Печать
Цитата
Просмотров: 1877

Т.Уметалиева: Я была кнутом Текебаева, нежели власти. Если бы я так же служила Атамбаеву, то сегодня сидела бы во власти


- Токтайым эже, 22 августа Узбекистан высадил около 10 вооруженных милиционеров в Ункур-Тоо, расположенный в Аксыйском районе, арестовав кыргызских граждан, работавших на радиорелейной станции. Почему власть не пытается освободить арестованных граждан?

- Честно говоря, этот вопрос является одним из самых тяжелых на сегодняшний день. Возвращение наших граждан должно рассматриваться как главная задача. Этот вопрос нужно тщательно рассмотреть, добиться освобождения арестованных граждан. Судя по дошедшей до меня информации, переговоры ведутся на уровне премьеров. Кыргызская сторона выполнила условия, которые выдвинул Узбекистан. Теперь соседи должны принять наши условия, освободить арестованных граждан. У кыргызов говорят: "Проявишь терпение - найдешь золото". Нужно проявить терпение, но в то же время тесно сотрудничать с узбекскими правозащитниками. Государство должно нанять многих правозащитников, привлечь соседние страны на роль посредников, обратиться к международным правозащитным организациям.

- Узбекистан отвернулся от кыргызской власти, может таким способом он хочет вернуть водохранилище Орто-Токой в Ала-Буке?

- Этот вопрос тоже остается существенным. Сейчас не только в Средней Азии, но и во всем мире усиливаются споры вокруг воды, разваливаются страны. Например, переворот в Ливии, смерть Каддафи тоже были связаны с водной зависимостью. Этим я хочу сказать, что там планировали отказаться от контрактов на огромную сумму, касающихся поставки воды из Европы на самолетах. Пытались пробурить до уровня артезианских вод и обеспечить водой народ. Это не стали терпеть внешние силы, под влиянием которых процветающая, развивающаяся, растущая страна оказалась в хаосе и страдает до сих пор. В отношениях Узбекистана и Кыргызстана этот вопрос воды тоже играет определяющую роль. Еще в 2000 году Каримов определил основную задачу - набирать воду. Например, наша общественная организация одержала победу среди среднеазиатских проектов, предложив построить ГЭС на Найманском водохранилище по программе ЮСАИД. Если бы не было переворота в 2005 году, по республике отстроили бы 17 малых ГЭС. Найманское водохранилище и Найманскую малую ГЭС мы отстроили методом ашар [коллективный добровольный труд]. Узбекские власти отправляли своих представителей, чтобы ознакомиться с пилотным проектом. Спустя некоторое время во многих местах Узбекистана поднималась проблема набора воды, методом ашара появились малые пруды, что помогло решить проблему воды. Поэтому они выступают против строительства ГЭС в Кыргызстане.

- Будет ли результат от переговоров между кыргызской властью и Узбекистаном по Ункур-Тоо, или узбекская сторона продолжит пытаться завладеть нашей землей?

- Этот вопрос не смогут решить по итогам одного заседания. С нашей стороны нужно отправлять волевых, образованных, рассудительных людей, которых там будут уважать. В эту делегацию нужно включить представителей депутатских групп, людей, знающих международные конвенции. Потому что заведующие отделами по международным делам у нас не имеют опыта, так как недавно заочно окончили магистратуру. Например я готова бесплатно присоединиться и подготовить документы. Помимо меня и другие правозащитники готовы оказать помощь государству.

- Токтайым эже, почему на круглом столе по защите Конституции вы высказались против Текебаева? Из-за этого среди народа нашлись те, кто назвали вас "реакционной". Как вы это прокомментируете?

- У меня и в мыслях не было срывать заседание. Прибыли иностранные друзья, разместились в "Ак кеме". Пошла к ним, они сказали: "Зайдите на заседание, поучаствуйте, Текебаев собирается продолжить вас сравнивать со слепым, криворуким и безногим ветераном". Поэтому я зашла. Рядом с Текебаевым сидели Мавлян Аскарбеков и Равшан Жээнбеков. Мне дали место. Отправила записку модератору, сообщив, что хочу выразить свое мнение. Текебаеву выделили 15 минут. Он говорил разные вещи. В некоторых моментах упоминал меня. Затем на трибуну вышла я, задала вопрос в качестве "ветерана", сообщила, что 7 апреля он был освобожден от тюрьмы народом, возглавляемым "ветераном Токтайым". Спросила у него: "Ты не смог сказать ни слова, тогда тебе нужен был ветеран, а сегодня ветеран тебе не нужен?" Сказала: "Только сплетники разговаривают за спиной человека. Давай побеседуем лицом к лицу". Но он не смог ответить на заданные мной вопросы. Спросила: "Ты обманываешь народ, притворно защищаешь Конституцию. Так где изначальный вариант Конституции?" Я пригласила его в прямой эфир на тему мародерства и подмены текста Конституции. Заявила, что на моих руках собранные в судах материалы за 6 лет. Напомнила, что 14 апреля 2010 года он принял друга Максима Бакиева, джигита-чеченца Дибирова, написал для него письмо-согласие на то, что он может поставить под залог государственные богатства на 8 млрд долларов, а в конце мая выдал государственную доверенность. Он хотел обойти международные конвенции, хотел оставить под залог золото "Кумтора", угольные месторождения Кызыл-Кии, 45 тысяч гектаров земли на Иссык-Куле. В русском варианте Конституции он убрал следующие слова: "природный, животный и растительный мир исключителен". Добавила, что эти старания Текебаева создали трудности для Кыргызстана, который чуть ли не вошел в ХИПК. Кроме того, отметила, что в Конституции нет ни одной строчки о коалиционном соглашении, что за 5 лет он 6 раз совершал "перевороты", незаконно сменял власть.

Когда Текебаев понял, что не пройдет в президенты, он хотел уничтожить Конституцию, напечатанную в "Эркин Тоо", обратился к знакомым девушкам, работающим в ПРООН, получил у них деньги и пытался уничтожить тиражи "Эркин Тоо". На остатки денег, которые он получил за издание Конституции, он на протяжении недели, вместе с Дуйшебаевым и Каптагаевым отдыхал за счет ПРООН в пансионате "Витязь", который был национализирован как собственность Максима Бакиева. Представители окружения Текебаева на протяжении многих лет превратились в вечных ханов, соглашаются с ним, считая, что он хорошо разбирается в законах. Им лень самим изучать вопросы. А Текебаев привык к тому, что он уничтожает или изменяет некоторые законы в угоду внешних сил. Если воровство остается незамеченным, то это превращается в болезнь.

- На круглом столе с участием Ниязова Текебаев заявил: "Если власти не на кого положиться, кроме Токтайым, то плохи у них дела". Действительно ли вы превратились в кнут власти, пытаетесь создать неудобства для оппонентов?

- Даже в более благоприятных обстоятельствах я не была кнутом власти. И не буду этого делать. Если бы была кнутом власти, их адвокатом, то давно сидела бы во власти. Текебаев хочет очернить меня, дискредитировать перед народом, поэтому говорит, что "власти не на кого положиться, кроме Токтайым". Не нужно так паршивить. Когда Атамбаев и Сариев его проклинали, когда он не мог присоединиться в нашу оппозиционную коалицию, его задержали в Польше с "матрешкагейтом". Спикером он стал в 2005 году с помощью акаевцев. А 7 апреля бегал, добровольно сдался КГБ. А то что сейчас говорит, это притворство. Своим нынешним положением он напоминает бессовестную женщину, которая поругалась с мужем, ушла из дома, поняла, что погорячилась и не знает как вернуться. Только недавно они с Саляновой вроде пользовались гибелью погибших в России девушек, кричали: "Отменяйте игры кочевников, никто не должен туда ехать, будет траур". Как известно, он добрался до этих игр раньше Атамбаева.

- В одно время вы были в одной команде с критикуемым Текебаевым. Почему вы стали противниками, стали рыть друг другу яму?

- Правильней будет сказать, что я была кнутом Текебаева, нежели власти. Если бы я так же служила Атамбаеву, то сегодня сидела бы во власти. Я жалею о своей работе, деньгах, времени, которые я потратила для Сариева, Текебаева, Каптагаева, Дуйшебаева и Розы эже. Правильно говорят: "Хочешь узнать человека - съешь мешок соли". С Текебаевым я познакомилась, когда училась в КГНУ. Он был в кыргызской группе, я была в русской группе. Он намного старше нас, был молчуном, почему-то носил белые туфли с заостренным концом. Позднее он удачно женился, ему повезло с родственниками со стороны жены. Это позволило ему сблизиться с Майрам эже, путем различных интриг он стал лидером партии "Ата Мекен", которую основали мы - физики. До 2010 года я помогала ему от чистого сердца. В то время у всех сердце обливалось кровью, но он по своему изменял Конституцию. Заметив это, я открыто сообщила о случившемся. Сказала: "Если ты это сделаешь, мы пойдем разными дорогами". Он мне сказал: "Лучше вступи в "Ата Мекен", в качестве второго человека". Я ответила: "Спасибо, депутатство мне не нужно. Как ты посмел поступить так бессовестно, видя опустошенный народ?" Затем добавила: "Измененные в Конституции тексты не выставляешь на обсуждение. Если ты это так оставишь, наши пути разойдутся". Как и ожидалось, в "Эркин Тоо" опубликовали текст, который мы даже не рассматривали. С тех пор я подверглась гонениям. Когда у Шыкмаматова возникли разногласия с Текебаевым по Конституции, он ушел с поста министра. Но не прошло и недели, он пошел на выборы, оказавшись в передней части списка "Ата Мекена".

- А как вы прокомментируете заявление о том, что на референдуме 98% населения не поддержали проект Основного закона?

- Половина населения не участвовала на референдуме. Тогда было введено чрезвычайное положение из-за конфликта на юге. У ЦИК не было права вести подсчет голосов. Потому что во всем мире запрещено проводить голосование во время чрезвычайного положения. Даже на севере народ не проявил активность. Число проголосовавших составило 30%.

- Кто предложил Отунбаеву на трон президента?

- Этот способ применялся в 2005 году, когда Текебаев за кратчайшие сроки стал спикером. Около десяти человек, которые были вместе до 7 апреля, днями и ночами бегали ради того, чтобы Роза эже стала временным президентом. Для этого нам удалось объединить более 70 депутатов. Собрали в "Ак кеме". Я зашла к ней со словами: "Роза эже, мы достигли соглашения, они передадут вам президентские полномочия, после чего депутаты уйдут в отставку. Назначили дату встречи". Роза эже сказала: "Поговори с мужчинами, интересно, что они скажут". Я побеседовала с Атамбаевым, Текебаевым, Сариевым, Бекназаровым. Атамбаев сказал: "Я согласен. Поддержу Розу эже". Увидев меня, Текебаев сказал: "Возьми антимонопольное министерство и прекращай это". Тогда я ответила: "В твоем случае мы тоже бегали днями и ночами, чтобы ты стал спикером". Он сказал: "Я против. Спикерство - это совсем другое". А Сариев подскочил, он покраснел, с трудом говорил. С трудом сдерживал себя, словно хотел сказать: "Если Отунбаева станет президентом, Атамбаев премьером, то мне ничего не останется". Бекназаров же сказал: "Тебе должность не досталась. Нужно подыскать тебе работу. А в мужские дела не вмешивайся". С помощью таких джигитов, как Каныбек Карабаев, Улук Тукеналиев, Манас Акматов удалось встретиться с Масалиевым и назначить собрание. Посоветовались с депутатами, с которыми был на связи спикер З. Курманов. Сам он сказал, что не придет. Организовали встречу в "Ак кеме", на 4 часа. В тот день с утра зашла к Розе эже, встала на колени и молила: "Роза эже, пролилось столько крови, мы вас поддержим. Ситуация тяжелая. Приходят вести, что в июне в Оше вспыхнет конфликт. Вы будете временным и.о. президента. Вот подписи депутатов, каждый из них явился ко мне в офис подписался. В рамках закона хотим передать вам право временно исполнять обязанности президента". Обещала прийти в "Ак кеме", но не пришла. Ждали до 5. От безысходности депутаты поддержали Исхака Масалиева в качестве временного и.о. президента и сами ушли в отставку. Уже тогда удача начала отворачиваться от эже.

- Повысят ли авторитет Атамбаева Всемирные игры кочевников?

- Игры кочевников повысят авторитет не только президента, но и кыргызского народа, это позволит создать кочевой бренд в Кыргызстане. Игры кочевников улучшают имидж кыргызов, при этом превращаясь в политический процесс, объединяющий братские народы. По сравнению с прошлыми играми, эти игры кочевников будут получше по качеству организации и количеству гостей. Если в 2014 году Кыргызстан погряз в долги, проведя игры, то на этот раз, я думаю, удалось покрыть многие расходы путем продажи билетов. Если эта идея получит правильное развитие в будущем, то экс-президент А. Атамбаев будет стоять во главе международной группы организаторов Всемирных игр кочевников.

 

Источник: газета "Майдан.kg" №31 от 07.09.2016 / стр. 3
http://www.gezitter.org/interviews/53247/