В бишкекском кинотеатре “Ала–Тоо” продолжается показ, пожалуй, самого обсуждаемого на сегодняшний день в Кыргызстане фильма — картины Сергея Дворцевого “Айка”.

По многочисленным просьбам прокат продлен до 14 марта. У вас еще есть шанс увидеть эту неординарную киноработу. А мы напомним некоторые факты из истории создания ленты и приведем высказывания посмотревших фильм зрителей: честные, жесткие, бескомпромиссные.

Сорок минут, которые потрясли Канны
   

Спустя десять месяцев после мировой премьеры “Айки” на 71–м Каннском кинофестивале в мае прошлого года кыргызстанцы получили уникальную возможность посмотреть картину в столичном кинотеатре “Ала–Тоо”. Кстати, в конкурсную программу МКФ отборщики включили еще незаконченную ленту, посмотрев лишь ее первые сорок минут. В истории Канн такое было однажды, когда картину режиссера из Гонконга Вонга Кар–Вая “2046” доставили на Лазурный берег в самый последний момент, из–за чего даже изменили график показов. Тогда причиной задержки работы над лентой была эпидемия атипичной пневмонии.
   

Первый сеанс “Айки” в Бишкеке состоялся 14 февраля. Директор “Ала–Тоо” Гулькаир Тиленбаева планировала держать картину в репертуаре три недели, конечно, если люди на “Айку” пойдут.
   

Первые дни зрителей действительно было немного, но постепенно народ в кинотеатр потянулся. Скажем честно, до прошлого вторника, 5 марта, полных залов не было. Но потом в Сети появилась информация, что Союз кинематографистов Кыргызской Республики, Центр солидарности в партнерстве с центром восстановления семьи “Альтернатива” при правозащитном движении “Бир Дуйно–Кыргызстан” приглашает желающих на совместный бесплатный просмотр “Айки”. И уже в этот день в Малом зале, где демонстрировалась картина, яблоку негде было упасть. В зал на 159 мест пришло более двухсот желающих посмотреть фильм, вызвавший столько споров. В итоге многие смотрели его стоя. Учитывая все возрастающий интерес к “Айке”, прокат продлили еще на неделю. И, кто знает, возможно, месяц проката не предел.

 

Трудный путь к зрителю
   

Над “Айкой” работали профессионалы из России, Казахстана, Германии, Польши и Китая. Сам Сергей Дворцевой — уроженец Казахстана, давно живет в Москве. Главную героиню — нелегальную мигрантку из Кыргызстана — сыграла казахстанская актриса Самал Еслямова. Она покорила жюри. Домой Самал увезла Золотую пальмовую ветвь за лучшую женскую роль. В копилке “Айки” есть также Гран–при МКФ в Германии и Японии. Картина выдвигалась и на “Оскар” от Казахстана.
   

...Маленькая хрупкая женщина в зимней Москве. Одна. С ребенком на руках (стала жертвой изнасилования), от которого сначала отказывалась. В чужой неприветливый город она приехала, чтобы заработать и вернуть деньги кредиторам, которые угрожают расправой ее близким. Но она не жертва, она выдержит все!
   

Картина снималась около шести лет. Деньги на производство собирали буквально по копейкам. За это время сменилось несколько продюсеров.
   

Кроме Самал Еслямовой, в фильме практически нет профессиональных актеров. Мигрантов играли сами мигранты, которых, случалось, задерживали, высылали из России, и весь материал киногруппе приходилось переснимать уже с другими людьми. А их еще нужно было найти и подготовить — не каждый способен органично существовать в кадре.
   

Замысел фильма о трагедии конкретной кыргызской женщины родился у Сергея Дворцевого, когда несколько лет назад он прочел данные статистики об огромном количестве детей, брошенных в Москве мигрантками из Кыргызстана. Будучи выходцем из Казахстана, режиссер знал, что жители Центральной Азии очень любят детей, поэтому был шокирован и решил серьезно изучить проблему.
   

Однако благие намерения Дворцевого поняли далеко не все. Люди, еще даже не видя фильм, стали высказывать претензии: почему именно кыргызская мигрантка, почему кыргызку играет казашка, что вообще москвич, не кыргыз, может рассказать о жизни наших мигрантов, имеет ли он на это право? Но прошло время. Фильм вышел в прокат. И... стали звучать совсем другие мнения.

 

Некомфортное кино
   

После просмотра картины многие говорят, что фильм не отпускает. Эмоциями люди делятся друг с другом во Всемирной паутине. Мы выбрали несколько ярких высказываний, опубликованных в Facebook. Кстати, сам Сергей Дворцевой следит за судьбой детища, говорит, что ему важно знать, как картину воспринимают в Кыргызстане. Режиссер внимательно читает мнения зрителей и некоторым отвечает.
   

Тынымгуль Эшиева: “Айка” — это как наша страна, потерянная и униженная. Очень сильный фильм! Верю в каждый эпизод.
   

Эдиль Байсалов: Получилась большая жизненная драма. Но “Айка” абсолютно не про грязь и чернуху, как я опасался до просмотра. Фильм сделан с большим уважением и чуткостью. В нем полно моментов, когда ты видишь, как наш художник влепил бы туда тот или иной загиб, но режиссеру Сергею Дворцевому удалось пройти по грани и рассказать историю из жизни, которая на самом деле носит универсальный смысл.
   

Bektur Edelweiss: Если бы у стран были лица, то Айка — это лицо нашей страны. Вот, знакомьтесь, это Кыргызстан в капюшоне изображен на постере. А вы думали, наше лицо это баатыр с мечом, или молодой джигит на коне, или мудрый аксакал? Я долго не мог отойти от фильма, в первый раз такое было. Почему про наши проблемы говорят русские и казахи, а нам уже стало безразлично? Посмотрите этот фильм, друзья, это не прошлое и не будущее, это наше настоящее, это сейчас происходит, пока вы читаете эти слова.
   

Лилит ДабагЯн: Фильм “Айка” — очень непростой зрительский опыт: это и социальная драма, и триллер, не дающий передышки ни главной героине, ни зрителю. При этом в этой социальной драме–триллере размыта грань между документальным и игровым кино, что усиливает воздействие кинокартины на зрителя... И тем не менее абсолютно некомфортный фильм “Айка” дает возможность увидеть такой большой город, как Москва, глазами тех, кого в мегаполисе не принято замечать.
   

Алтын Капалова: Этот фильм надо смотреть, смотреть нам всем. Потому что важно иногда смотреть правде в глаза, какой бы она больнючей ни была. Фильм “Айка” — гимн кыргызским трудовым мигрантам. Он не только о боли, он о сочувствии, о соучастии и силе.
   

Эльмира Ногойбаева: Как обрести дом, если твоя душа пуста? Во многом пошла на “Айку”, потому что хорошо помню реакцию на другой фильм об этом — “Пустой дом” (режиссер Нурбек Эген). Вышедший в 2012 году, он вызвал волну негодования в Кыргызстане. Какие–то коллективы даже требовали снять его с широкого экрана. И “Айка”, и “Пустой дом” — это два набата 2012 и 2019 годов. Они об одной боли–утрате. О свистящей пустоте в доме, где ничто не держит. Это завывающий плач ветра в пустом доме, откуда уходят девочки, глазастые, без слез, цепляющиеся за ветер, воздух, свою плоть. Дом, из пустых глазниц которого летят ангелы родившихся и неродившихся детей. Еще раз хочу поблагодарить режиссеров и актрис. И прежде всего наших. Потому что первопроходцы, в которых всегда бросают камень.
   

Болот Калмырзаев: А вы читали отзывы нашей публики? Горстка адекватных постов тех, кто понял, о чем картина, тонет в подавляющей массе других — “с оскорбленным чувством национального достоинства”. Возгласы типа опозорил, опустил страну, почему этот некыргыз снял историю кыргызки в таком свете, зачем эту грязь показывать... Сор из избы вынесли! Лучше все под половичок, под ковер. Этих людей оскорбило, что там кыргызы не показаны красиво, но абсолютно не тот факт, что это 100 процентов правда, и не то, что люди доведены до отчаяния и вынуждены прозябать, выживать...

 

 

Анастасия КАРЕЛИНА и Гульбара ТОЛОМУШОВА.

"Вечерний Бишкек"