И.Исаков: Шумные скандалы достигли всего мира, вздохи крушат камни, но результаты остаются те же
 
- Исмаил Исакович, какую оценку вы дадите сегодняшней политической ситуации?
 
- Этот вопрос тесно связан с внутренними и внешними факторами, оказывающими воздействие на сегодняшнее и завтрашнее социально-экономическое положение в государстве. Ухудшение ситуации, ее обострение и возникновение конфликтов напрямую зависит от негативных факторов. Если сказать о вышеупомянутых факторах, негативно влияющих на социально-экономическое положение, то само по себе выпукло выпирает, в каком направлении идет сегодняшняя ситуация.
 
- Тогда для большего понимания читателями вы приведите список этих основных факторов?
 
- Ладно, тогда сначала скажу о внутренних  факторах:
 
= Имеющийся сейчас дефицит электроэнергии. Словно этого мало, по выражению русских «топорные» дела нашего правительства, которое без глубокого изучения, грубо, без оснований нарушает конституционные права наших граждан, необоснованно обрезая трехфазное электричество, с которым работают граждане, или требует: «оплатишь за него по 1 сому 20 тыйынов»;
 
= Повышение правительством тарифов на отопление и горячую воду без учета сегодняшней инфляции;
 
= Отсутствие газа на юге с апреля. Депутаты и лидеры фракций Жогорку Кенеша во главе с руководителями правительства на «ура» поддержали передачу России за 1 доллар газовую отрасль со всеми трубами, инфраструктурой, долгами, умышленно закрыли глаза на коррупционные дела там. Полгода не выполняют своих обещаний: «Мы нисколько не замучаемся с газом, подешевеет и цена на газ, отныне мы забудем те проблемы, у нас никогда больше не будет головной боли»;
 
= Дефицит государственного бюджета и обесценивание нашего сома, повышение стоимости доллара как 4-5 месяцев раньше до 54 сома;
 
= Рост цен на бензин, продовольственную продукцию и товары повседневного спроса;
 
= Законы работают неодинаково для граждан, правоохранительные органы не оправдывают доверия народа, в частности, они сами нуждаются в социальной защите, имеется рост уровня преступности;
 
= На юге в приграничных районах тьма-тьмущая проблемных вопросов и недостатков, последствия дефицита воды в этом году.
 
Теперь о внешних факторах:
 
= Непоступление в страну в полном объеме запланированных инвестиций;
 
= Отношение к нам крупных и соседних стран из-за проведения нами неустойчивой, колеблющейся внешней политики;
 
= Высокий уровень зависимости перед другими странами, мировыми банками, у которых попрошайничаем для закрытия дефицита государственного бюджета;
 
= Предполагаемое резкое повышение цен на товары при вступлении в Таможенный союз для выравнивания наших цен с ценами в России и Казахстане;
 
= Отсутствие согласия, дружбы с соседними странами и их особая политика по границе.
 
Теперь посмотри на вышеперечисленные факторы и сравни с размерами сегодняшних зарплат, пенсий, пособий в реальной жизни, дай оценку и сам скажи – в каком русле идет сегодняшняя ситуация?
 
- По моему мнению, положение усиливает недовольство народа властью, вроде идет в направлении, дающем толчок к возникновению различных акций.
 
- Правильно, правительство толкает народ в это направление, день ото дня ведет к усилению чувства ненависти к власти, прямо подводит без оглядки по сторонам, как в советскую эпоху говорили «вперед к коммунизму».
 
- Что нужно делать в таком положении?
 
- Здесь нет никакой трудности, приводящей к головной боли. Всего-то руководители нашего правительства должны были, как мы сейчас с тобой перечислить все факторы, глубоко исследовать, добавить недобавленное нами вместе с министрами, а после этого им было необходимо принять кардинальные меры для скорейшего сокращения каждого из негативных факторов. К сожалению, правительство не смогло пойти на это, упустило время. По-моему, похоже, и нам всем стало известно - это несостоятельность правительства в осуществлении своих обязанностей, в проведении работ по улучшению жизни народа, сокращении факторов с негативным воздействием. Скажу лишь об одном факте: давно знали о дефиците воды. Но, зная, какие конкретные меры приняли?
 
Сколько районов или сёл, хотя бы сколько больниц, школ, предприятий перевели на альтернативную электроэнергию? Нет! Построили малую ГЭС, обеспечивающую район или село? Нет. Сколько построили работающих на угле котельных и сдали в работу? Увеличили бюджет, повысили размер зарплат, пенсий, пособий? Нет. И как они сократят негативные факторы, устранят, предотвратят? Напротив, увеличивают. Как говорится «с больной головы на здоровую», снова виновники – другие, провокаторы – другие. Следует подчеркнуть одну вещь: Мы всегда должны знать точно и открыто – конфликты в государстве, разделение и раскол, размежевание в разные стороны и противостояние, выход народа на митинги-пикеты, совершение революций – все это происходит только как следствие незаконных, несправедливых, самоуправных и неправильных дел чиновников во власти. Простой народ или группы народа никогда не создают конфликтов и не идут на плохой путь.
 
- Президент высказал парламенту резкую критику. Вы согласны с той критикой?
 
- По-моему, видимо, сказанную президентом критику в адрес депутатов слышали все, кроме младенцев в колыбели. Раз мы говорим, что построим чистое общество, свято придерживающееся открытых, демократических принципов, то должны показывать как через рентген обществу не только критические мнения, но и мысли, частную жизнь и совершаемые дела каждого депутата, членов правительства, чиновников, самого президента. Если их каждый шаг, работа, слово будут видны, известны обществу, всему народу, то от этого стало бы хорошо и для народа, и для государства. Это первое.
 
Второе – кто бы ни был, кто бы ни говорил, но насколько высказанные ветвям власти критические мнения аргументированы, обоснованны, доказательны, настолько же создались бы возможности для очищения работающих в ветвях власти. Тогда и депутаты, чиновники во главе с президентом хорошо бы работали для народа. К несчастью, у нас иногда получается однобоко – это очень большой недостаток. Касательно высказанной президентом критики депутатам – часть обоснована, часть безосновательна. В своем выступлении Атамбаев дал «оптом» оценку всем депутатам, целиком парламенту. Но в жизни не бывает «оптом».
 
Например, в парламенте полно депутатов, обеими руками поддерживающих президента. Они поддерживают, крутятся по одному его взгляду, несмотря на его предложения, выдвинутых членов правительства, невзирая на их профессиональный уровень, и тоже вошли в «оптом», оказались в плохом свете. Среди тех, кто правильное в нем называет правильным, а неправильное неправильным, возможно, за это плохой я, может быть, Мыктыбек Абдылдаев, может быть, Омурбек Абдрахманов плохой. Или, может быть, плохой иногда критикующий его Равшан Жээнбеков. А как же те могут быть плохими? Как называется само по себе обзывание плохим того, кто говорит о тебе всегда «правильно», и неправильное в тебе называет «правильным», беспрекословно исполняет сказанное? Думаю, беря с этой стороны, получилось неэтично и необоснованно.
 
Во-вторых, на таких праздниках глава государства должен быть очень высоким, даже если видеть не хочет кого-то и злится, но ко всем должен относиться одинаково, «специально» забыть об их недостатках в такой день, дать народу, депутатам, членам правительства внутреннюю силу, придающую дух, устремление к хорошему, если надо, чтобы свернуть горы. Было бы очень хорошо сказать слова, доводящие до такого уровня, чтобы на следующий день после праздника сами бегали ради государства, ради народа, работали днем и ночью, если надо, были готовы отдать душу за это. А если правда есть недостатки, тогда надо прийти в парламент, сказать как оно есть на самом деле, доказать. Дать конкретные предложения, как можно их исправить недостатки. Вместе с тем выслушать там на месте вторую сторону, ее претензии. Вот тогда было бы конструктивно и народу было бы хорошо, при выслушивании обеих сторон, сравнивая сказанное, и прийти к одному результату.
 
- Не означает ли это начало роспуска этого парламента?
 
- Мы все должны дистанцироваться от мысли, что слова президента являются началом роспуска парламента. У президента нет таких мыслей. Пути роспуска парламента четко прописаны в Конституции. И без этого подходит срок выборов следующего года. Для страны очень опасно идти на досрочный роспуск в ситуации, развивающейся по вышесказанному пути. Может быть, так думают только желающие сделать себе по-японски «харакири», но сегодня нет никаких оснований для роспуска парламента.
 
- В последнее время чрезвычайно обострился пограничный вопрос. Вы считаете, принимаются достаточные меры для решения этой проблемы?
 
- На самом деле в пограничной сфере имеется слишком много проблемных вопросов. Недавняя двусторонняя перестрелка, смерть граждан тоже стали следствием вышеприведенных проблем. Все это означает, что по пограничным вопросам не могут сойти с «ямочной» дороги, проложенной Акаевым. В некоторых случаях попадают то в яму, то в колдобину, зная не зная, попадают в «капканы» соседних стран. Постоянно обостряя, мы дошли до сегодняшнего состояния. Только вчера правительство попало на эту «неровную» дорогу Акаева, за что мы в комитете, парламенте раскритиковали неправильно начатые дела правительства, постарались направить по прямой законной дороге. Как говорится, ты не выправишься, если изначально сел криво в седло, наши ступили на кривую дорожку, не могут выправиться.
 
Например, когда Токон Мамытов был вице-премьером он, управляя этой сферой, и проводил переговоры. На заседании Жогорку Кенеша отвечая на мой вопрос, сказал: «Когда они хотели рассматривать вопрос границы на основе документов 1924-1927 годов, я ответил, что так не пойдет, мы будем работать по документам 1955 года». Тем самым показал, что он сам и правительство ступили на неправильный путь, открыл дорогу к обострению конфликта из-за незнания  международных соглашений.
 
Кроме того, пойдя руководителем Пограничной службы, вследствие незнания международных соглашений он решил «сам знаю, что делать». Без официального согласия тогдашнего правительства подписал протокол, препятствующий строительству на нашей территории близко к границе (ту же конфликтную дорогу Ак-Сай – Кок-Таш, или другое до решения пограничных вопросов), взял обязательство. Поздней, когда пошел туда сам, став вице-премьером, та сторона высказала ему обоснованные претензии, опираясь на подписанный им протокол, выразила недовольство. Дошло до уровня: «Не выполняете обещаний, оказывается, вы не выполняете своих слов, тогда и мы поступим по-другому». Возникла вероятность продолжения конфликтов, ухудшился переговорный процесс.
 
Вице-премьер сегодняшнего правительства, несмотря на «заказные» статьи в некоторых СМИ: «он не специалист, что он знает, раз не служил на военной службе», в отличие от других проводит работу под эгидой подписанных и ратифицированных международных соглашений, по которым стороны брали на себя обязательства по переговорному процессу. Он отверг неузаконенные протоколы, выбрал правильную дорогу, что дает возможность в будущем поэтапно решать пограничный вопрос. К сожалению, при ведении работы по такому пути бывает много противников и протестов. Потому что бывшие не будут просто так сидеть, а действуют, чтобы не всплыли ранее неправильно совершенные ими дела и не стал известен нанесенный стране ущерб. Вот почему этот  вопрос затянется надолго, может возникнуть какая-то конфликтность. Несмотря на такие обстоятельства, для аккуратного ведения работы уровень наших специалистов, проводящих переговорный процесс, должен быть высоким. Кроме того, скорое решение пограничного вопроса зависит и тесно связано с личными отношениями президентов, премьер-министров, вице-премьеров и влиятельных политиков, правильным определением геополитических интересов, социально-экономическим положением в нашей стране, последовательного гибкого проведения внешней политики.
 
- Вас удовлетворяет положение с борьбой против коррупции?
 
- Кажется, что осталось совсем мало времени до начала проникновения в голову мнения: сегодня борьба идет очень мощно, близится срок победы над ней, мало того, вот-вот сознание каждого гражданина «опрокинет вон» такое несчастье как коррупция. К сожалению, если возьмем реальное, соответствующее требованиям закона положение, то сейчас время, когда «чапан» коррупции набрасывается на имеющих и не имеющих к ней отношения людей, все перемешали как кашу. Мы не знаем, ломаем себе головы: на каком фронте, с какими коррупционерами бороться, какой код дать нашей операции. Головы народа вконец заморочены. Называли коррупционерами всех должностных лиц, задержанных по подозрению в преступлении. Коррупция является первой из 17 видов должностных преступлений в гл.30 Уголовного кодекса, утверждена ст.303. По этой ст.303 коррупция - это умышленные деяния, состоящие в создании и противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ. А также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государств.  Ст.304. - злоупотребление должностным положением, ст.305 - превышение должностных полномочий, ст.305.ч1 - пытка, ст.ст.310-313 -  взяточничество и его виды, самая последняя ст.316  - халатность.
 
Таким образом, не все должностные преступления – коррупция. Теперь, согласно требованиям ст.303, вышло заочное судебное решение всего лишь на М. Бакиева и Гуревича. Да еще пока только в первой инстанции. Пока еще по суду никто другой не привлечен к наказанию. Следует отметить еще одно, прокуратура объявила на весь мир об уголовных делах, устроила шумиху, без решения суда назвала некоторых коррупционерами. Каким бы клеем прокуратура не клеила к статье «коррупция», но если бы рассмотрела, не выходя за рамки закона, юридически глубоко расследовала, то они не соответствуют коррупции, даже духа близко нет к коррупции. Поэтому, на основе вышеуказанных фактов борьба с коррупцией удовлетворит разве что некоторых нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов, но лично меня не удовлетворяет. Мы, как выяснилось, в этой борьбе «разгромили» только Максима с Гуревичем вдвоем. Теперь посмотри, создана специальная служба по борьбе с коррупцией, и прокуратура с ней борется, им выдается зарплата, материально-техническое оснащение, командировочные выплаты. Сколько государственных средств тратится! А результат - всего те двое. Шумные скандалы достигли всего мира, вздохи крушат камни, но результаты остаются те же. Сам скажи, тебя удовлетворяет такая «борьба»?
 
- Высказываются мнения, что эта борьба является кампанией специально для уничтожения некоторых видных политиков. Скажите, почему результаты нашей борьбы выходят противоположными?
 
- Самая основная причина – наша система государственного управления создана и направлена на коррупцию и ее процветание. Например, врачи берут все анализы, только после выставления диагноза вырезают больное место или лечат. А мы ведь на государственном уровне не можем взять пример с врачей. Прежде чем начать какую-то большую кампанию, нам надо было всесторонне исследовать, уточнить, выявить, откуда растут корни, в соответствии с этим составить план мероприятий, подсчитать, какими будут результаты предпринятых мер, сколько денег требуется потратить, и только потом начать «кампанию». Так не получилось. Теперь для эффективной борьбы необходимо создать систему государственного управления, прежде всего, не допускающую коррупцию, препятствующую ей. Это должно стать самым необходимым шагом. Проект такой системы объявили депутаты во главе со мной (О. Абдрахманов, Р. Жээнбеков).
 
Второе – надо резко сократить количество чиновников, бюрократов, упразднить дублирующие государственные органы, дать большую свободу министерствам, чтобы они работали по стандартам, обеспечивали исполнение законов, повышением зарплат чиновникам допустить, чтобы за счет своих бюджетов устанавливали зарплаты своим работникам по итогам их работы, а также их количество.
 
Третье – скорейшее реформирование изнутри правоохранительных органов, обеспечить полноценно с материально-технической стороны, повысить зарплаты, взять в руки их социальное обеспечение и изменить процесс принятия на работу. Например, зарплата сотрудников Антикоррупционной службы 14-15 тысяч сомов. Средняя зарплата сотрудников районной милиции 12-14 тысяч сомов. Зарплата сотрудников Военной прокуратуры тоже в среднем в пределах 14-15 тысяч сомов. Посмотришь на состав семей этих сотрудников, у них минимум по двое детей, вся семья вместе с супругами 4-5 человек. Если на каждодневное питание каждому в среднем уходит по 100 сомов, то четверым надо 400 сомов. В месяц 12 тысяч сомов. Зарплата полностью израсходована. Откуда, за чей счет они платят за одежду, школу детям (книги, тетради и другое), квартплату за взятую в аренду квартиру, на радостные и горестные мероприятия кыргызов? Конечно, за счет «борьбы» с коррупцией.
 
Четвертое – давать особую оценку средствам массовой информации и создать условия для активизации общественных организаций.
 
Пятое – пойти на большие перемены в местных государственных администрациях, органах местного самоуправления власти и судебной системе. Предоставить в их собственное распоряжение кадровые и финансовые вопросы (и эти вопросы полностью включены в нашу концепцию). Таким образом, если мы реализуем вышеперечисленные разносторонние мероприятия, тогда наша борьба с коррупцией стала бы результативной. Создались бы хорошие условия для нашего развития, улучшения условий жизни нашего народа, установления в государстве законности.
 
Источник: газета «Азия news» №67 от 18.09.2014/стр. 6-7   
  http://www.gezitter.org/interviews/33389/