Выводы депутатской комиссии ЖК КР о том, как исчезли $156 млн. из Госдирекции по ВиР гг. Ош и Джалал-Абад… 

 

СПРАВКА

 

по итогам работы временной депутатской комиссии по изучению результатов деятельности Госдирекции по восстановлению и развитию гг. Ош и Джалал-Абад (Госдирекция по ВиР).

 

На основании обращения парламентской фракции “Республика”, Постановлением Жогорку Кенеша КР от 18.04..2013г.№ 3028-V была образована временная депутатская комиссия по изучению результатов деятельности Госдирекции по ВиР гг. Ош и Джалал-Абад.

 

В состав комиссии вошли депутаты ЖК КР: Н.Арипов (председатель.) А.Бекматов, З.Алымбеков, З.Жоошбеков, А.Артыков, А.Маматалиев, А.Арапбаев, У.Кочкоров, А.Досалиев, Т.Мадылбеков, Н.Молдобаев.

 

В состав депутатской комиссии также были привлечены независимые эксперты: аудиторы и специалисты.

 

Комиссией была произведена проверка по деятельности Госдирекции по по ВиР гг. Ош и Жалал-Абад за 2010 и 2012 год.

 

В результате изучения деятельности Госдирекции по ВиР гг. Ош и Жалал-Абад, временной депутатской комиссией было установлено:

 

Информация о созданиии

Госдирекции по востановлению и развитию гг. Ош и Жалал–Абад

 

В целях оказания помощи по скорейшему восстановлению гг. Ош и Жалал-Абад, населенных пунктов на юге страны, пострадавших в результате трагических событий в июне 2010 года, а также создания необходимых условий для жизнедеятельности граждан, организаций, учреждений и предприятий, Декретом Временного Правительства КР от 19 июня 2010 года ВП № 76 «О первоочередных мерах по ВиР Ош и Жалал-Абад» создана Госдирекция по ВиР гг. Ош и- Жалал-Абад и пострадавших населенных пунктов Ошской и Жалал-Абадской областей (далее - Госдирекция).

 

В целях реализации Декрета Временного Правительства (ВП КР) от 19.06.2010 г. ВП №76, постановлением ВП КР от 26.06.2010 года № 104 утверждено «Положение о Госдирекции по ВиР гг. Ош и Жалал-Абад», структура и штатное расписание Госдирекции. (Но данный Декрет ВП КР в реестре Минюсте отсутствует).

 

Согласно Положению «О Госдирекции по ВиР гг. Ош и Жалал-Абад» - Госдирекция является госорганом, обеспечивающим согласованную и скоординированную работу госорганов и органов МСУ, взаимодействие с гражданским обществом, частным сектором, международными организациями по вопросам восстановления гг. Ош, Жалал-Абад и пострадавших населенных пунктов Ошской и Жалал-Абадской областей.

 

Постановлением Правительства КР от 4 августа 2010 года № 147 «О специализированном фонде по ВиР гг. Ош и Джалал-Абад и Наблюдательном совете по контролю за расходованием средств специализированного фонда по восстановлению и развитию гг. Ош и Джалал-Абад» создан Специализированный фонд по ВиР гг. Ош и Жалал-Абад и для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств Специализированного фонда создан Наблюдательный совет, в состав которого включены представители госорганизаций, представители международных и НПО.

 

В соответствии с Положением «О Специализированном фонде по восстановлению и развитию гг. Ош и Жалал-Абад», утвержденном постановлением Правительства КР от 4 августа 2010 года №147, средства Специализированного фонда состоят из аккумулирующих средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, выделенных для реализации Программы по восстановлению гг. Ош и Жалал-Абад.

 

Средства Специализированного фонда имеют целевое назначение и подлежат использованию на реализацию Программы по восстановлению и развитию гг. Ош и Жалал-Абад, одобренной Наблюдательным советом, и на содержание Госдирекции, в пределах утвержденной сметы расходов.

 

Информация об источниках финансирования

 

На 2010 год, согласно ПП КР №326 от 16.12.2010 год «О проекте бюджета 2010 год и прогноз 2011 и 2012 год» дополнений и изменений предусмотрено финансирование: всего – 1 131,0 млн. сомов.

 

На 2011 год, согласно ПП КР № 27 от 26.01 2011 год «О проекте бюджета 2011 год и прогноз 2012 и 2013 год» предусмотрено финансирование: всего – 4 048,4 млн. сомов.

Бюджетных средств – 2 372,1 млн. сомов

 

АБР - 1 676,3 млн. сомов, в т.ч. (грант) 1 344,0 млн. сомов, (кредит) 332,3 млн. сомов.

 

На 2012 год, согласно ПП КР № 54 от 25.01 2012 год «О проекте бюджета 2012 год и прогноз 2013 и 2014 год», предусмотрено финансирование: всего – 1545,4 млн. сомов.

Бюджетных средств – 883,7 млн. сомов.

 

АБР- 661,7 млн. сомов, в т.ч. (грант) 399,5млн. сомов, (кредит) 262,2 млн. сомов.

 

В 2011 году Азиатский Банк Развития (АБР) выделяет $100 млн. в рамках проекта «Чрезвычайная помощь для восстановления и реконструкции».

 

По данному проекту $60 млн. направляется для восстановления жилья (вторая фаза переходного жилья), улучшения общественной инфраструктуры, водоснабжения и санитарии в гг. Ош и Джалал-Абад. Исполнительное ведомство - Госдирекция. Соответствующее соглашение было подписано 27.09.2010 г. Закон о ратификации Соглашения был подписан Президентом КР 30.12.2010.

 

Для восстановительных и строительных работ Правительство Турецкой Республики выделило грант в сумме $ 11 млн. Данная сумма была заявлена на Донорской встрече в июле 2010 года.

 

Европейский Банк Реконструкции и Развития и СЕКО (Швейцария) выделили для реконструкции объектов водоснабжения и канализации в г. Ош - 8,42 млн.евро и в г. Джалал-Абад - 8,2 млн.евро. Соответствующие соглашения были подписаны в мае 2011 года. Начало строительных работ после подготовки проектно-сметной документации планируется в 2012 .

 

Кроме того, на счет спецфонда Госдирекции в виде финансовой помощи пострадавшим поступило:

 

- От профессорско-преподавательского состава Института менеджмента, бизнеса и туризма в начале октября 2010 года 8789 сомов;

 

- От Правительства Малайзии в декабре 2010 года $29,969 тыс.;

 

- От Правительства Молдовы в декабре 2010 года $25,0 тыс.;

 

- От гражданина Исламской Республики Пакистан Мухаммад Имран Назир в ноябре $300;

 

- От Организации Экономического Сотрудничества в июне 2011 года 68953 евро в итоге в сомах сумма составит – 6,8 млн. сомов.

 

Правительство РОССИИ решило предоставить помощь в виде строительных материалов на сумму $4386717 из них:

 

пилолес - 2380 мЗ на сумму 861489 долларов США;

 

арматура - 1181 тонна на сумму 1402804 долларов США;

 

профнастил - 283,3 тонн на сумму 432989 долларов США;

 

гвозди 27 тонн на сумму 35578 долларов США;

 

каркасно-сборные дома-41 комплект на сумму 1585580 долл. CША; В настоящее время фактически поступило: 2380 м.З пилолеса,

 

1191тонна металла,

 

297,2 тонн профнастила,

 

27 тонн гвоздей,

 

41 панельно-каркасный сборный дом.

 

Фактически больше чем заявлено поступили стройматериалы: профнастил на 13,9 тн и арматура 10 тн. Поступившие строительные материалы используются при восстановлении и строительстве жилых домов, общественных зданий, социальных объектов .

 

В распоряжение Госдирекции за 2011 и 2012 годы в виде гуманитарной помощи в целом из МЧС РФ по среднерыночной цене поступила гуманитарная помощь в виде строительных материалов на общую сумму 200,4 млн. сомов.

 

В результате проведенных переговоров в сентябре 2010 года Всемирный Банк выделяет:

 

 - $10,0 млн. долларов США для дорог в гг. Ош и Жалал-Абад. Соглашение было подписано 1 октября, 2010 года .

 

- $12,5 млн. в рамках проекта Чрезвычайной помощи для восстановления электро и газоснабжения в южных городах. Соглашение было подписано 1 октября 2010 года .

 

Во время визита премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана было заявлено о выделении дополнительной суммы грантовой помощи в сумме - $4,0 млн.

 

Была достигнута договоренность Госдирекции с Исп.директором благотворительной организации Султаната ОМАНа г-на Али Ибрагим Шенун Аль Раиса на строительстве 65 жилых домов для пострадавших на общую сумму $825,0 тыс.

 

С Китайской Народной Республикой относительно использования выделяемых 42,0 млн. юаней на строительство и оснащение необходимым оборудованием больничного комплекса в г. Ош.

 

Дополнительно с КНР заявлено на Совете глав - членов ШОС Председателем КНР Ху Цзиньтао в июне 2010 года о выделении $5,0 млн. 7 апреля, 2011 года состоялось церемония подписания Обменных писем между КР и КНР по предоставление данной грантовой помощи по строительству 12-этажного жилого комплекса в г. Ош, на первом-втором этажах которого разместятся бизнес-центр и культурный центр .

 

Исламской Республикой Иран выделяет грант в сумме $ 1 млн. на строительства спортивного комплекса с оснащением в г. Ош.

 

В сентябре 2010 года из Республики КАЗАХСТАН поступила гумпомощь в виде стройматериалов всего на сумму 85,1 млн.сомов или $1810,0 тыс.: пилолес 3257 мЗ, арматура 900 тн и металлический профиль - 234 тн.

 

(Поступившие строительные материалы были использованы при восстановлении и строительстве жилых домов, общественных зданий, социальных объектов).

 

Для реализации 2-й фазы строительства индивидуального жилья 20.04.2011 г. заключен Договор о сотрудничестве между Госдирекцией и Партнерами по реализации проекта Датским советом по беженцам (DRC) и Агентством по техническому сотрудничеству и развитию (AKTED) на общую сумму $26,6 млн. (без учета налогов).

 

СУММАРНО все средства финансирования (бюджетных, помощи, грантовых и др. иных средств) – в переводе на сомы составил – 11. 404,5 млн. сом.

 

Средства, реализуемые УВКБ ООН, Международным Комитетом Красного Креста и ЮСАИД и другие иные средства, при восстановлении жилья и других процессов, на реализацию Программы по восстановлению и развитию гг. Ош и Жалал-Абад, через госбюджет и систему Казначейства не проходили. Госдирекция вела учет только по количеству приходным средствам восстанавливаемых домов, Непроходные средства которые не проходили через счета Спецфонда (гранты, помощь и др. иные средства) осталось вне учета.

 

Напоминаем что Госдирекцией нарушено Положение об специализированном фонде по восстановлению гг. Ош и Жалал-Абад в части использования аккумулированных средсв утвержденном постановлением Правительства КР от 04.08.2010 года №147, которое гласит: “ Средства Специализированного фонда состоят из аккумулирующих средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, выделенных для реализации Программы по восстановлению городов Ош и Жалал-Абад.” В соответствии пункта 2, указанного Положения:

 

 Источниками формирования Специализированного фонда являются:

 

- целевые ассигнования из республиканского и местного бюджетов;

 

- инвестиции и гранты международных финансовых институтов, стран-доноров;

 

- средства НПО, благотворительных фондов и добровольные отчисления;

 

- средства частного сектора.

 

Средства Специализированного фонда имеют целевое назначение и подлежат использованию на реализацию Программы по восстановлению и развитию гг. Ош и Жалал-Абад в соответствии утвержденных проектов и смет.

 

Из–за нарушения Правил аккумулирования денежных средств, Госдирекцией преднамерено созданы благоприятные условия для коррупции, в результате чего основная часть средств осталось вне контроля, которые не проходили через счета Спецфонда (гранты, помощь,и др. иные средства.)

 

В результате отсутствия учета, контроля и прозрачности, также отсутствие конкретной ответственности по состоянию на сегодняшний день, из поступившей суммы – 11. 404,5 млн. сомов, оприходованы имеются отчеты расходов средств только на сумму – 4. 616,1 млн. сомов.

 

ИТОГО: НЕТ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ НА 156 МЛН. ДОЛЛАРОВ США – по курсу 45 сомов за 1 доллар США на 2010-2011 гг.

 

(Анализ финансирования и использования средств по Госдирекции за период с 2010 года по 01.01.2013 года).

 

В ПРОЦЕНТАХ, ПРИХОДНЫХ ОТ ПОСТУПИВШИХ СРЕДСТВ СОСТАВЛЯЕТ - 40,47 %, СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ - 6 788,4 МЛН. СОМОВ ИЛИ 59,53 %, НЕИЗВЕСТНА – ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО, ЧТО ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СРЕДСТВ ИЗРАСХОДОВАНО МИНУЯ АККУМУЛЯЦИОННЫЕ СЧЕТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФОНДА ГОСДИРЕКЦИИ.

 

Потому ниже приводим материалы проверок только по оприходованным средств и материалов суммы которой составлял - 4 616,1 млн. сомов.

 

Изучив материалы Счетной палаты КР первого аудита использования выделенных средств Госдирекцией с 1.06.2010 года по 1.04.2011 года Временная депутатская комиссия установила следующее:

 

- Результаты проводимых аудитов Счетной Палаты показывают, что аудит проводился формально. По поступлениям средств доноров, и иных средств, нет движения средств, не было контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств.

 

Также отсутствует анализ работы созданного ОНС, в состав которого включены представители государственных, международных и НПО. Следует отметит, что их работа по прозрачности и для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств Спецфонда просто НЕ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА.

 

Особо следует отметить, в период проведения проверок комиссию по изучению результатов деятельности Госдирекции по восстановлению и развитию (далее Госдирекция по ВиР) гг. Ош и Джалал-Абад по остальным позициям анализ не проводился т.к. на детальное обследование не было возможности из-за отсутствия представителей подрядчика и заказчика и жесткого препятствования доступа проникновения внутрь здания Госдирекции в целом.

 

При проведении анализа по запросам членов комиссии и экспертов, не предоставляя необходимых документов, сотрудники Гендирекции аппарата и по ВиР категорически создавали препятствия на проведение контрольного обмера путем унижения человеческого достоинства эксперта, в связи с чем не было возможности провести проведение контрольных обмеров.

 

Комиссия считает что факт недопущения к объектам и представления доказательств, запугивание в выполнении должностных обязанностей экспертным лицам ЖК КР не допустимо.

 

Грубо нарушая Закон «О конфликте интересов» экс-руководитель ныне премьер-министр КР согласно Постановления Правительства от 15.01.2013 N 19, «в связи с нецелесообразностью дальнейшего функционирования Госдирекции по ВиР гг. Ош и Джалал-Абад, в соответствии с рекомендациями комиссии по оптимизации системы госуправления», образована комиссия по ликвидации Госдирекции, то есть принимает решение о Ликивидации.

 

Кроме того, все проводимые аудиты Счетной Палатой в “Госдирекции по ВИР” проводился под руководством аудитора Счетной Палаты Нурматова К.С. хотя его ОсОО “ Эльхан–Ош” является одним из крупных подрядчиков Госдирекции. (Поэтому во всех актах аудита в числе нарушителей ОсОО “ Эльхан – Ош” не числиться).

 

Нарушена ст.25 и ст.30 Конвенции ООН. “Воспрепятствование осушествления правосудия “ и “Преследование, вынесение судебного решения и санкции”, а также Закон КР: “ О борьбе с корупцией “ ст. 9. “Конфликт интересов”.

 

Решение Временной депутатской комиссии основано исключительно на существуюших актах аудитов и специалистов, заключения экспертов, которая провела проверку деятельности Госдирекции за период с 2010 года по сентябрь 2013 года.

 

 

Результаты проводимых аудитов Счетной Палаты показывает , что аудит проводилься формально . По поступлениям средств доноров , и иных средств , нет движения средств, контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств. Также отсутствует анализ работы созданного Наблюдательного совета, в состав которого включены представители государственных, международных и неправительственных организаций.

 

Следует отметит, что работа представителей государственных, международных и неправительственных организаций по прозрачности и для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств Спецфонда просто не было организовано.

 

 Особо следует отметить, в период проведения проверок комиссию по изучению результатов деятельности Государственной дирекции по восстановлению и развитию (далее Госдирекция по ВиР) городов Ош и Джалал-Абад по остальным позициям анализ не проводился т.к. на детальное обследование не было возможности из-за отсутствия представителей подрядчика и заказчика и жесткого препятствования доступа проникновения внутрь здания в целом.

 

 При проведении анализа по запросам членов комиссии и экспертов, не предоставляя необходимых документов, сотрудники Гендирекции аппарата и по ВиР категорически создавали препятствия на проведение контрольного обмера путем унижения человеческого достоинства эксперта, в связи с чем не было возможности провести проведение контрольных обмеров. Комиссия считает что факт недопущения к объектам и представления доказательств, запугивание в выполнении должностных обязанностей экспертным лицам Жогорку Кенеша КР не допустимо.

 

Грубо нарушая Закон «О конфиликте интересов» бывший руководитель ныне Премьер – министр согласно Постановления Правительства от 15 января 2013 года N 19, «в связи с нецелесообразностью дальнейшего функционирования Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Оша и Джалал-Абада в соответствии с рекомендациями комиссии по оптимизации системы государственного управления», образована комиссия по ликвидации Государственной дирекции, то есть принимает решение о Ликивидации .

 

Кроме того, все проводимые аудиты Счетной Палатой в Госдирекции проводился под руководством аудитора Счетной Палаты Нурматова К.С. хотя его ОсОО “ Эльхан – Ош” является одним из крупных подрядчиков Госдирекции.

 

Поэтому во всех актах аудита в числе нарушителей ОсОО “ Эльхан-Ош” не числиться.

 

 Нарушена ст.25 и ст.30 Конвенции Организации Обьединенных Наций. “Воспрепятствование осушествления правосудия “ и “Преследование, вынесение судебного решения и санкции ” , а также Закон КР : “ О борьбе с корупцией “ ст. 9. “Конфиликт интересов”.

 

 Решение Временной депутатской комиссии основано исключительно на существуюших актах аудитов и специалистов , заключения экспертов, которая провела проверку деятельности Госдирекции за период с 2010 года по сентябрь 2013 года.

 

Финансирование и расходование средств Госдирекцией

с момента создания и по 31 декабря 2012 года (отчет).

 

Фактическая финансирование и расход из госбюджета - 4 616, 072 млн. сомов: в том числе 2010год- 694, 0 млн. сомов, 2011 год 3 038,421 млн. сомов и 2012год – 883 650,5 млн. сомов.

 

Расходы по статьям показывают, что предусмотренные по статьям фактические затраты имеют расхождения. Наблюдается недофинансирование конкретных статей расходов, так например недофинансирование составляет:

 

На строительно востановительные работы - 139,5 млн. сомов;

 

На выдачу долгосрочной льготной ссуды и возмездной помощи пострадавщим лицам - 9,7 млн. сомов;

 

 На выдачи безвозмездной помощь пострадавщим предпринимателям - 3,1 млн. сомов.

 

 Итоговая сумма составила - 152,3 млн. сомов.

 

При этом по другим статьям фактические расходы составляют больше предусмотренного, сумма которых составляет нецелевым расходом, так например:

 

- По долгосрочным беспроцентным ссуда пострадавшим лицам – 119,3 млн. сомов;

- По безвозмездным помощь пострадавшим лицам – 6,6 млн. сомов;

- На выдачу ссуды пострадавщим лицам – 13,6 млн. сомов;

- Не предусмотренные расходы по смете при фактических расходах составило : проектно – изыскательные работы - 119,4млн. сомов;

- Прочие расходы - 6,6млн.сомов;

- Нецелевое софинансирование проекта АБР - 13,4 млн. сомов;

 

Сумма нецелевых расходов составил - 278,9 млн. сомов,

 

(В соответсвии Закона о госбюджете все нецелые расходы подлежат возврату в бюджет).

 

 Напоминаем, что при этом Госдирекцией принято решение заключить договоры на условиях строительства 1м2 жилья под ключ: 5-ти этажных домов от 440-449 долларов США, 16-ти этажного дома 585 долларов США .

 

По договору к стоимости в один квадратный метр, входят: затраты подрядчика на разработку проектно-сметной документации (ПСД); архитектурно-планировочных заданий (АПЗ); согласование в Ошгорархитектуре, проведение экспертиз; получение разрешения на строительство и т.д. Первоначально составляли договор на строительство объектов с подрядчиками по утвержденным ценам (1 кв. м.), затем завышали объём строительно- монтажных работ ,не имея на это основание.

 

Имеются объекты, по которым завышались утвержденные средневзвешенные цены на строительство того или иного объекта до 300,0 долларов США

 

Согласно предоставленной информации таких объектов - 20;

 

Сумма завышения которых составляет - 169,7 млн. сомов.

 

Экспертный анализ показывает, что неграмотное составление соглашения приводит к сомнительным результатам и законности составленного дополнительного соглашения.

 

Аудитом освоения и использования государственных средств за 2010 год по 15 объектам установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 32,7 млн. сомов.

В целом выявлены финансовые нарушения и недостатки на сумму 58,2 млн. сомов по 10 объектам, из них восстановлено: в доход бюджета 890,2 тыс. сомов, на бухгалтерский баланс аудируемого объекта 700,0 тыс. сомов, в пользу аудируемого объекта 54, 1млн. сомов путем занижение объёма работ подрядчикам. Достоверность востановления сомнительна, обязательно требуется перепроверка.

 

Структура Госдирекции изначально была запланирована неверно.

 

С первых дней функционирования Госдирекции, международные финансовые институты не смогли начать свою работу по АПЗ, проектированию и аккумулированию денежных средств. Именно из-за отсутствия контроля и ответственности полномочных лиц, в Госдирекции были созданы благоприятные условия для коррупции, фактов завышений в объемах работ, нарушений в смете и ошибок в проектах, например:

 

Аналогичную информацию предоставляет СП КР. Так, согласно аудита СП КР, только за 2010 год и 1 квартал 2011г. при освоении и использовании государственных средств установлено завышение стоимости выполненных работ на 41 115,0 тыс сомов. За 2010г. по 15-ти объектам – 32 649,5 тыс.сомов, сумма была восстановлена полностью, тогда как за 1-й квартал 2011г. по 9 объектам факты завышенной стоимости и объемов работ на 8 465,5 тыс.сомов, из них в ходе аудита восстановлено 2 858,1 тыс.сомов. Далее в отчете аудита нет никакого упоминания об оставшейся сумме в 5 607,4 тыс.сомов.

 

Помощь Правительство Российской Федерации в виде строительных материалов на сумму 4386717 долларов США в том числе:

 

пилолес - 2380 мЗ на сумму 861489 долларов США;

 

арматура - 1181 тонна на сумму 1402804 долларов США;

 

профнастил - 283,3 тонн на сумму 432989 долларов США;

 

гвозди 27 тонн на сумму 35578 долларов США;

 

каркасно-сборные дома - 41 комплект на сумму 1585580 долл. CША; В настоящее время фактически поступило: 2380 м.З пилолеса, 1191 тонна металла, 297,2 тонн профнастила, 27 тн, гвоздей, 41 панельно-каркасный сборный дом и т.д. Всего на сумму 200,4 млн. сомов.

 

Также гуманитарная помощь поступивший из Республики Казахстан в виде строительных материалов всего на сумму 85,1 млн. сомов или 1810,0 тыс. долларов США: пилолес 3257 мЗ, арматура 900 тн и металлический профиль - 234 тн. и т.д..

 

 В счет оплаты за выполненный объем СМР подрядчикам отпущены строительные материалы в сумме 28,7 млн.. сомов. оказана гуманитарная помощь на строительные и восстановительные работы в сумме 104,2 млн.. сомов. выдано субъектам на основании решений комиссии на сумму 4,0 млн.. сомов, отпущено подрядчику Алайайылкомок» за выполненный объем СМР на сумму 1,1млн . сомов.

 

Следует отметить, что подрядчики должен строго соблюдать и выполнять указанную договоренную сумму, то есть завершить полное строительство на общую площадь указанной в проекте. По указанному ведению строительства подрядчики не указывает стоимость и количество расходов на строительные материалы, то есть (арматура, кирпич, цемент, лес и т.д.) не ведется строгое процентовка по форме №2 утвержденной Госстроем КР, где по форме №2 указывается виды работ, точное количество нормативных расходных строительных материалов, а также бухгалтерский учет движение строительных материалов (прихода и расхода). На основании выше изложенного надо отметить, что на момент проверки невозможно определить учет и нормативные расходы строительных материалов на строительство построенных многоэтажных жилых домов за короткий период. Экспертный анализ показывает, что неграмотные составление соглашения приводит к сомнительным результатам.

 

Без ПСД, Госдирекция по ВиР проводила тендер на капитальное строительство в связи, с чем передали часть своих полномочий и обязанностей подрядчику, т. е. дали добро заказать ПСД, закупить земельный участок заказать архитектурно-планировочные условия и т.п.

 

Составлением подрядного договора с подрядчиком Гендирекция по ВиР преднамеренно ушла от ответственности за качество выполняемых работ и закупку строительных материалов .

 

 Приемку выполненных работ проводили без формы Ф-2 для отчетности, чтобы скрыть объёмы выполненных работ, количество и качество закупаемых строительных материалов, а так же завышение стоимости подрядных работ.

 

Много фактов махинации с земельным участками: Например Земельный участок 8900 кв м. оценщиком ОсОО «Оценка Юг» (Калыков Б.) прежде 10.11.2010г. оценивает за 992000 сомов, а через 13 дней он же оценивает уже 8000 кв. м. земельного участка за 9736000 сомов. ОсОО «МИА» 22 ноября 2010г. покупает 8900 кв м. земельного участка от АООТ «Атакан» за 3250000 сомов, а через 14 дней 6 декабря 2010г. этот земельный участок уже с уменьшенным размером в 900 кв.м. по договору №20 перепродает Госдирекции за 9736000 сомов. Разница между ценами покупки и продажи составляет 6,5 млн. сомов, с остатком 900 кв.м. ОсОО «МИА». Комиссии не удалось встретиться с независимым экспертом Калыковым Б.

 

Следует отметить, что Госдирекцией не обеспечена работа по эффективности реализации установленных задач и функций по осуществлению мониторинга, оценка и контроля реализации программ, проектов восстановления городов Ош, Жалал-Абад и пострадавших населенных пунктов областей.

 

Не организован должный контроль за расходованием средств Специализированного фонда по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад и утвержденной Правительством Кыргызской Республики (далее Программа);

 

Нарушена правила порядка формирования, использования и учета средств Специализированного фонда по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад (далее - Специализированный фонд), аккумулирующего средства республиканского и местных бюджетов и иные средства, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, для реализации Программы по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад .

 

Тем, менее на содержание Госдирекции за 2010,2011,2012 годы израсходованы – 80,9 млн. сомов. Расходы шли многочисленными нарушениями :

 

 - Вопреки решению Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 6 апреля 2011 года в смету расходов на содержание Госдирекции на 2011 год только по статье «Заработная плата» необоснованно включено и утверждено пять среднемесячных фонда оплаты труда 6,3млн.сомов и 0,6 млн. сомов, предусмотренные на осенне-зимнюю заготовку, всего 6,7 млн.сомов., с учетом отчислений в Соцфонд 7,9 млн.сомов.

 

 - Расход на содержание Госдирекции на 2010 год, утвержден постановлением ВП КРа №130 от 13 июля 2010 г. на сумму 26 470,2 тыс. сомов, в том числе: на заработную плату 11 663,0 тыс. сомов, отчислению в Соцфонд 2011,8 тыс. сомов, на командировочные расходы 1274,0 тыс. сомов, на коммунальные расходы 2001,7 тыс. сомов, арендную плату 120,7 тыс. сомов, на транспортные расходы 2167,0 тыс. сомов, на приобретение прочих услуг 1960,0 тыс. сомов и на приобретение машин и оборудования 5272,0 тыс. сомов.

 

 - Из этого следует, что смета расходов утверждена с завышением по статьям оплаты труда всего на 4 227,8 тыс. сомов, в том числе: по заработной плате - на 3 606,0 тыс. сомов, отчислениям в Соцфонд - на 621,8 тыс. сомов.

 

За период июль-декабрь 2010 г. фактически начислена заработная плата на 10 421,49 тыс. сомов, из них: выплачено в виде премии 4 276,179 тыс. сом.

 

 - В нарушение Положения о Госдирекции и постановления Правительства КР № 436 от 29 июля 2011 года, за 2012 год работникам при выходе в отпуск необоснованно выплачены пособия на оздоровление 2299,8 тыс. сомов, а также выплачена материальная помощь в сумме 100,0 тыс. сомов, работникам в случае смерти близких родственников. Выплата матпомощи, в случае смерти близких родственников работникам бюджетных учреждений, нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

 

Учет и отчетность денежных средств в системе казначейства, осуществлялся согласно установленным казначейским процедурам на бюджетном счете Государственной Дирекции в соответствии с утвержденной сметой расходов по статье 3111 "Здания и сооружения" и на бюджетном и специальном счетах Специализированного фонда в соответствии с утвержденной сметой по статьям 3111 "Здания и сооружения". Согласно бюджетной классификации доходов и расходов бюджета Кыргызской Республики данная статья бюджета предусматривает приобретение, а не расход средства. Госдирекцией осуществляются проекты на строительства объектов , где расходы группируется по экономической классификации расходов то есть : оплата труда работникам, использование товаров и услуг ,другие расходы и т.д. Фактически проводилось строительно-монтажные работы, а расходы бюджете предусмотрены как приобретения. В таких случаях в соответствии бюджетного законодательства вся сумма расхода является не целевым . Сумма предусмотренного бюджете составляет 4110,3 млн. сомов. И она является коруппционно составляющим.

 

В отсутствии ответственности и бездействии чиновников, за счет необеспечения согласованной и нескоординированной работы государственными органами и органами местного самоуправления , взаимодействие с гражданским обществом , международными организациями , бесконтрольностью над целевым , эффективным и прозрачным использованием средств специализированного фонда Госдирекцией , подрядчики только по 17 объектам получили прибыль на сумму - 565,4 млн. сомов.

 

Потрачены бюджетные средства, как налогоплательщиков и государства, инвестиции и гранты международных финансовых институтов, стран-доноров, средства неправительственных организаций, благотворительных фондов, и добровольных отчислений .Задействованы государственные органы, а в результате при неудовлетворительном качестве строительных работ, сверхприбыли подрядных организаций (а возможно и не только). Отмечено низкое качество строительных работ, в особенности отделочных. Применены самые дешевые материалы китайского производства на сантехнические работы, на межкомнатные двери, напольные покрытия. На миллиарды сомов нарушений - нецелевых расходов , завышений , и. других всевозможных … Государственная дирекция несет соответствующую ответственность за эффективность реализации установленных задач и функций.

 

Комиссия отмечает работы правоохранительных работ неудовлетворительным. По информации Генеральной прокуратуры КР, были возбуждены уголовные дела в отношении начальника отдела Госдирекции по восстановлению г.Ош и г.Джалал-Абад – П.Юлдашева, эксперта того же отдела А.Маматова, которые злоупотребляя служебным положением включили в список пострадавших А.Маматалиева и незаконно выделили ему ссуду в размере 150 000 сомов, аналогичная сумма выдана К.Ыдырысову, Н.Жураевой, по 75 000 сомов выдано Ж.Ыдырысову и Т.Жумаеву. (Только по этим выявленным случаям сумма составляет 600 тыс.сомов).

 

Из них государству возмещено 150 000 сомов.

 

Кроме того имеется факты получение беспроцентной льготной ссуды в размере 200,0 тыс. сомов , Хаитовым Дильшатбеком прописанным и проживаюшего с. Жиделик, Нариманского А\ О, Карасуйского района . Ссуды получает как житель, с. Дмитровка Ташлакского А\О Сузакского района по поделанным документам за

 

определенную суммы взяток как пострадавщий. Возбуждении уголовного дела отказано управлением ГСБЭП по Жалалабадской области якобы из- за срока давности.

 

Прокуратурой г. Жалалабад возбуждено уголовное дело за № 132-12-64 в отношении Паязовой З. которая по поддельным документам в качестве частного предпринимателя получила ссуду в размере 200 000 сомов, хотя частное предприятие не было зарегистрировано в органах налоговой инспекции и социального фонда. По результатам расследования данное уголовное дело было приостановлено по ст. 221 ч 1 п 3 УПК КР.(то есть в связи с неустановлением личности подлежащим к привлечение в качестве обвиняемого.

 

Так же в ходе работы комиссии был направлен запрос председателю Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР Б.Аширову. о даче полной информации касающиеся деятельности Госдирекции по ВиР г.г. Ош и Жалалабад. 26.04.2013г. за подписью Аширова Б. был получен ответ на запрос в котором указывается о том, что в отношении указанной дирекции следственным управлением ГСБЭП материалы не рассматривались и уголовные дела не возбуждались.

 

Однако по предоставленной информации с ГКНБ КР 24.01.2013г управлением ГСБЭП по Жалалабадской области было возбуждено уголовное дело за № 282-13-0004 в отношении работников Сузакского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество и членов Жалалабадской межрайонной медико-социальной экспертной комиссии, которые выдали подложные справки об отсутствии недвижимого имущества и справки о полученных травмах повлекших тяжкие последствия в июньских событиях 2010г. Тем самым указанные лица предоставили возможность незаконного получения квартир в многоэтажном жилом доме построенным Госдирекцией по ВиР. Данное уголовное дело 16.09.2013г. было приостановлено по ст. 221 ч 1 п 3 УПК КР.(то есть за неустановлением лица подлежащего к привлечению к уголовной ответственности). Так же имеется информации о возбужденных уголовных делах по лжепредпринимательству со стороны сотрудников ГСБЭП в 2011-2012годах в отношении фирм поставляющих строительные материалы в Госдирекцию по ВиР.

 

Эксперт Госдирекции А.Мамытов предлагал взятку сотруднику УБОПиК МВД КР в размере 113 тыс.сомов и 800 долларов США за прекращение факта проверки незаконной выдачи ссуды А.Маматалиеву. (заработная плата эксперта Госдирекции составляет 24 тыс.сомов).

 

 

В конечном итоге А.Мамытов не понес должного наказания и вместо назначенных 4-х лет лишения свободы получил условное наказание с испытательным сроком 1 год. Дело передано в архив Ошского городского суда, при этом прокуратура Ошской области не внесло апеляционное представление на мягкое решение суда.

 

Остается интересным вопрос, почему не были предъявлены обвинения начальнику отдела Госдирекции по ВиР П.Юлдашеву незаконно по поддельным документам путем мошенничества, получившим ссуды Маматалиеву А., Ыдрысову К., Ыдрысову Ж., Жураевой Н. и Жумаевой Т. так же должностным лицам Ошского УВД которые выдали фиктивные справки указанным лицам для включения в список пострадавших. Если бы им всем были предъявлены обвинения то и приговор суда был бы более жестким.

 

Так же прокуратурой г. Ош были возбуждены 9 уголовных дел по фактам незаконных получений ссуд с Госдирекции по ВиР путем подделки документов и мошенничества. Всего по указанным уголовным делам были привлечены к уголовной ответственности 11 человек, но однако по надуманным мотивам данное уголовное дело было прекращено на стадии рассмотрения Ошским городским судом по ст. 29, (вследствие изменения обстановки) и ст. 268 УПК КР.

 

 Уголовное дело за № 141-11-193 было возбуждено начальником отдела прокуратуры г. ОШ М.Расуловым в отношении заместителя Гендирекции по ВиР М.Эркебаева за незаконное проведение тендера. Однако в последствии в ходе расследования данное уголовное дело было прекращено по ст. 28 ч 1 п 2 УПК КР. (то есть за отсутствием состава преступления в действиях Эркебаева М.)

 

По информации ГКНБ КР, отдельные лица по подложным справкам Джалал-Абадской межрайонной медико-социальной экспертной комиссии имели возможность незаконного получения квартир в многоэтажном жилом доме.

 

Временная депутатская комиссия отмечает “заинтересованность” Правительства КР в ликвидации Госдирекции в целях укрытия коррумпированной схемы, которая существовала там с момента ее создания. Так, постановлением Правительства КР от 15 января 2013 года № 19 образована комиссия по ликвидации Госдирекции.

 

В связи с этим 23 незавершенных объекта переданы департаменту жилищно-гражданского строительства управления капитального строительства по Ошской области. В результате УКС вынуждено продолжить контроль над завершением данных объектов, не владея информацией с начала строительно-монтажных работ.

 

В заключение члены депутатской комиссии по изучению деятельности Госдирекции пришли к единому мнению о том, что мероприятия по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад изначально можно было проводить на базе Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве КР, не допуская дублирования функций управлений капитальных строительств.

 

Таким образом, острой необходимости в создании Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад не было.

 

Выводы и предложения:

 

Изучив материалы аудита экспертов, специалистов и счетной палаты Временная депутатская комиссия Жогорку Кенеша КР предлагает инициировать отставку Премьер-министра КР Сатыбалдиева Ж.Ж. из-за финансовых нарушений в деятельности Госдирекции;

 

Передать материалы Временной депутатской комиссии правоохранительным органам для изучения и дачи правовой оценки.

 

Члены Временной депутатской комиссии ЖК КР:

 

Арипов Н. Т. (председатель комиссии)

 

Молдобаев Н.

 

Кочкоров У. Т.

 

Алымбеков З. М.

 

Арапбаев А. А.

 

Артыков А.

 

Бекматов А. Г.

 

Досалиев А. А.

 

Жоошбеков З. С.

 

Мадылбеков Т.

 

Маматалиев А. М.

 

Молдобаев Н.

 

Кочкоров У. Т.

 

Маматалиев А. М.

 

Источник - "Деньги и власть"