Бишкек, ИА «Саясат.kg». Жогорку Кенеш Кыргызстана принял постановление, согласно которому Совету по отбору судей КР поручено незамедлительно, не позднее 7 октября 2011 года, рассмотреть и принять решение по возражениям Президента КР по кандидатурам на должности судей Конституционной палаты Верховного суда КР и кандидатурам на должности судей Верховного суда КР в строгом соответствии с действующим Законом «О Совете по отбору судей КР». В случае неисполнения указанных требований в соответствии с законом будет рассмотрен вопрос об ответственности виновных лиц.
Принятию такого решения предшествовало обсуждение парламентариями доклада председателя Совета по отбору судей КР Шамарала Майчиева о работе, проделанной Советом.
Обсудив доклад, депутаты сошлись во мнении, что Советом по отбору судей проводится определенная работа по исполнению закона «О Совете по отбору судей КР». Вместе с тем, в его работе имеются серьезные недостатки, в частности, неисполнение требований действующего законодательства.
Так, 27 июня 2010 года на референдуме народ Кыргызстана изъявил желание, чтобы в стране судебная реформа предусматривала одновременно и реформирование законодательства, и обновление состава всей судебной системы страны. Для решения вышеуказанного вопроса и приведения законодательства в соответствие с Конституцией Жогорку Кенеш провел большую работу с широким привлечением общественности, НПО, Венецианской Комиссии Европы, доноров ЕС, США и экспертов. В итоге бурных дебатов был принят закон «О Совете по отбору судей КР», внесены изменения и дополнения в конституционный закон «О статусе судей КР», законы «О Верховном суде и местных судах», «Об органах судейского самоуправления».
В соответствии с Конституцией и законом «О Совете по отбору судей КР» 8 июля 2011 года парламентом был утвержден состав Совета по отбору судей. Постановлением ЖК дано поручение Правительству о выделении материальных средств и др.
Советом по отбору судей 5 августа 2011 года были отобраны и направлены Президенту 11 кандидатур на должности судей Конституционной палаты Верховного суда КР и 29 кандидатур на должности судей Верховного суда для внесения в парламент.
Однако на сегодняшний день Конституционная палата Верховного суда не сформирована. В Кыргызстане отсутствует орган, осуществляющий конституционный контроль. Несмотря на это, из 11 представленных кандидатур Президент КР, не имея на то конституционных полномочий, незаконно возвратила 8 кандидатур и по 3 кандидатурам внесла представление в Жогорку Кенеш для их избрания. Кроме того, из 29 отобранных Советом по отбору судей и представленных Президенту кандидатур только 14 кандидатов были представлены в Жогорку Кенеш для избрания на должности судей Верховного суда, а в отношении других кандидатов, по заключению незаконно созданной Президентом комиссии, материалы были незаконно возвращены в Совет по отбору судей.
В части 2 статьи 19 Закона КР «О Совете по отбору судей КР» отмечается, что Президент вправе возвратить Совету материалы по представленной кандидатуре, мотивируя свое решение. Однако эта норма противоречит конституционному Закону «О статусе судей КР», в котором таких прав Президенту не предоставлено. Согласно статье 6 Закона «О нормативных правовых актах КР», по степени юридической силы нормативные правовые акты располагаются в следующей иерархии: Конституция, закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию; конституционный закон; кодекс; закон. Таким образом, конституционный Закон «О статусе судей КР» по иерархии стоит выше на две ступени обычного Закона КР «О Совете по отбору судей КР». В силу этого, а также согласно части 2 статьи 6 Закона «О нормативных правовых актах КР» нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу, и в случае противоречия действует закон, имеющий более высокую иерархию. В данном случае, действует закон «О статусе судей».
В статье 64 Конституции не предусмотрено полномочие Президента на проведение конкурса и возвращение материалов в отношении претендентов на должности судей Конституционной палаты и судей Верховного суда. Более того, в части 11 этой же статьи указывается, что Президент осуществляет только те полномочия, которые прямо предусмотрены Конституцией. При таких обстоятельствах никакой закон не может расширить полномочия Президента, установленные Конституцией КР.
Жогорку Кенешем были избраны двое судей Конституционной палаты Верховного суда. Жогорку Кенешем были приняты все меры по соблюдению норм части 1 статьи 61 конституционного закона
«О Конституционной палате Верховного суда КР», гласящей, что полный состав Конституционной палаты должен быть сформирован не позднее чем через 60 дней со дня вступления в силу указанного конституционного закона. Так, для реализации указанной нормы Жогорку Кенешем в отпускной период дважды созывалась внеочередная сессия, депутаты были готовы рассмотреть и избрать судей Верховного суда. Президент КР, не имея на то прав, незаконно отозвала ранее внесенные в Жогорку Кенеш 14 кандидатур, представленные для избрания на должности судей Верховного суда.
«О Конституционной палате Верховного суда КР», гласящей, что полный состав Конституционной палаты должен быть сформирован не позднее чем через 60 дней со дня вступления в силу указанного конституционного закона. Так, для реализации указанной нормы Жогорку Кенешем в отпускной период дважды созывалась внеочередная сессия, депутаты были готовы рассмотреть и избрать судей Верховного суда. Президент КР, не имея на то прав, незаконно отозвала ранее внесенные в Жогорку Кенеш 14 кандидатур, представленные для избрания на должности судей Верховного суда.
Верховный суд КР в настоящее время отправляет правосудие не в полном составе. Из 35 судей Верховного суда 9 судей до сегодняшнего дня отстранены от занимаемых должностей Декретом Временного Правительства страны. Из них на досрочное освобождение Президентом представлены только двое судей, несколько судей не избирались Жогорку Кенешем и не принимали присягу, должности трех судей Верховного суда являются вакантными. Фактически работают менее 20 судей Верховного суда, имеющих полномочия на осуществление правосудия.
Реформирование судебной системы посредством избрания и назначения новых судей в соответствии с требованием новой Конституции КР на сегодняшний день затягивается, создаются различного рода искусственные препятствия со стороны деструктивных сил.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона «О введении в действие Конституции КР» положения раздела шестого, регулирующего деятельность судебной системы, вступают в силу со дня первого заседания вновь избранного Жогорку Кенеша. В силу статьи 6 Конституции, она имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
В Жогорку Кенеш обращаются граждане и организации, ставя под сомнение решения, которые выносятся старым составом Верховного суда республики. С такими вопросами обратилась руководитель правовой клиники «Адилет» Джакупова Ч., адвокат Темирбаева Ч., а также имеются обращения других граждан.
Согласно части 4 статьи 15 закона «О статусе судей КР» Совет по отбору судей объявляет конкурс не позднее 20 дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи Верховного суда. В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона КР «О введении в действие Конституции КР» судьи Верховного суда сохраняют свои полномочия до избрания и назначения новых судей в соответствии с новой Конституцией.
Советом по отбору судей беспричинно более месяца не рассматриваются возражения Президента по кандидатурам на должности судей Конституционной палаты Верховного суда и на должности судей Верховного суда, хотя данный вопрос должен был стоять первоочередным в повестке дня заседания Совета по отбору судей. Согласно статье 1 Закона «О Совете по отбору судей» основными задачами Совета является отбор кандидатур на вакантные должности судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, местных судов. Следует отметить, что Совет должным образом не выполняет возложенные на него обязанности. Не сформирован Верховный суд КР, не сформирована Конституционная палата Верховного суда КР в предусмотренный законом 60-дневный срок.