И.Шаршеев: Но ведь хорошо, если простой народ занимается контрабандой, чтобы заработать себе на хлеб
 
- Как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в Кыргызстане?
 
- С конца 2010 и с начала 2011 года во всем мире упали экономические показатели, что отразилось и на Кыргызстане. Это проявилось у нас в 2011 году. Но этот регресс сейчас прекратился. Есть рост, но незначительный. Показатели постепенно падают. Ожидается, что в 2016 году будет экономический рост в Кыргызстане. Но будет ли это настоящим развитием - для нас большой вопрос. Потому что во всем мире появляются новые обстоятельства. К примеру, события в Украине, санкции, введенные для России и т. д.
 
Все это может сказаться на нас, потому что мы находимся на рынке Казахстана и России. Возможно, все это не столь отразилось бы на нас, если бы мы были на рынке Индии, Китая, Ирана, Афганистана. Но у нас не перестают утверждать, что 2016 год будет годом экономического роста. Посмотрим, что будет на самом деле.
 
- Может ситуация улучшится со вступлением в Таможенный союз?
 
- Есть позитивные и негативные стороны этого решения. Плохо то, что цены в Таможенном союзе вырастут на 30-40%. Ожидается, что в связи с этим рост цен у нас составит от 12 до 80%. Возможно зарплаты при этом останутся неизменными. Еще одно негативное явление касается совместной охраны границ. К примеру, говорят, что у нас процветает контрабанда. Но ведь хорошо, если простой народ занимается контрабандой, чтобы заработать себе на хлеб. Если к охране границ подключаться пограничники других стран, то доходы наших граждан снизятся.
 
Что касается хороших сторон, то был подготовлен технический регламент внутри Таможенного союза. В соответствии с ним цеха и предприятия в Кыргызстане будут подогнаны под определенный стандарт. Это очень затратное дело. Владелец предприятия должен будет потратить 30-100 тысяч долларов. Но в то же время качество продукции улучшится. Мы сейчас даже не умеем делать мороженое. Никто не гарантирует, что в нем нет сальмонеллы (бактерия длиной в 1-7 мкм). В цехе по производству мороженого приходишь в ужас. Сливают жидкость в немытую посуду, делают там мороженое. Не знаю, может из-за микробов у нас получается вкусное мороженое, но в Казахстане любят нашу продукцию.
 
Если мы вступим в Таможенный союз, то предприниматели будут соблюдать чистоту, подчиняться жестким требованиям. Кроме того, союз облегчит работу по выходу на рынок Европы, Америки, Азии, тихоокеанского региона, позволит сертифицировать нашу продукцию. Начнем развиваться, когда найдем пути на рынки Ирана и Индии. У нас есть торговые отношения с Китаем, но неполноценные. Нам нужно основательно войти в экономику Китая. Потому что население Китая огромное, как и рынки. Ни в одной стране нет таких больших возможностей. Перед Кыргызстаном стоят большие перспективы, мы просто не можем этим воспользоваться.
 
- Как вы оцениваете борьбу с коррупцией нынешней власти?
 
- Это очень интересное обстоятельство. Нужно благодарить коррупцию, которая спасла Кыргызстан от исчезновения. Если бы не коррупция, то Кыргызстан бы развалился, был бы продан чужой стране. Чиновники Кыргызстана положили начала развитию коррупции. Но есть и плохая сторона коррупции - она мешает развитию страны. А чтобы ее искоренить, нужно сокращать государственный аппарат. Пока никто на это не решился.
 
У нас есть правые, группа людей, требующие реформ. Наверное, я могу отнести себя к ним. Мы хотим, чтобы Соцфонд был расформирован и создана социальная система. Люди сами должны решать, какие пенсии и пособия им получать. Нужно сокращать налоги, иначе коррупция не искоренится. Для обслуживания социальной системы нужно множество чиновников. Это сам по себе источник коррупции.
 
В нашей стране пока всего этого не происходит. Но представители правительства с интересом выслушивают нашу точку зрения. Хочу сказать одно. Пока не началась системная борьба с коррупцией. Что касается последних событий, у нас освободили Келдибекова, Омуркулова. Мы уже начали с тревогой задаваться вопросом: "Вроде президент обещал вести нещадную борьбу с коррупцией. Или он решил пожалеть друзей?" Не было достаточно улик, чтобы заводить дело по отношению к Омуркулову. Поэтому в суде были вынуждены его оправдать. 
 
Источник: газета "Майдан" №29 от 20.08.14 / стр. 6   
  http://www.gezitter.org/interviews/32459/