А.Бекназаров: Бакиев и Атамбаев тоже строили противоположное отношение к людям, приведшим их самих к власти, вплоть до притеснений и гонений... 

 

 

- Азимбек Анаркулович, вас давно не видно. Здоровье хорошее?

 

 

- Здоровье хорошее. Сменилась власть, сменилась эпоха, дадим возможность новой власти, помолчим. Если что-то скажу, чтоб не говорили: «Бекназаров тоже делает то-то». Мы не теряем надежды, что новая власть принесет Кыргызстану новую цель, новые идеи.

 

 

- Видимо, такие старые политики,как вы, не лежат просто так. Вы же стараетесь анализировать политическое положение, держать руку на пульсе времени?

 

 

- Да, мы наблюдаем за положением, анализируем. У нас своя организация ПНС (Постоянный народный совет – Туруктуу элдик кенеш). Два дня назад провели собрание. Сооронбай Жээнбеков руководил государством 100 дней. Что изменилось? Полагая, что для обсуждения прошло достаточно времени, мы решили провести Национальный курултай-съезд в конце марта или начале апреля. Поступило предложение, чтоб молодежь, патриотические силы высказали пожелание новому президенту, подтолкнули к выполнению определенных дел. Большинством голосов решено провести курултай. Мы намерены там обсудить проблемы, озвучиваемые сегодня общественностью. Создали комиссию для проведения курултая, поручили проведение курултая  самой молодежи, поднявшей инициативу. Назначили председателем организационной комиссии Айбека Бусурманкулова. Бог даст, мы заявим в голос, не будем просто так лежать. Государство принадлежит не одному Жээнбекову или Атамбаеву.

 

 

- Следовательно, вы не лежите просто так, а анализируете шаги нового президента. Вы смогли увидеть за 100 дней Жээнбекова новые идеи, новые шаги?

 

 

- Скажу, что 100 дней Сооронбая Жээнбекова стали временем, в которое он посчитал себя в морально-политическом отношении хотя бы полноценным президентом Кыргызстана. Ведь он пошел на президентство решением СДПК. Бывший президент Атамбаев лично сам поддерживал, вместе с СДПК сделал президентом. Сегодняшнему президенту тяжело что-то говорить, перешагивая через Атамбаева или СДПК, которые привели его самого во власть. Если б так выступил, то сразу бы попал в положение тех же Бакиева, Атамбаева. Получился бы человеком, плюющим в свой колодец. Бакиев и Атамбаев тоже строили противоположное отношение к людям, приведшим их самих к власти, вплоть до притеснений и гонений. Говорили «буду руководить с новыми людьми», но снова руководили государством с подхалимами-проститутками бывшей власти. Наверное, у Сооронбая за 100 дней появилось внутреннее чувство «я президент». Но во внешнем проявлении он даже не озвучил президентскую программу: «Я президент. За 6 лет выполню вот такие работы». Думаю, до 7 апреля будет проведен большой съезд-курултай СДПК, наверное, тогда скажет. Сегодня лидер СДПК Сооронбай Жээнбеков. До становления президентом он ходил с прежней политикой. Сейчас СДПК партия власти. Раз он президент,  должен сказать, на какую дорогу выведет Кыргызстан партия власти? Если не скажет до 7 апреля, то в дальнейшем и не скажет.

 

 

- Азике, вы сказали «100 дней Сооронбая Жээнбекова стали временем, в которое он посчитал себя в морально-политическом отношении хотя бы полноценным президентом Кыргызстана». Но ведь в обществе преобладает мнение, что Жээнбеков не может стать полноценным президентом. Сильно влияние бывшего президента. Работает его команда»?

 

 

- Правильно, но создающие такое мнение это люди, желающие вбить клин между Сооронбаем и Алмазом. Государственный, думающий о нации человек не должен особо акцентировать на этом. Жээнбеков обязан Атамбаеву и СДПК за то, что сидит президентом. Он не обязан людям, говорящим «не может выйти перед Атамбаевым». Самое главное, в государстве надо держать стабильность. Мы об Атамбаеве говорим только плохое «он плохой, он плохой». Пока он сидел во власти, я тоже много говорил плохого о нем. Сегодня он не в должности, скажу о его хороших сторонах. Нравится кому-то или нет Атамбаев, он за 6 лет обеспечил в государстве политико-экономическую стабильность. В то же время приобрел много врагов. Он обеспечил сменяемость верховной власти в указанные в Конституции сроки, что было целью двух революций. Поддержал прогрессивную молодежь, привел к власти. Не привел членов семьи на государственные или влиятельные должности.

 

 

- Остановитесь здесь. Вы отрицаете также, что привел к власти своего шофера, телохранителя, секретаря?

 

 

- Я считаю их людьми его команды. Они ходили вместе с Атамбаевым в тяжелые для него времена. Они не члены семьи. Еще одна хорошая сторона Атамбаева - он сумел показать себя патриотом, болеющим за нацию. Он смог провести 100-летие событий 1916 года, Год истории и культуры. Провел Игры кочевников. Вместо того, чтобы Жээнбекову говорить «я новый человек, должен проводить свою политику, буду вести работу иначе чем Атамбаев», он должен исправить недостатки Атамбаева, завершить его незаконченные работы, сделать не сделанное им, продолжать эти хорошие стороны его политики. Много внешних сил, желающих разжечь огонь между обоими, заставить воевать друг с другом. Находятся в бегах за рубежом 2 желавших стать президентом, 5-6 желавших стать премьер-министром, президентом. Они же тоже не лежат просто так. В любом случае надо схлестнуть этих двоих. Это они говорят «прошло 100 дней, страной руководит не Жээнбеков, а по-прежнему руководит Атамбаев». Да, сегодня руководит Атамбаев. Глава аппарата – человек Атамбаева. В силовых структурах полностью сидят поставленные кадры Атамбаева. В правительстве работают кадры Атамбаева. В то же время они же кадры СДПК. Были и кадры Жээнбекова.

 

 

- Есть такое как спор за должность, власть. Наверное, вы не приняли во внимание фактор расхождения, когда два человек делят должности, не могут прийти к одному мнению при назначении кадра?

 

 

- Власть и богатство ссорят даже братьев. Семья Бакиевых спорила и схватывалась за богатство, власть. Для Жээнбекова и Атамбаева пример с Бакиевыми должен быть уроком. На президентских выборах Жээнбеков говорил «я продолжу политику Атамбаева». Если он сказал правду, то должен продолжать не плохие, а хорошие стороны Атамбаева. Акаев говорил «я приведу свою команду» и создал «Алга Кыргызстан», Бакиев создал «Ак жол». Если он (Жээнбеков) выведет одну партию, это считается ошибкой. Государство от этого не выиграет. Если отделится от Атамбаева и пойдет самостоятельно, то Атамбаев станет ему оппозицией. Ты же знаешь, что может произойти посреди дороги. Кто выиграет? Оба проиграют.

 

 

- Президент Жээнбеков на совещании Совета обороны сильно упрекал силовые структуры, названные вами кадрами Атамбаева, и перед общественностью сказал, что из предыдущей борьбы с коррупцией толку не вышло. Известно ведь, это выступление все равно что неожиданный удар по Атамбаеву, который говорил «я открыл жесткую борьбу с коррупцией»…

 

 

- Сооронбай сказал очень правильно. Он на выборах обходил народ, знает, какие разговоры ходят в общественности. Сказал о недостатках за 6 лет. Но он же не смог после «А» сказать «Б». Он дал силовым структурам срок 6 месяцев, 9 месяцев. А он должен был решением Совета безопасности сразу предложить парламенту «примите меры». Потому что силовые структуры это члены правительства. Было бы правильно парламенту дать политическую оценку, снять с работы. Значит, сегодня у Сооронбая нет советника. Я думаю, что принятое Сооронбаем на Совете безопасности решение, безусловно, было согласовано с теневым президентом. Получился кыргызбайчылык – ты дай 5-6 месяцев времени, мы закончим свои кое-какие незаконченные дела, а потом типа сами уйдем.

 

 

- «Сможет сказать «Б»?

 

 

- Не надо вместе с оппонентами Атамбаева говорить «Б», а надо вместе (с ним) говорить «Б»…

 

 

- Парламенту тоже не надо было сидеть в ожидании президента, а самим следовало рассмотреть это решение…

 

 

- Парламент ежегодно заслушивает отчет правительства, Генеральной прокуратуры, Верховного суда. Но видели мы хоть один раз, чтоб поставил «2» отчету правительства и выгнал?! Ведь гоняет только один Атамбаев. Парламент боится своей тени. Мало депутатов, свободных словом, мыслью, сердцем. Большинство бизнесмены. Потратившие крупные суммы денег никогда не думают о другом. Крутость Атамбаева в хорошем анализе их психологии. Поэтому он уложил перед собой все фракции. Хотя Атамбаева называют плохим, но он привел такую молодежь, как Сапар, Дастан. Теперь этой молодежи не надо ступать по старой дороге, а необходимо встать на новую дорогу. Парламенту тоже хорошо бы не сидеть в ожидании «когда Жээнбеков скажет нам «фас?», а надлежало давно поднять вопрос. Сейчас большинство говорит: «Жээнбекову надо уйти от Атамбаева, он должен создать свою команду». Кого он приведет в свою команду? Приведет дежурных стариков, не говоривших на выборах ничего другого, кроме как: «Сооронбай хороший человек. Воспитывался в хорошей семье. У него чистые руки»? Или приведет людей, которые через газеты ругали и били Жээнбекова, пока до выборов не осталось 10 дней и, поняв поздней, что не смогут стать президентом, поддержали его? Они же перебежали к нему, видя поддержку Атамбаева. На таких людей сделает ставку?

 

 

- Человек теневого президента Фарид Ниязов написал заявление об уходе по собственному желанию с поста главы президентского аппарата, а президент это не поддержал. Какая политика подвигла Ниязова на написание заявления?

 

 

- На этот твой вопрос отвечу словами, высказываемыми в общественности, и услышанными мной самим. На выборах на Сооронбая Жээнбекова работал авторитетный аксакал с юга, старый партократ, работавший на больших должностях аксакал. Он (Жээнбеков) поручил Фариду: «Вот он помогал нам, сделай его членом в совет директоров денежного места». Фарид вызвал к себе того аксакала и сказал: «Вы дайте хорошее интервью про Атамбаева». Аксакал ему ответил: «Атамбаева надо посадить. У него есть только одно хорошее дело – он в свой срок передал власть. За что я буду его хвалить? Он должен сидеть в тюрьме», - прогрохотал так и ушел. Сооронбай Фариду: «Ты дал работу упомянутому мной аксакалу?». Тот: «Нет». Исследовал, вышло вот так. Ну, подобных случаев оказалось много. Наверное, Сооронбай пошел к теневому президенту и поставил вопрос ребром.

 

 

Здесь Сооронбай не выгоняет Фарида, мол, не слушается меня. Наверное, он поставил вопрос так: «Этот и тебе делал такие плохие дела. И твоих соратников показывал тебе плохим. И тебя показывал плохим соратникам. Показывал тебя плохим. А сегодня и меня показывает плохим». Заявление не принял, потому что, видимо, хочет снять решением партии. Такие как Фарид работают, начиная со времен Акаева, интриганы, устраивают игры в аппарате, очень хорошо усвоили, кого похвалить президенту, кого опорочить, сформировать мнение у президента. Президенты должны держаться дальше от таких людей, как Фарид Ниязов, Осмонакун Ибраимов. Я тоже скажу слова, озвученные в одном обществе. Много лет проработавший в суде человек выдвинул свою кандидатуру на должность судьи Верховного суда. Он взял своим посредником к Сооронбаю человека, сидящего на большой должности в стране. Тот посредник зашел к Сооронбаю, передав слова того человека: «Я во время Атамбаева не прошел. Даже не принял. Смогу ли пройти в этот раз?». Сооронбай якобы ответил: «Мне Сегизбаев принес оперативную справку. Я того человека не пропущу». Оказывается, справка Сегизбаева стала основной формулой при отборе кадров. Сооронбай должен сделать выводы и из этих слов.

 

 

- Какой президент держит сегодняшнюю политику в стране?

 

 

- Сейчас политику держит, является опорой Атамбаев, не Жээнбеков…

 

 

- Тогда почему Атамбаев не может провести курултай-съезд, постоянно откладывает?

 

 

- По-моему, они не могут уточнить 6-летнюю программу. По требованиям революции в 2010 году приняли мораторий, запрещающий изменение Конституции в течение 10 лет. В 2020 году Сооронбай будет президентом. Какую конституционную реформу проведет? Ноша на шее Жээнбекова. Я хорошо знаю и Атамбаева, и Жээнбекова. По моему мнению, наверное, сейчас Атамбаев раскаивается по многим вопросам. После ухода с должности все люди анализируют свою работу за то время. Наверное, и Атамбаев сожалеет, что порочил, подвергал гонениям своих соратников. Сегодня мне хочется пойти к Атамбаеву и разделить с ним одну бутылку со словами «как твое положение, досум?». Ведь он 6 лет ходил как бог, никого не признавая. Хотя сегодня привел Сооронбая, говоря «продолжу руководить», но не может руководить так, как ему самому хочется. Может быть, он сейчас думает «хорошо бы мне встретиться с Азике». Потому что в дальнейшем у него появится одиночество. Жээнбекову тоже нельзя забывать «что будет со мной через 6 лет».

 

 

- Есть у Сооронбая Жээнбекова возможность остаться национальным лидером?

 

 

- Есть возможность! Есть и политическая, и историческая возможность. Но есть ли у него самого такой политический взгляд, умение видеть будущее государства, воля, дух? Это другой вопрос.

 

 

Источник: газета «Жаны ордо» №6 от 02.03.2018/стр.3

  http://www.gezitter.org/interviews/68098/