Печать
Общество
Просмотров: 1345

 

Институт Медиа Полиси прокомментировал решение Центральной комиссии по проведению выборов и проведению референдумов в Кыргызстана не аккредитовывать отечественные информационные агентства.
 
По мнению института, агитация посредством информагентств более чем законна, поскольку статья 22 конституционного закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» при проведении выборов обеспечивает гражданам, кандидатам, политическим партиям право на свободное проведение агитации в соответствии с законодательством, где они вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого кандидата, списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов или политических партий.
 
Более того, п.13 ст. 22 Закона гласит, что:
 
«13. Агитация при проведении выборов может осуществляться:
 
1) через средства массовой информации;
 
2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);
 
3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
 
4) в иных не запрещенных настоящим конституционным Законом формах».
 
Граждане КР, кандидаты и политические партии имеют полное законное право на проведение предвыборной агитации не только через СМИ, которые были аккредитованы ЦИК, но и посредством иных не запрещенных конституционным законом формах, к которым может относиться и проведение агитации через информационные агентства (ИА), поскольку конституционный закон не содержит какой-либо нормы, которая относила бы форму агитации в ИА к незаконным.
 
Следовательно, многочисленные заявления о том, что агитация через ИА незаконна - абсолютно беспочвенны. Данный вид агитации не запрещен, а значит граждане КР, кандидаты и политические партии имеют полное право агитировать посредством информагентств при условии, что данные действия будут оплачены из средств избирательного фонда.
 
Институт Медиа Полиси отмечает, что на сегодня ЦИК имеет полное право аккредитовать информационные агентства согласно п.13 ст. 22 конституционного закона, в том числе и путем формирования дополнительного списка аккредитованных ИА, так как необходимо учитывать реалии современного информационного общества, и не забывать о значении и важности информационных агентств.
 
«Ведь граждане нашей страны, которые находятся не только на территории Кыргызстана, но и далеко за его пределами, нуждаются в доступе к информации кыргызстанских газет, радио и телевидения для принятия решения и реализации своего права на выбор. А значит, информационные агентства для них - единственный источник оперативной и достоверной информации о событиях, происходящих на Родине», - отмечает организация. .
 
Основные плюсы, по мнению Института Медиа Полиси заключаются в том, что теперь информационные агентства не подпадают под многочисленные запреты, установленные законодательством для СМИ при проведении предвыборной агитации, а, следовательно, ИА предоставляется возможность в полной мере ощутить прелести понятия «демократического общества». Так, например, если для СМИ установлены ограничения в опубликовании результатов общественных опросов в последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования, то на информагентства данный запрет не распространяется. Не стоит забывать и о финансовой составляющей вопроса, так как если печатные и электронные СМИ были лишены возможности самостоятельно определить свою ценовую политику в преддверии данных выборов, то информационные агентства могут устанавливать те цены, которые считают необходимыми.
 
Основной минус в сложившейся ситуации заключается в том, что информагентства лишены тех привилегий, которые предоставляются СМИ. Так, согласно Положению ЦИК «О порядке аккредитации СМИ, участвующих в предвыборной агитации и их работы в период проведения выборов президента КР» от 11 июля 2011 года, аккредитованные СМИ имеют право:
 
« - присутствовать на заседаниях Центральной избирательной комиссии;
 
- пользоваться средствами связи для передачи оперативных сообщений в свои редакции, другой техникой связи, установленной в специально отведенных для аккредитованных журналистов местах;
 
- получать информацию, касающуюся решений, принятых Центральной избирательной комиссией;
 
- осуществлять видео и фотосъемку в здании Центральной избирательной комиссии;
 
- получать необходимую информацию в Центральной избирательной комиссии, в том числе на специально организуемых брифингах, встречах и пресс-конференциях;
 
- знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами;
 
- пользоваться содействием Центральной избирательной комиссии в организации встреч, интервью с председателем, его заместителями, членами Центральной избирательной комиссии и сотрудниками Аппарата Центральной избирательной комиссии.»
 
С другой стороны, не стоит забывать и о том, что сотрудники ИА, являющиеся гражданами КР и обладающие активным избирательным правом, могут выступать и в качестве наблюдателей, которым также предоставлены определенные привилегии при проведении выборов. Так, согласно статье 9 Конституционного Закона:
 
«4. Наблюдатель вправе:
 
1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;
 
2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;
 
3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;
 
4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;
 
5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
 
6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;
 
7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
 
8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;
 
9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;
 
10) наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;
 
11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
 
12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;
 
13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;
 
14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом;
 
15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
 
16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;
 
17) осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая подведению итогов голосования.»
 
В заключение стоит напомнить, что отсутствие в национальном законодательстве понятия и статуса информационных агентств, никоим образом не означает, что отношения в сфере Интернет вовсе не регулируются. Ведь согласно нашему законодательству к содержанию информационных материалов, которые размещаются не только в СМИ, но и распространяются иными способами предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, а также соблюдение принципа равенства кандидатов, политических партий, и исключение проявления предпочтения к какому бы то ни было кандидату или политической партии.
 
Источник: АКИpress.