В 2018 году милиция Кыргызстана отпраздновала 94-летие со Дня образования кыргызской милиции и 100-летия образования уголовного розыска.

Turmush продолжает публикацию серии материалов о работе действующих и бывших сотрудников милиции.

 

В селе Кок-Ой Таласского района проживает 92-летний Кудайберген Чороев, который является ветераном кыргызской милиции. Четверо сыновей пошли по его стопам и работают в правоохранительных органах.

 

Родился Кудайберген ата в долине Кен-Кол Таласского района. «Наше детство пришлось на тяжелые времена. С 1 по 4 класс обучался в школе Кен-Кол – каждый день приходилось преодолевать 9 км, чтобы добраться до учебного заведения. Когда закончил 5-ый класс, то началась Великая Отечественная война. Вплоть до 1949 года вместе с родителями выпасали скот, принадлежащий колхозу. В 1949 году меня призвали на службу – в течение 4 лет и 8 месяцев служил в военных войсках системы МВД. Вернувшись, устроился работать рядовым сотрудником милиции в Таласском районном отделе внутренних дел. Спустя год меня направили в Кировский район – работать участковым инспектором.

 

Начиная с 1963 года и по 1980 год работал в отделе борьбы с хищениями (социалистической) собственности ОВД Таласского района. На протяжении 8 месяцев был заместителем начальника районной милиции, после чего отправился на пенсию. С 1980 по 1991 год работал управляющим в совхозе в селе. Вместе с супругой воспитали 10 детей – 7 сыновей и 3 дочерей. Сейчас у меня 55 внуков и правнуков. Четверо сыновей решили пойти по моим стопам и пошли работать в органы внутренних дел. Три дочери по профессии являются учителями. Все дети получили высшее образование», - рассказывает он.

 

Супруга Чороева скончалась в 1997 году. «В наше время было много сложностей по раскрытию преступлений, с которыми сталкивались сотрудники милиции. Помню одно преступление, которое раскрыл будучи участковым в Кировском районе [сейчас это Кара-Бууринский район]. В селе Арчагул было зарегистрировано убийство пожилой женщины. У нее не было детей. преступление было совершено с такой жестокостью, что сельчане были шокированы. После нанесения тяжелым предметом удара по голове ей буквально раздробили весь череп. Данное резонансное преступление находилось на контроле у Алиева [генерал-майор МВД Эргеш Алиева]. Он приезжал с проверкой и дал поручение в кратчайшие сроки раскрыть это дело. Сразу выдвинули версию, что раз удар был нанесен предположительно деревянной палкой, то преступник непременно должен был смыть следы крови. Решил обойти все улицы в селе. Когда подошел к зданию школы, начал смотреть по сторонам. Вдруг в глаза бросилась рубашка ребенка и наволочка от подушки. Никакого другого постиранного и развешенного белья не было. Подошел ближе и увидел красно-бурые пятна, похожие на кровь. Окликнул хозяев – вышла 20-летняя девушка вместе с маленьким ребенком на руках. Взял эту рубашку, наволочку, посадив девушку вместе с ребенком люльку мотоцикла, привез их в отделение милиции в селе Грозный. Во время допроса девушка рассказала все детали произошедшего. Как оказалось, супруг явился домой около часа ночи в состоянии алкогольного опьянения и в окровавленной одежде. Он взял на руки ребенка, чтобы поцеловать. Поэтому на детской одежде и оказались следы крови. А на утро супруга сразу же постирала все вещи, которые были запачканы кровью. Получается, что преступление было раскрыто на следующее же утро», - говорит ветеран милиции.

 

Кудайберген ата вспоминает, как в период работы в отделе борьбы с хищениями (социалистической) собственности они задержали в селе Талды-Булак 11 членов коммунистической партии, которых подозревали в коррупции. «Они занимались фальшивым оформлением документов – якобы построили сарай, якобы приобрели крупный рогатый скот, но на самом деле ничего это в реальности не было. В те годы считалось, что члены партии был образцовыми людьми…

Помню еще один случай, который произошел в Таласском районе. Это был, наверное, 1970 год. В тот день был дежурным в отделении милиции. Ночью поступил звонок – сообщили, что на окраине города в доме, расположенном рядом с православным кладбищем, произошел конфликт. Но фамилию не стали называть и сбросили. Поехали по предполагаемому адресу вместе с водителем по имени Асан. Подъезжаем, а двери закрыто, темно. Постучались, но никто так и не открыл. Решили вернуться обратно. Приехав в отделение милиции, вновь раздается телефонный звонок и опять с того же адреса. Поехали опять туда и когда машина подъехала, то хозяева сразу же отключили свет. Это насторожило нас. Асан был большим парнем и ногой выломал дверь, после чего мы вошли внутрь. Включили свет, русская женщина застирывала вещи со следами крови. Увидев нас, подошла и спросила, на каком основании мы без разрешения вошли в дом. Асан увел ее в сторону.

 

В доме была печь, в которой был хороший огонь. Открываю задвижки и вижу голову подростка, которая была лицом вверх. Рядом полыхает огонь, который охватил часть головы. Крикнул, чтобы принесли воду. Огонь потушили… В итоге в доме нашли части тела этого несовершеннолетнего подростка – их завернули в одежду и спрятали по углам. Бабушка начала рассказывать, что он каждый день приходил пьяным и не давал покоя, избивал ее. В день убийства он также пришел в состоянии алкогольного опьянения и она просто не выдержала – взяла балку и ударила по голове. Удар оказался смертельным. Начали расспрашивать у женщины, как у женщины хватило духу расчленить тело подростка. На что она ответила, что находилась в плену в Германии и была очевидцем жестоких расправ», - рассказал Чороев.

Кудайберген ата является самым пожилым ветераном органов внутренних дел в Таласской области.

 

 

 

Turmush