Во времена Аскара Акаева Каптагаев фактически был не по зубам компетентным органам. Более того, именно Эмильбек Саламатович являлся организатором встреч тогдашнего президента с известным лидером ваххабитов Садыкжаном Камаловым, с которым дружил и, вероятно, получал от него солидную финансовую помощь.


После распада Советского Союза, вместе с которым рухнула и коммунистическая идеология с жесткой установкой на атеизм, образовался своеобразный вакуум в духовной сфере. Это стало благоприятной почвой для возрождения веры. Но при этом в страны СНГ хлынули миссионеры различного рода религиозных движений, в том числе радикальных. 
   

Это прежде всего ваххабизм и салафизм, развернула свою деятельность и запрещенная во многих странах религиозная партия “Хизб ут–Тахрир”.
   

Предполагалось, что на пути деструктивных течений должна была встать Государственная комиссия по делам религий, которая и обязана отделять зерна от плевел путем регистрации (или отказа в ней) религиозных движений. Но ставшие во главе этой комиссии люди использовали ее для своих корыстных целей. В итоге за хорошие деньги получили право на деятельность радикальные организации, которые неоднозначно воспринимались в исламском мире, вызывая обвинения в отступлении от канонов веры и экстремизме.
   

Недавно журналист Ырысбек Омурзаков в “Фейсбуке” опубликовал статью из газеты “Трибуна”, в которой рассказывается о роли бывшего руководителя администрации президента переходного периода Эмильбека Каптагаев в распространении ваххабизма в Кыргызстане. “Заурядный акаевец, должность получил в 1996 году. По его словам, он был инициатором образования Государственной комиссии по делам религий, поэтому его, мол, Акаев и назначил первым директором. 
   

В тот период было официально зарегистрировано множество религиозных организаций различных конфессий и направлений.
   

Как ярый проакаевский человек, Каптагаев строго контролировал деятельность Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК), превратив его в собственную кормушку. Даже спецслужбы не могут точно сказать, сколько молодежи было одурманено ваххабитскими идеями под личиной истинного ислама. Для этих целей через подставных лиц Каптагаевым был создан общественный фонд при ДУМК, который практически он сам и возглавлял через некоего Жумалы.
   

Нетрудно догадаться, что такой “опиум для народа” приносил огромные денежные средства. И спонсировали этот фонд не только юнцы, распространявшие экстремистскую литературу, но и зарубежные бородатые идеологи, мечтающие втянуть нашу республику в мифическое халифатское царство. Во времена Аскара Акаева Каптагаев фактически был не по зубам компетентным органам. Более того, именно Эмильбек Саламатович являлся организатором встреч тогдашнего президента с известным лидером ваххабитов Садыкжаном Камаловым, с которым дружил и, вероятно, получал от него солидную финансовую помощь.
   

После таких радушных посиделок в народной памяти остались слова Аскара Акаева: “Ваххабиттер деле жакшы эле адамдар экен го...” (“Оказывается, ваххабиты тоже хорошие люди”).
   

Каптагаев не только позволил ваххабитам открыто посещать Кыргызстан, но и организовал общественный фонд Садыкжана Камалова — “Кыргызстандагы Ислам кызматташтыгынын эл аралык борбору” (“Международный центр исламского сотрудничества Кыргызстана”), присвоив ему статус “при Духовном управлении мусульман Кыргызстана”. Впрочем, как выяснится дальше, под благородной вывеской вынашивались совсем не традиционные религиозные каноны. А во многих мечетях священнослужители отклонились от истинно мусульманской веры.
   

И, наверное, памятуя о своих коренных интересах, Каптагаев после апреля 2010 года, получив высокий пост, не оставил без внимания религию, что обернулось скандалами.
   

Так, в 2011 году глава Конгресса мусульман Кыргызстана и Средней Азии Бакыт Нурдинов обвинил сына Каптагаева — сотрудника департамента консульской службы МИД Кубанычбека Каптагаева — в продаже иностранцам хадж–виз, предназначавшихся для кыргызстанцев. Тень падала и на Каптагаева–старшего, который назначил руководителем комиссии по вопросам проведения паломничества своего земляка — Болота Абдрахманова, бывшего главу Госкомиссии по делам религий.
   

“Сын главы администрации президента руководил “черным” хадж–штабом по распределению виз среди паломников, — цитировал Нурдинова один из новостных сайтов, — в деятельность Госкомиссии по делам религий с самого начала были вплетены коррупционные схемы. Руководство комиссии действовало в сговоре с руководителями хадж–групп. Кубан Каптагаев, опираясь на отца, незаконно продавал визы гражданам Ирана, Турции, Китая, Узбекистана, Таджикистана. Хотя кыргызстанцам визы предоставляются бесплатно, организаторы паломничества реализовывали их среди иностранцев по 2500–3000 долларов. Доказательство того — арест гражданина Ирана, который пытался провезти через границу 140 поддельных виз”.
   

Нурдинов сообщил, что в 2010 году Саудовская Аравия выделила Кыргызстану 5140 квотированных виз, однако ими смогли воспользоваться лишь 3860 граждан республики. 
   

Руководители групп собрали с паломников по 2300 долларов плюс 1000 сомов за рейс Бишкек — Джидда — Бишкек и 2400 долларов плюс 1000 сомов за рейс Ош — Джидда — Ош, притом что себестоимость авиаперелетов, по данным компаний–перевозчиков, не превышала 1500 долларов. Далее с паломников собрали по 25 долларов на лекарства, оплату работы врачей и поваров. Однако, по словам травматолога Нурлана Галбаева, на приобретение медикаментов было потрачено всего 60 тысяч сомов, а четырем врачам выдали по 400 долларов. То есть только на этом организаторы заработали 100 тысяч долларов. Кроме того, каждый паломник заплатил 20 долларов за одежду для хаджа, но до сих пор неизвестно, получили ли они эту одежду.
   

Лидер партии “Ар–Намыс” Феликс Кулов тогда потребовал отчета у Каптагаева: “Руководитель администрации президента обязан отчитаться перед депутатами о работе своего сына по организации хаджа–2010”. Феликса Шаршенбаевича поддержал арнамысовец Анвар Артыков: “Депутаты создадут комиссию для проверки деятельности рабочей группы, занимавшейся организацией хаджа–2010, которую возглавлял сын Эмильбека Каптагаева. По предварительной информации, отдельным высокопоставленным чиновникам, которые входили в состав этой группы, удалось заработать до 10 миллионов евро”.
   

Тогда скандал удалось замять — у Каптагаева в то время было все схвачено, даже в Генеральной прокуратуре, которой руководила Аида Салянова.
   

Был и другой скандал, с которым связано имя Каптагаева. Это гибель милиционеров и бойца спецназа “Альфа” от рук террористов группировки “Жайшуль Махди” в 2010 году. После ареста террористов их родственники обратились к Розе Отунбаевой и другим членам временного правительства с открытым письмом. Оно было сенсационным и скандальным по содержанию: “Наши дети вызволяли вас из камер ГКНБ. Они шли под пули 
   

7 апреля, выносили раненых и развозили их по больницам, помогали в установлении порядка на юге республики, и за это по просьбе руководителя администрации президента Эмильбека Каптагаева мы уже готовили документы, чтобы их наградили. Сегодня наших сыновей называют террористами. Почему тогда вы работали с террористами?!”.
   

Ну а теперь предыстория этого скандала. 3 июня 2010 года в Токмаке примерно в 02.30 ночи неизвестные попытались взорвать молодежный развлекательный центр “Мегаполис”. 
   

9 июня в том же Токмаке примерно в 16 часов какой–то человек подорвал гранату на втором этаже одного из торговых комплексов города, в итоге пострадали четверо человек, среди них ребенок.
   

8 сентября 2010 года в Бишкеке перед началом еврейского религиозного праздника Рош ха–Шана во двор единственной в Кыргызстане синагоги была брошена самодельная бомба.
   

30 ноября того же года теракт произошел в Бишкеке возле здания Дворца спорта, где проходил судебный процесс по расстрелу демонстрантов 7 апреля 2010 года. Тогда сдетонировало устройство, заложенное в канализационный колодец. Пострадали четверо милиционеров, стоявших в оцеплении.
   

25 декабря того же года в Бишкеке был предотвращен новый теракт. Около 5.30 утра правоохранительные органы обнаружили в центре Бишкека, напротив здания ГУВД, начиненный взрывчаткой и металлическими поражающими элементами (около 30 килограммов гвоздей, обрезков арматуры и болтов) автомобиль Land Rover. 
   

29 декабря тогдашний председатель Государственного комитета национальной безопасности Кенешбек Душебаев сообщил, что все теракты раскрыты, задержаны 9 подозреваемых и 5 человек объявлены в розыск. 
   

Дальше события развивались стремительно и трагически. 4 января 2011 года во время проверки паспортного режима в 8–м микрорайоне Бишкека из автоматического оружия были убиты трое милиционеров. По горячим следам установили, что нападение совершили Данияр Кадыралиев (кличка Абдувахаб), Советбек Исламов (кличка Абусалман), Эдиль Абдрахманов и Кайрат Салиев (клички Баро, Шура).
   

5 января неподалеку от Бишкека, на территории бывшего совхоза имени Стрельниковой, перед отдельно стоящим нежилым домом–дачей развернулось настоящее сражение между силами спецназа и засевшими там боевиками, в результате которого двое джихадистов были убиты (один из них подорвал себя), а двум удалось скрыться.
   

Были уничтожены главарь террористов — 38–летний Советбек Исламов (самый старший из членов группы) и 26–летний Азим Султанкулов, а 24–летний Эдиль Абдрахманов ранен и задержан. При штурме дома погиб боец спецподразделения “Альфа” лейтенант Жениш Бабараимов.
   

Тогда ГКНБ сообщил, что членами террористической организации “Жайшуль Махди” являются кыргызстанцы и гражданин России, которые с 2007 года вынашивали свои преступные планы, а в 2010 году в доме одного из активных членов создали террористическую организацию под названием “Жамаат Кыргызстана “Жайшуль Махди”. Советбек Исламов был избран так называемым амиром, то есть руководителем группировки, которому остальные принесли присягу на верность.
   

В 2013 году Октябрьский суд Бишкека признал 13 членов группировки виновными в организации и осуществлении терактов и приговорил часть из них к пожизненному заключению, а часть — к лишению свободы на 22–23 года.
   

Но после задержания, начала следствия всплыли скандальные подробности. Выяснилось, что ряд членов “Жайшуль Махди” были связаны с некоторыми членами временного правительства. Газета “Эл Созу” в конце января 2011–го опубликовала документ, свидетельствующий о том, что, по крайней мере, один из опасных преступников, Эдиль Абдрахманов, был направлен на юг страны в июне 2010 года в составе специальной группы для организации гуманитарной помощи пострадавшим во время межэтнических столкновений. В СМИ появился так называемый временный мандат, в котором перечислялся состав этой группы, подписанный руководителем администрации временного правительства Эмильбеком Каптагаевым. Как писали СМИ, семеро человек из этого списка были арестованы как организаторы терактов: Улукбек Тукеналиев, Анарбек Сейдалиев, Арслан Коргонбеков, Акынбек Маликов, Марат Исламов, Бакыт Кенжегулов и Эдиль Абдрахманов.
   

Руководитель Ассоциации неправительственных организаций Токтайым Уметалиева, возглавлявшая отправленную на юг страны Каптагаевым спецгруппу, тогда заявила, что во время июньских событий Эмильбек Саламатович направил их сначала на охрану здания КТРК, а потом на юг. При этом Уметалиева подчеркнула, что Каптагаев лично знал обвиняемого Бакыта Кенжегулова, которого признали организатором терактов. 
   

“Знаю, что сбор ополченцев проходил возле Ошского рынка, и Каптагаев лично провожал их. В те дни многие люди хотели поехать на юг, чтобы защитить свои семьи и дома. Всех курировало временное правительство”, — отмечала Уметалиева.
   

Следствие по делам пойманных террористов так и не ответило на вопрос: какую роль играл Каптагаев во всем этом и какие отношения были у него с последователями “Жайшуль Махди”. А стоило бы.
   

В последнее время любит господин Каптагаев называть СМИ, которые критикуют его, террористическими. Но вот на фоне фактов это выглядит как оговорка по Фрейду.

 

Кира САВИНА

Источник - "Вечерний Бишкек"