркотиков во время охраны границы российскими пограничниками и после их ухода. По сути цифры задержаний наркокурьеров – это показатель охраны границы. Нужна какая-то форма кооперации, которая позволила бы это «решето» если и не закрыть совсем, то, по крайней мере, значительно снизить его пропускную способность. Нужны совместные контролирующие структуры по линии ОДКБ, ШОС. Сегодня пока они ограничиваются консультационными функциями. И должны быть механизмы реагирования на такие угрозы. Должны быть механизмы наказания за непринятие эффективных мер по контролю.
Вот сегодня наши спецслужбы смело заявляют, что в недалеком прошлом весь наркотрафик контролировал клан президента Бакиева! А что, раньше об этом ничего не знали?
- Бордюжа заявил об этом гораздо позже меня. А где он был раньше? Вот я и говорю, что должны быть механизмы контроля, чтобы эти проблемы не оставались где-то в кулуарах. И в одиночку проблемы наркотрафика не решит ни Таджикистан, ни Киргизия.
И последний вопрос: что ожидает Кыргызстан в этом году?
- По негативному сценарию – это возобновление незакончившегося, принявшего скрытый характер конфликта на юге с включением исламистских радикальный структур из Афганистана, и объединение юга республики с частью территории Таджикистана в единую конфликтную зону с северо-восточным Афганистаном. Это американский сценарий, придуманный для нас. И во многом та политика, которую проводят кыргызстанские власти, по отношению в частности к конфликту на юге – способствует такому развитию событий. Но это самый крайний сценарий.
В лучшем же случае республике удастся, конечно, не в одиночку, а во взаимодействии со странами, которые являются реальными союзниками и заинтересованы в стабилизации обстановки – это Казахстан, Россия, Узбекистан, Китай – по линии ШОС, ОДКБ, двустороннего сотрудничества удастся ситуацию стабилизировать, не допустить вмешательства каких-то сил извне. Не допустить в дополнение к межэтническому конфликту еще и военно-политического. Все это будет способствовать росту интересов инвесторов в создании здесь новых рабочих мест, в целом стабилизации социально-экономической ситуации. Но этот путь за год не реализовать, революционным наскоком не поправить дела в экономике. На это нужны годы и годы. Но ситуация в стране критическая и сегодня стране нужны быстрые инвестиции – времени на ожидание нет. И вот здесь у меня возникают вопросы, ответы на которые я не нахожу. Вернутся ли серьезные инвесторы в Кыргызстан? Удастся ли найти новые, неконфликтные сферы для инвестирования? Гидроэнергетика сегодня может породить новые обострения отношений, новые конфликты. Есть же бесконфликтные сферы – горнодобывающая отрасль, пищевая и швейная промышленность, сельское хозяйство. Я думаю, что такими крупными инвесторами в новые сферы могли бы стать российские компании, казахские, китайские. Это те страны, которые заинтересованы в долгосрочном развитии отношений.
Источник: cacompro.com.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1909
Последние несколько лет Таджикистан сталкивается с серьезными угрозами в экономической сфере, которые могут привести к ухудшению положения страны. Об этом 25 мая в Москве ходе круглого стола на тему: "Грозит ли волна революций странам Центральной Азии?" заявил главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Российского института стратегических исследований при президенте РФ Аждар Куртов, передает корреспондент ИА REGNUM.
По словам Куртова, в первую очередь - это изменение климата: ледники тают, сток рек уменьшается, а это значит, что поливной воды будет меньше. Помимо этого эксперт указал на проблемы с Узбекистаном, который пока еще применяет лишь дипломатические меры, но не исключено, что прибегнет и к иным. Еще одним важным обстоятельством, по словам Крутова, является социально-экономическая ситуация, в условиях которой население испытывает сложности с обеспечением продуктов даже первой необходимости.
По мнению эксперта, если говорить о возможности потрясений и переворотов в Центральной Азии, то по степени риска на первом месте может стоять именно Таджикистан. "Но этот переворот не будет похож на арабские. Скорее всего, это будет переворот элитных группировок, которые постараются потеснить Рахмона, тем более, что его политика в последние годы не совсем адекватна. Слишком он резко берет курс на устранение своих политических оппонентов. И так, по сути, Исламская партия Таджикистана представлена в парламенте мизерным числом депутатов", - отметил Аждар Куртов. По его словам, такая политика может провоцировать исламистов, которые есть везде и которые встанут на путь радикальной борьбы.
Говоря о Киргизии, Куртов заметил, что политическая группировка, которая находится сегодня у власти, не в состоянии будет удержать ситуацию дипломатическими методами, если возникнет опасность дестабилизации. Чем ближе к президентским выборам, считает он, тем больше политических конфликтов там будет возникать. Аждар Куртов заметил, что дестабилизацию ситуации в этой стране может вызвать и плохое экономическое положение. Эксперт полагает, что при традиции "не любить власть и чуть что браться за оружие" в Киргизии могут повториться недавние события.
Что касается Туркмении, то эксперт обратил внимание на то, что у силовых структур этой станы нет опыта подавления широкомасштабных действий. В то же время Куртов заметил, что "эти структуры эффективно функционируют в том смысле, что мятежей в стране нет", "они задавливают на корню всю оппозиционную деятельность".
"Узбекистан - это та страна, которая может быть потенциальным очагом нестабильности. Там демографический потенциал очень высок и перешел ту грань, когда сопоставим с теми ресурсами республики, которые способны создать какой-то комфортный уровень благосостояния, особенно в сельских местностях", - заявил он. Спусковым крючком для дестабилизационных процессов в Узбекистане Куртов назвал период естественной смены власти. "Если лицо, претендующее на пост главы государства, в течение 1-2 дней не сумеет показать силу, то тогда ситуация выйдет из-под контроля", - заявил он.
Источник: Агентство национальных новостей.
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 1616
Из-за многочисленных проблем служба на южной границе Киргизии считается непрестижной.
Киргизия усилила охрану границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Дополнительные отряды пограничников перебрасываются на юг с севера страны. Точная численность задействованных в передислокации военнослужащих засекречена. Известно, что основная их часть будет направлена на границу с Таджикистаном.
По словам командующего погранвойсками Закира Тиленова, дополнительная застава выставлена в Алайском районе, "такие же меры будут приняты в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях".
Свои южные рубежи Киргизия усиливает с наступлением лета уже больше 10 лет. Дополнительные войска в район стыка киргизской, узбекской и таджикской границ отправляются, чтобы не допустить вторжения в страну групп боевиков, как это уже случалось, к примеру, в 1999 году. Есть еще две важные причины, по которым киргизские солдаты окапываются сейчас на юге страны.
Во-первых, в стране приближается годовщина так называемой ошской резни – межэтнического конфликта, охватившего в июне 2010 года юг республики. Эксперты не исключают повторения конфликта, который на этот раз может выплеснуться за пределы страны. Пограничники в данном случае нужны, чтобы предотвратить поступление в регион караванов с оружием из Таджикистана и при необходимости принять участие в купировании конфликта.
Вторая причина – непрекращающаяся контрабанда бензина. Нелегально поставляемое в Киргизию из Казахстана горючее переправляется на север Таджикистана. Как уже писала 16 мая "НГ", активный вывоз топлива (по некоторым оценкам – до 700 тонн в день) вызвал дефицит ГСМ в самой Киргизии, а также недовольство России, поставляющей ГСМ Бишкеку по льготным ценам. Как стало известно "НГ", еще в середине месяца российские правоохранительные органы, расследующие причины дефицита топлива в ряде областей России, запросили у киргизских коллег детальную информацию о контрабанде. Запрос возымел волшебное действие: ранее "не замечавшие" контрабандистов киргизские силовики приступили к показательным задержаниям бензовозов с контрабандным топливом, а власти усилили контроль над реэкспортом ГСМ.
Эксперты отмечают, что охрана границ в республике поставлена слабо – не хватает финансирования, современной техники, кадров. Как результат – служба на южной границе считается чем-то вроде ссылки, через "дырявые" границы проходят китайский ширпотреб, продукты питания, оружие и наркотики. На днях была обнародована удручающая информация – в погранвойсках в 7 раз повысился уровень преступности. По данным заместителя военного прокурора Нуркамала Набиева, помимо дедовщины зафиксированы и другие факты нарушения закона: "Во время внеплановой проверки на приграничном посту Капчыгай Баткенской области обнаружена пропажа четырех автоматов с боеприпасами. Командир заставы Мамытов напоил местных жителей и натравил их против работников прокуратуры, чтобы они уничтожили документы о проверке… Наиболее распространенные нарушения – это хищение имущества и продовольствия погранвойск".
Низкие зарплаты и нехватка продовольствия провоцируют "стражей рубежей" на покровительство контрабандистам. Так, по словам руководителя общественного фонда "Проект будущего" Аскара Бешимова, "на границе Киргизии и Узбекистана происходит сращивание криминальных групп с госструктурами". "Они руководствуются едиными правилами, казной и деньгами. Сращивание криминальных групп с государственными структурами наблюдается с обеих сторон киргизско-узбекской границы", – утверждает Бешимов.
Эксперт Центрально-Азиатского института свободного рынка Нурбек Ташбеков сообщил о другой проблеме. "Киргизия стала перевалочной базой для контрабанды овощей и фруктов из Узбекистана в Россию и Казахстан и товаров из КНР в Фергану", – заявил он. По его словам, согласно статистике, в официальном импорте Киргизии отсутствуют фрукты и овощи из Узбекистана, но они нелегально провозятся крупными партиями (500 машин в месяц) через села Халмиен и Алга в Баткенской области. "Вблизи этих населенных пунктов есть места, где грузы можно провозить без преград, в том числе со стороны пограничников", – сказал Ташбеков.
Источник - Независимая газета
- Подробности
- Аналитика
- Просмотров: 2257
Гюнтер Эттингер - о неизбежности проекта Nabucco
Сегодня в Брюссель прибывает большая делегация из России во главе с министром энергетики Сергеем Шматко, чтобы обсудить с чиновниками Еврокомиссии будущее газовых отношений РФ и ЕС. Накануне переговоров свое видение стратегических целей европейской энергополитики комиссар ЕС по энергетике ГЮНТЕР ЭТТИНГЕР изложил в статье, написанной специально для "Ъ".
Европа просыпается от затянувшейся рецессии. Рост экономики возобновился. Заглядывая вперед, можно сказать, что процветание Европы и наша конкурентоспособность зависят от того, насколько мы сможем обеспечить наличие всех необходимых элементов для успешного развития экономики. Среди этих элементов одним из важнейших факторов являются достаточные, надежные и доступные поставки энергии. Но, как заявил недавно глава "Газпрома" Алексей Миллер, "европейский рынок газа бьет все рекорды - на декабрь мы уже видим цену газа по нашим долгосрочным контрактам на уровне $500. И думаю, это не последние рекорды, которые мы зафиксируем в этом году". Растущие цены на топливо угрожают экономическому росту.
Вчерашние рынки с избыточным предложением завтра могут стать дефицитными. В газовом бизнесе большие деньги. Но это означает, что газ как один из ключевых факторов будет увеличивать производственные затраты в Европе. Для роста экономики мы должны обеспечить конкуренцию между источниками поставок, вводя в строй новые трубопроводы, связывающие нас с новыми компаниями и поставщиками, а также расширить рынок сжиженного природного газа (СПГ).
Более того, Европа должна достичь запланированных показателей по снижению выбросов углерода. После аварии на АЭС "Фукусима-1" стало ясно, что газ привлекательнее как источник топлива с достаточно малыми выбросами углекислого газа в атмосферу. Он хорошо дополняет неустойчивые возобновляемые источники энергии, такие как ветер. Газа много, как много и стран-производителей. В этих условиях выбор газа в качестве источника энергии наиболее предпочтителен.
К нашему стыду, Европа пока не связана с максимальным количеством потенциальных поставщиков. И это при том, что большинство производителей находятся в пределах досягаемости для экономически оправданных трубопроводов или маршрутов поставки СПГ. У нас есть три устоявшихся маршрута поставок, которые связывают нас с Норвегией, Россией и Алжиром. Импорт газа на европейском рынке будет расти. Сейчас на нем, очевидно, сложилась весьма удобная для поставщиков олигополия. Столь же очевидна потребность потребителей в большем количестве поставщиков. Свидетельство тому - многочисленные проекты в области диверсификации источников поставок энергоносителей, которые инициируют сами потребители.
Это заставляет нас изучить перспективы импорта газа из Центральной Азии и с Ближнего Востока. Регион между Казахстаном и Египтом суммарно обладает запасами газа, в полтора раза превышающими российские. Туркмения, четвертая страна в мире по доказанным запасам газа, просит у наших компаний предоставить серьезные коммерческие гарантии по покупке и добыче природного газа. Следует иметь в виду и Азербайджан, потенциал которого имеет глобальное значение. За ними следуют Казахстан и Узбекистан. Каспийские страны настолько богаты газом, что ежегодно сжигают на факелах 9,8 млрд кубометров природного газа. К югу от Каспийского моря есть Ирак, и правительство в Багдаде ищет надежного партнера для развития своего внутреннего рынка и экспорта энергоносителей. Стоимость добычи газа в этих странах весьма конкурентоспособна по мировым стандартам. Однако пока нет никакого экономического маршрута для экспорта этого газа на международные рынки.
Европейский союз запустил проект южного газотранспортного коридора, чтобы привести всех этих новых производителей на европейский рынок. У нас есть активные покупатели. Но у нас пока мало активных газодобывающих компаний, которые бы стимулировали весь этот процесс.
В течение следующих шести месяцев Европейская комиссия разработает и укрепит свою стратегию южного газотранспортного коридора. Она ищет инвесторов среди добывающих компаний с любым бэкграундом, кто мог бы запустить процесс открытия "Южного коридора" и финансировать инфраструктуру, чтобы привести эти источники энергии на европейский рынок. Еврокомиссия поддерживает различные трубопроводные проекты, связывающие Каспийский регион с Европой. Наибольшим среди них по мощности будет проект Nabucco - газопровод, который призван связать Азербайджан с самым сердцем Европы. Помимо него, мы также поддерживаем региональные трубопроводы на Каспии, которые позволят решить проблему доставки энергоносителей на рынки сбыта. Мы намерены установить режим, который бы максимально благоприятствовал инвестициям в эти регионы и созданию маршрутов транзита энергоносителей в Европу. Мы с радостью примем сотрудничество со стороны компаний, необходимое для запуска "Южного коридора". Мы гарантируем, что у вовлеченных в этот процесс компаний будет стабильная долгосрочная перспектива по входу на газовый рынок ЕС.
Европа не предлагает субсидий. Она предлагает стабильный долгосрочный рынок с хорошими ценами и лучшими в мире клиентами.
Источник: Газета "Коммерсантъ".