Но ни один из них не известен, неизвестные народу граждане Светлана Мент, Дуйшонаалы Касенов, Эльвира Ашыралиева, Эркинбек Казакбаев получили лицензию, начали свою работу.    

 
- Я против разработки урана на Иссык-Куле. Почему-то наше правительство не берет в свои руки важные и очень опасные месторождения, то же золото, серебро и уран. В свое время против этого выступал и Турдакун Усубалиев. В принципе это одно из крупных месторождений с 3,5 тысяч тонн урана, 8,5 тысяч тонн тория, более 10 тысяч тонн фосфора, 34 тысяч тонн циркония, что равноценно 1 600 000 тонн титан-магнита. Если бы оно осваивалось на государственном уровне, не имело экологического вреда, тогда можно было бы осваивать. Но на первом месте здоровье народа, чистота экологии, будущее народа, безопасность граждан Кыргызстана. Поэтому я против освоения уранового рудника на Иссык-Куле.

Например, в 2010 году какие-то неизвестные граждане создали предприятие, получили лицензию на освоение этого места, поздней обновили ту же лицензию. Это крайне опасная вещь. Во время выдачи лицензии надо было проверить профессионализм руководителей предприятия. К примеру, кто по профессии, сколько лет опыта имеют, достаточно ли техники, имеют ли расчетный счет в банках Кыргызстана, вот это все надо тщательно проверить. Но ни один из них не известен, неизвестные народу граждане Светлана Мент, Дуйшонаалы Касенов, Эльвира Ашыралиева, Эркинбек Казакбаев получили лицензию, начали свою работу. Немного погодя приехавший с президентом России Путиным русский гражданин прибыл на горнорудный комбинат в Кара-Балте, составляет соглашение с теми на 30 млн долларов! Если бы тогда была доверенность правительства, оно дало бы гарантию, то сейчас было бы по-другому. И вот теперь они говорят «мы оказались в убытке на 270 миллионов сомов». Это необходимо проверить. Тогда у них есть возможность подать в суд на правительство, выиграть у кыргызского правительства. Здесь кыргызское правительство проигрывает.

 

Например, отель «Ак Кеме» выиграл суд Турции, а за то, что наши не платят, они арестовали акции «Кумтора» кыргызского правительства. Это только один краешек. За «Манас банк» гражданин по фамилии Белоконь подал в суд государства Европы, выиграл 16 миллионов. Кыргызское правительство проигрывает каждый год. Я к тому, что никто не может дать гарантии. Что будет, если перевозящие уран автомашины попадут в дорожную аварию в ущелье, содержимое смешается с водой? А при попадании с водой из Чуйской долины и дальше в Казахстан приведет к большому международному конфликту. Это приведет к большой экологической катастрофе. И без того, когда в реку Барскоон вылился цианид, на Иссык-Куль перестали приезжать туристы. Какому количеству народа на Иссык-Куле был причинен вред здоровью, не продавались ягоды-фрукты, овощи, сколько пало животных, рыб. Кто может гарантировать, что это явление не повторится?! Также среди местного населения не проводилось никакой разъяснительной работы. Эти лицензии не продавались через тендер. Народ бы знал в случае открыто объявленного тендера. К сожалению, наше правительство до сих пор не доставило в Кыргызстан деньги на рекультивацию по Кумтору. Те деньги лежат в Англии.

Здесь тоже начали работу в Кызыл-Омполе, а где фонд рекультивации? При утверждении ТЭО (технико-экономическое обоснование) должны были указать также размер рекультивационного фонда. Деньги рекультивационного фонда должны были поступить в банк Кыргызстана. А тут начали вести добычные работы на 270 миллионов сомов. Как мы теперь приведем в прежнее состояние, как восстановим, или останется с той ямой? Из-за этого тоже недовольство народа. Здесь много вопросов, кто стоит за получением лицензии какими-то людьми? Мы все понимаем, за ними стоят представители власти. Разве 270 миллионов сомов вышли бы из кармана какого-то простого человека? Интересно, кто им дал разрешение? Не могут найти ответ на этот вопрос, вчера первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов сказал: «Не давалось разрешение на разработку, на это и лицензии нет». Однако урановое месторождение работало, почему обманывают народ? Кто даст гарантию, что не будет радиации? Хотя общеизвестно, но остается скрываемой тайной. Кара-Балтинский горнодобывающий комбинат перерабатывает руду Казахстана, продукцию обратно отдает. Куда уходят собранные отходы? И это следует расследовать. Три года назад, когда Нурсултан Назарбаев стоял во власти, в Казахстане перед разработкой, выпуском урана приняли во внимание и безопасность, и экологию, разрабатывали на основе таких требований. Много покупателей урана, например, Россия, Китай стоят на первом месте. Также есть Иран, использующий атом в мирных целях. Но нам нужно здоровье народа, мир. Хотим развивать туризм? Должны сохранить Иссык-Куль.

 
В принципе, горная добыча считается отраслью, работающей в интересах народа. В Конституции написано «полезные ископаемые принадлежат государству». А труд государства должен принадлежать народу. Но ведь все получается наоборот. Кто только не разрабатывал нашу землю. Китай, Канада, Америка. Грабят и увозят наши полезные ископаемые. Надо было, чтоб доходы поступали в государственную казну, правительство осваивало их и давало гарантию. Горнорудная отрасль это место буйного расцвета коррупции. Государство должно было взять в свои руки этот вопрос. Начиная с угля, кончая ураном. А так, мы жили, вели хозяйство и без урана, нам не нужно лишаться Иссык-Куля, народа, мол, «сейчас будем копать».

 

 

 

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №16 от 03.05.2019/стр.4, gezitter. org