Для Кыргызстана переводы из России — это денежный поток размером с треть ВВП: только в прошлом году по этой линии в республику поступило около 2 миллиардов долларов. 

    

А для многих кыргызстанцев это просто возможность выжить. 
   

 Но легко ли родственникам работающих в РФ получать деньги, отправленные на родину из трудовой миграции?
    

Сегодня есть два способа отправить денежный перевод из–за рубежа в Кыргызстан. Во–первых, сделать это можно через любую из действующих в республике систем быстрых переводов. Во–вторых, воспользоваться системой трансграничных платежей, как, например, SWIFT. Такой способ перечисления предполагает, что у получателя в КР есть лицевой банковский счет, на него–то и придут деньги.
    

Скорость переводов разная. Быстрые переводы потому так и называются, что они происходят чуть ли не моментально. Во всяком случае некоторые системы обещают, что получатель сможет снять деньги уже через 10 минут после отправки.
    

Если перевод ушел из России по системе SWIFT, то в комбанках КР финсредства придется ждать до пяти дней. Однако в целом сроки поступления денег от отправителя к получателю зависят от политики банка–получателя. Во сколько обходится такая банковская услуга? При отправке денежного перевода из России в Кыргызстан действуют тарифы, установленные в РФ.
    

Отечественные банки тоже берут комиссию с переводов. Тарифы кыргызстанские банкиры устанавливают самостоятельно, принимая во внимание сумму и пункт назначения.
    

Так что при выборе способа отправки денежного перевода лучше изучить тарифную политику разных банков. Как правило, комиссия в них отличается всего лишь на десятые доли процентов. Однако если денег отправляют много, то даже 0,1 процента может оказаться значительной суммой, ради которой есть смысл суетиться.
    

Проще всего найти и сравнить тарифы комбанков КР на официальном сайте Национального банка в разделе “Функции банка/Банковская система/Банковские услуги/Сведения о тарифах на услуги коммерческих банков”.
    

Имеет ли банк право задержать выплату денег по переводу?
    

Однозначно нет. Причем вне зависимости от того, какой способ пересылки финансов выбран — система быстрых переводов или система трансграничных платежей, — обналичка производится по первому запросу клиента.
    

На этот счет даже существует требование финансового регулятора, предусматривающее обязательную выплату денег частями или полностью, за исключением вкладов (депозитов), внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором.
    

Правда, не получить деньги можно из–за невнимательности отправителя или получателя, неправильно указавших реквизиты счета. Согласно Правилам осуществления денежных переводов в КР, “банк при выдаче денежного перевода должен удостовериться в полном соответствии реквизитов электронного поручения, сформированного системой денежных переводов, с удостоверяющими документами получателя. В случае несовпадения реквизитов банк должен отказать получателю в выдаче денежных средств”.
    

Если банк по какой–то причине задерживает выплату, а вы уверены в том, что не ошиблись с реквизитами и уж тем более не участвуете в сомнительных банковских операциях вроде отмывания денег или пособничества терроризму, то полезно знать о том, что постановление правительства и Нацбанка от 11 марта 2004 года дает клиенту недобросовестного финансового учреждения право требовать от банка “выплату процентов за неисполнение денежного обязательства”. Объем такой компенсации устанавливается в размере тройной действующей учетной ставки Нацбанка от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если иной, более высокий процент не предусмотрен законодательством или двусторонними договорами между банками и клиентами.
    

Попытаться урегулировать спорный вопрос можно, обратившись непосредственно в банк с жалобой или заявлением. Считается, что это самый эффективный и оперативный способ разрулить сложную ситуацию. Мол, финучреждения стараются беречь репутацию.
    

Впрочем, общение с разочарованными клиентами — это обязательная опция работы комбанка в нашей стране, поскольку в сентябре 2015 года вышло постановление правления Национального банка “О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей”, в котором “обязательное и своевременное рассмотрение финансово–кредитными учреждениями обращений потребителей” установлено как обязанность. Так регулятор старается защитить права потребителей и повысить доверие населения к финансовой системе.
    

Ну а если в банке вами все же пренебрегли или вы считаете, что сделано недостаточно, чтобы решить проблему, то с жалобой можно пойти прямо в Нацбанк.
    

По каждому обращению финансовый регулятор проводит полную проверку изложенных в нем фактов, запрашивает и анализирует документы.
    

В результате заявитель получает ответ по существу изложенной проблемы. А финансово–кредитное учреждение, — возможно, предписание об устранении выявленных нарушений. Или даже в отношении банка могут быть приняты иные меры в рамках законных полномочий регулятора.
    

Стоит отметить, что жаловаться в Нацбанк анонимно бесполезно. Такие обращения просто не рассматриваются.
    

В жалобе вне зависимости от формы — устная, письменная, электронная — должны быть фамилия, имя, отчество, адрес, контактные данные, а также суть проблемы. В письменных обращениях обязательны личная подпись и дата.


Александра ВАСИЛЬКОВА.
Источник - "Вечерний Бишкек"