Мы представители кочевой цивилизации, поэтому тяжело навязать кыргызам ислам или коммунизм, политическую диктатуру, жесткие рамки, стандарты, запретить или заставить делать что-то.

 

- Алмаз агай, в последнее время заметно, что произошел раскол между чрезмерно увлекшимися религией гражданами, муллами, а также гражданами, которые не полностью следуют букве религии. Многие ненавидят тех, кто отдаются религии. Почему возникли эти противоречия?

 

- Это связано с тем, что во-первых, фанатики вмешиваются в политику. Во-вторых, верующие требуют, чтобы мы не отмечали Новый год и Нооруз. В-третьих, внешний вид верующих (борода, дамбал, хиджаб...). В-четвертых, чрезмерные требования фанатиков, касающиеся повседневной жизни. В-пятых, верующие не гибки, упрямы, не уважают чужое мнение. В-шестых, фанатики не приемлют личное мнение, свободное мышление и т.д. Поэтому общественность с неприязнью к ним относится.

 

- Есть тенгрианцы, выступающие против чрезмерно увлекшихся верующих. Что вы об этом думаете?

 

- Не думайте, что против религиозных фанатиков выступают исключительно тенгрианцы. Именно фанатики называют своих противников тенгрианцами, одичавшими бедолагами, поклоняющимися огню. По моим наблюдениям подавляющая часть кыргызов не хотят принимать радикальный ислам. Есть исторические, культурные, вполне существенные причины. Мы представители кочевой цивилизации, поэтому тяжело навязать кыргызам ислам или коммунизм, политическую диктатуру, жесткие рамки, стандарты, запретить или заставить делать что-то.

 

Большая часть кыргызов поддерживает традиционный ислам, они согласны жить по его канонам. Здесь важна внутренняя чистота мусульманина, а не внешний вид, показуха. Выступление против радикального ислама не означает выступление против всего ислама. Такую точку зрения распространяют среди общественности фанатики. У кыргызов есть свой неповторимый путь, неповторимое место в исламе. Кыргызский путь может не совпадать с арабским путем, арабской культурой, арабским миром. Но, извините, это не проблема кыргызов. Это проблема арабов. Арабы не собственники ислама, у каждого народа свой исторический и культурный путь в исламе. Принуждение может негативно сказаться на самом исламе.

 

- Наверное у вас есть мнение и о проблеме хиджаба, которая долгое время вызывает споры...

 

- Полно споров, касающихся хиджаба. По-моему, Кыргызстану следовало бы принять как хиджаб платки, которые носят женщины. Муллам и духовному управлению следовало бы популяризировать эти платки. Тогда у нас не было бы споров, делящих кыргызов без веской причины. Конечно, возможно такие платки не совсем соответствуют исламу и понятию хиджаба. Но такие платки полностью соответствуют традициям кыргызов. Если бы официально утвердили такие платки, то это был бы консенсус национальной точки зрения и религиозной точки зрения...

 

- Депутаты Жогорку Кенеша предлагают законопроект, запрещающий проводить даават, обходить дома. Можно ли ограничить даават законом?

 

- Нужно законом ограничивать вещи, которые вышли за определенные рамки. Правильно предлагают закон, ограничивающий даават. На этом не нужно останавливаться, пора принять законные меры против радикального ислама.

 

 

Источник: газета "Фабула пресс" №41 от 09.06.2017 / стр. 7