А.Каримов: "Нам не нужно бояться слова "революция". Слово "революция" означает выбор нового пути..."


- Алмаз мырза, в последнее время появились противоречивые мнения относительно срока проведения президентских выборов. Если президентские выборы пройдут в ноябре, не просидит ли президент дольше положенного Конституцией срока?


- ЦИК определил дату президентских выборов. Но будучи оппозицией, партия "Ата Мекен" считает неправильной дату выборов. Честно говоря, ничего не изменится, если президент уйдет на месяц позже. Он сложит с себя полномочия 1 декабря, так как в этот день давал присягу. Думаю, не нужно поднимать шумиху, отодвигать выборы на месяц назад. Когда еще мы четко следовали букве закона? С самого начала мы криво сели на седло. Будет работать закон или нет, но президент уйдет, даже если на месяц позже. Вопрос тут другой - кто придет на его место. В таких принципиальных вопросах закон не работает. Какую команду создаст президент - так и будут работать законы.


- Почему продлили на месяц срок пребывания за решеткой Текебаева? Или власть посадила его и не находит повод, чтобы отпустить?


- Текебаев задержан в результате политической борьбы. Через месяц еще раз продлят срок заключения, по определенной причине. Короче говоря, не позволят ему участвовать в выборах. Чем дольше сидит Текебаев, тем больше у него сторонников. Поэтому постараются подольше подержать его за решеткой. Если вина Текебаева не будет доказана, то он обеспечит серьезную конкуренцию. Вокруг него начнут собираться влиятельные политики. Поэтому постараются его придержать, не выпускать до выборов, продлевая срок заключения.


- Почему не смягчили наказание для приговоренных к 12-20 годам оппозиционеров, которые якобы намеревались захватить власть?


- Это было политическое решение, другими словами, судебный процесс основывался на аудиозаписи. Честно говоря, 20-летний срок - это суровый приговор. Но со стабилизацией политической обстановки их срок могут скостить. Это временное явление. Тем не менее такой приговор должен послужить "сигналом" для других. Когда наладится политическая ситуация, то вердикт может быть смягчен, они даже могут выйти на свободу.


- Почему стало возможным проводить судебные разбирательства в отношении задержанных политиков за закрытыми дверями?


- Судьи наизусть знают законы, но они выполняют приказы из верхушки, проводят заседания за закрытыми дверями. Например, оправдавшие Садыра Жапарова, Таланта Мамытова, Камчыбека Ташиева судьи на следующий же день лишились работы. С тех пор судьи начали выносить решения в угоду верхушки, чтобы сохранить свою должность.


- В последнее время активно взялись за конфискацию. Другими словами, конфискуют имущество тех, кто критикует президента. Вынесено решение суда, согласно которому подлежит конфискации имущество Чолпон Джакуповой, критиковавшей президента. О чем это говорит?


- Это очень неправильный ход. Неуважение к частной собственности. Честно говоря, государство в первую очередь должно защищать законы и частную собственность. Иначе страна не будет развиваться. В Европе, Америке народ требует у властей, чтобы она не трогала частную собственность. Потому что частная собственность - это святое. Никто не вправе ее отобрать. К сожалению, в последнее время ее отбирают и это становится привычным. Другими словами, прокуратура и другие представители власти конфискуют имущество посредством карманных судей. Я против того, чтобы у Чолпон Джакуповой отбирали имущество за то, что она критиковала президента.


- Нариман Тюлеев отсидел в тюрьме. Компенсировал нанесенный ущерб. К сожалению, начали отбирать торговые центры, которые принадлежат не только ему, но и его родственникам. Почему власть так сурово обходится с Нариманом?


- Нариман вышел на свободу, потому что компенсировал нанесенный ущерб. Несмотря на это, государство отбирает торговые центры при помощи упомянутых карманных судей. Возникает вопрос - нужны ли государству торговые центры? По-моему, государство выставит на аукцион торговые центры, которые перейдут в его собственность. А порядочные бизнесмены не купят чужое имущество, выставленное на торги государством. Другими словами, заработавшие деньги своим трудом предприниматели не будут покупать. Простой народ понимает, что речь идет о чужом имуществе. Поэтому покупать не будет. Но этого не понимают чиновники. Если и не открыто, так тайно торговый центр купит какой-то чиновник и оформит на кого-то.


Меня огорчает то, что на фоне кризиса и трудностей, с которыми столкнулся народ, эти затеяли передел бизнеса. Это откровенное рейдерство. Власть начала такие действия еще с "Вечернего Бишкека". Эти рейдерские захваты могут осуществляться в интересах одного человека. Возможно речь идет о высокопоставленном чиновнике.


- А не окажутся ли другие чиновники в положении Наримана Тюлеева?


- Такие вещи обязательно произойдут. "Правда гнется, но не ломается". Государство должно вернуть хозяевам многие вещи, здания, которые были захвачены рейдерским путем. Но я не думаю, что следующий президент так поступит. Потому что следующим президентом станет олигарх. Он продолжит работать по нынешней системе. Это может подтолкнуть к революции. Если продолжим оставаться в этой системе, Кыргызстан может исчезнуть как государство. Потому что захват чужого имущества ведет к тупику. Это очень сложно. Если бы судьи не были бы зависимы, такие грязные вещи не воплощались бы в жизнь. Если бы народ избирал судей так же, как президента и депутатов парламента, то судьи не стали бы действовать в интересах чиновников.


- А не выведут ли свой бизнес из Кыргызстана некоторые предприниматели, увидев, как обошлись с Нариманом Тюлеевым?


- Сейчас некоторые бизнесы инвестируют свои деньги в чужие страны. К нам не придут инвесторы, если государство будет отбирать частную собственность. Бизнесмены не будут вкладывать деньги. Потому что власть может найти повод и отобрать.


- На президентских выборах нужно избирать богатых или тех, кто представил программу и намерен поработать для народа?


- Какой бы человек не стал президентом, создастся предреволюционная обстановка. Потому что среди кандидатов в президенты я не увидел тех, кто действительно думает о стране. Другими словами, у нас одни клановые организации. Олигархи. Называть их имена не нужно, вы их и так знаете. Что касается кандидатов в президенты, то Сапар Исаков - это проект власти. Бакыт Торобаев не пойдет до конца. По-моему, он вступит в торги и получит какую-то должность. Я думаю, что у желающих стать президентом нет мыслей о том, как вывести Кыргызстан из кризиса. Кто бы ни стал президентом, он будет работать по нынешней системе. Потому что в этом заинтересованы сторонники кланового правления и олигархи, захватившие богатство народа. Но такая система приведет к революции. Заведет народ в тупик.


Почему-то мы сейчас боимся слова революция, считаем, что наша страна не выдержит, что мы потеряем страну. Но я из тех, кто считает, что у нас будет революция. Не нужно ее бояться. Посмотрите в словаре, там написано значение этого слова. Говорится, что общественная жизнь, социальная жизнь человека должна претерпеть коренные изменения. Нам не нужно бояться слова "революция". Слово "революция" означает выбор нового пути. Мы дважды совершили революцию. Разочаровались, считая, что ничего не изменилось. Были две революции, но элита не сменилась. Не сменилась элита, олигархия не ушла, поэтому сохранилась система, сдирающая шкуры с народа. Поэтому я говорю, что нынешняя ситуация ведет к революции. В общем, у нас "тупое" правление, в котором будущее затуманено. Такая обстановка ведет к переменам.


- О чем говорит то, что задержали телохранителей Эркина Мамбеталиева, а сам он подвергся обыску?


- В окружении президента появились определенные группы. Сам президент говорит, что не оставит преемника. Группы из окружения президента ищут компроматы, чтобы понравиться ему. Борьба этих групп задела и Эркина Мамбеталиева.

 

- Добьется ли кто-нибудь успеха в войне компроматов?


- Война компроматов усилится. Но только один человек решает, как отнестись к той или иной группе. Он решает, за кого заступиться. Время покажет.


- Трагедия в Узгене напугала тех, кто живет на опасных участках. Когда жители опасных участков обращаются в МЧС, их отправляют в страховую компанию. Но страховая компания отказывается страховать жителей опасных участков. Кто должен решать их проблемы?


- Здесь нельзя оправдывать власть. На месте трагедии сидят представители местной власти. Почему они не приняли техническое решение, когда земля отдавалась под трансформацию? Мало того, у 80% населения нет Красной книги. Страховая компания не сможет застраховать из-за отсутствия документов, даже если она согласится это сделать. Короче говоря, в итоге страдает народ. Никто не выполнял свои обязательства ответственно. Поэтому народ оказался в таком положении. Одни живут под угрозой оползня, другие - селя. Короче говоря, один Бог бережет кыргызов.


- Правильно ли поступило правительство, которое забрало 9 млн сомов из собранных народом средств, заявив, что оно потратило столько денег?


- Это неправильно, ситуация похожа на анекдот. Правительство не выделило деньги, а пострадавшие получили по 50 тысяч сомов. Верхушка предательски отнеслась к народу, не сумев нормально раздать деньги, собранные народом... 


Источник: газета "Майдан.kg" №16 от 03.05.2017 / стр. 4
  http://www.gezitter.org/politic/59693/